Требования к содержанию и оформлению материалов для участия в фестивале педагогических мастерских «Достижение предметных результатов при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации по иностранным языкам» (далее Фестиваль)
Мастер-класс как форма интерактивного обучения и обмена опытом
1. Определение понятия.
Мастер-класс (англ. Master class, нем. Meisterkurs, Musikpädagogik, фр. Classe de maître) — оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности (музыки, изобразительного искусства, литературы, режиссуры, актёрского мастерства, дизайна, а также науки, педагогики и ремесла) для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности [3].
Первоначально мастер-класс как форма обучения был просто необходим представителям творческих профессий, где просто «рассказать» недостаточно для приобретения навыка. Так, чтобы научиться виртуозно играть на музыкальном инструменте, мало – выучить ноты и сыграть несколько мелодий. Существует ряд приёмов, помогающих оттачивать мастерство игры на скрипке, привнося с каждым разом оригинальные звуковые эффекты в исполнение музыканта. Овладение данными приемами невозможно в ходе лекции, путь долгих репетиций значительно увеличит время овладения приемами и также не будет гарантировать их самостоятельное постижение музыкантом. Единственный выход – мастер-класс од руководством мастера, способного не просто продемонстрировать приемы, но и мотивировать публику на овладение ими, скорректировать технику каждого музыканта, участвующего в мастер-классе, а также направить занятие таким образом, чтобы каждый постиг приемы самостоятельно, своим индивидуальным путем.
Данная историческая справка характеризует суть мастер-класса в педагогике, где существуют следующие определения понятия:
1) мастер-класс — это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции;
2) мастер-класс (от английского masterclass: master — лучший в какой-либо области + class — занятие, урок) действительно является семинаром, который проводит эксперт в определённой дисциплине для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете. Очевидно, таким образом, что мастер-классы не показывают, а проводят;
3) мастер-класс — современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания [2].
2. Назначение мастер-класса.
Основной принцип проведения мастер-класса заключается в словах «Я знаю, как это делать. Я научу вас». Смысл мастер-класса для Мастера, который проводит мастер-класс, заключается в стремлении поделиться с участниками своей уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично им. По сути дела, мастер-класс – это передача действующей технологии, где важно не знание, не сообщение информации, а передача способов деятельности, таких как прием, методика, метод, технология [1].
Специфика мастер-класса заключается в том, что специалист демонстрирует свое мастерство или свое понимание проблемы в практической форме, где активны все участники мастер-класса. Мастер принимает на себя роль консультанта, помогающего организовать учебную работу, осмыслить на новом более высоком уровне осваиваемую деятельность.
3. Типы педагогических мастер-классов.
Презентация педагогического опыта: кратко характеризуются основные идеи презентуемой образовательной технологии, демонстрируется наглядный пример работы (в виде урока); обсуждаются с аудиторией проблемы и перспективы в работе педагога (фактически такой мастер-класс является открытым уроком).
Имитационная игра: педагог проводит учебное занятие со слушателями, которые занимают место учащихся; в этом случае слушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом учебном занятии.
Моделирование: участники-учителя выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии урока, предложенной специалистом; специалист, проводящий мастер-класс, выполняет роль консультанта, он только организует самостоятельную деятельность аудитории, а затем участвует в обсуждении авторских моделей, созданных в ходе занятия [https://ru.wikipedia.org/wiki/Мастер-класс].
4. Рекомендации по подготовке мастер-класса.
4.1. Выберите ведущую педагогическую методику, технологию или приём, который вы хотите проиллюстрировать на мастер-классе и свяжите его с темой.
4.2. Определите цели и задачи в связи с темой, которые вы хотите достигнуть на мастер-классе.
Формулировки могут быть следующими:
- научить участников мастер-класса …,
- показать наиболее интересные варианты работы с учебным материалом через активную деятельность участников мастер-класса,
- на основе активной практической деятельности подвести участников мастер-класса к пониманию педагогической …,
- организовать творческую деятельность участников мастер-класса с целью поиска новых вариантов решения проблемы.
4.3. Придумайте проблему, вопрос, парадокс, вводящие в вашу тему занятия и представляющие интерес для «учащихся».
4.4. Подберите технические средства (минимально) и различные формы работы к данным целям и задачам.
4.5. Придумайте неожиданные предметы или открытия, которые раскрывают ведущую педагогическую идею.
4.6. Включите фантазию, придумайте интересный замысел мастер-класса.
4.7. Составьте подробный план занятия, помните о том, что мастер-класс для учителей Вашего предмета желательно подготовить на иностранном языке, в случае невозможности выполнения данного условия (наличие методических категорий, теряющих первоначальный смысл при переводе на иностранный язык, специфика методики, технологии), мастер-класс может быть подготовлен на русском языке.
4.8. Расставьте стулья, столы и доску так, как вам нужно.
4.9. Не забывайте о результате, который желаете получить по итогам мастер-класса в ходе его планирования [2].
5. Рекомендации по проведению мастер-класса.
5.1. Старайтесь говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными интонациями (не монотонно).
5.2. Нельзя весь мастер-класс читать лекцию, хотя вводная часть должна иметь определенную теоретическую значимость.
5.3. Не превращайте мастер-класс только в игру. Одна форма работы на мастер-классе неприемлема.
5.4. Проявляйте специфику предмета.
5.5. Не добивайтесь долго того ответа, который вам нужен. А если получили его раньше — не продолжайте двигаться в эту сторону.
5.6. Старайтесь показывать не только себя, но и «учеников».
5.7. Не бойтесь задавать трудные вопросы.
5.8. Проведите в конце краткий анализ занятия с «учениками»,
5.9. Не превышайте лимит времени для выступления (не более 20 минут)[2].
6. Структура мастер-класса (рекомендательный характер).
ü выделение проблемы, обозначение её актуальности,
ü объединение участников в группы для решения проблемы,
ü инструктаж по выполнению задания,
ü работа с материалом,
ü представление результатов работы,
ü обсуждение и корректировка результатов работы,
7. Требования к оформлению мастер-класса.
7.1. Технические требования.
Сценарий мастер-класса рекомендуется предоставить в качестве документа, созданного в формате Microsoft Word, в соответствии со следующими техническими характеристиками:
- шрифт - Times New Roman, размер шрифта – 14;
- отступ абзаца – 1, 15;
- поля: верхнее и нижнее – 2,5 см, левое – 2 см, правое – 1, 5 см.
Таблицы, иллюстрации и фотографии должны иметь сквозную нумерацию и название.
7.2. Требования к содержанию.
Сценарий мастер-класс для проверки и последующей публикации рекомендуется оформить от третьего лица, без обращений, свойственных жанру выступления. Объём текста не должен превышать 8 страниц формата А4. Демонстрационные и наглядные материалы должны быть представлены в виде приложения к сценарию мастер-класса. В случае необходимости использования мультимедиа (компьютерной презентации, аудио- или видеофайлов), рекомендуется также предоставить их на проверку в виде приложений (отдельных файлов). В конце сценария мастер-класса оформляется список используемой литературы в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008.
После заглавия необходимо предоставить краткую информацию об авторе и аннотацию к сценарию мастер-класса, а также ключевые слова.
Пример оформления: