Виды платежей за природные ресурсы




Введение

 

Одним из основных принципов природопользования и охраны окружающей среды является платность природопользования. Однако данный принцип сопровождает экономику нашей страны не так давно, да и не совсем эффективно.

Уникальный природно-ресурсный потенциал России при его эффективном использовании является одной из важнейших предпосылок устойчивого развития страны, как в настоящее время, так и на длительную перспективу.

Россия занимает ведущее место в мире по объему природных ресурсов. Так, доля России в мировых запасах нефти составляет 12-13 %, газа - 32 %, угля -11%, железа - 26 %, никеля - 36 %, кобальта - 18%, свинца 10 %, цинка - 15 %. По запасам алмазов, платиноидов, золота, серебра, титана, циркония, редких и редкоземельных металлов Россия входит в первую тройку стран мира. Валовая потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых России в конце 90-х годов прошлого века оценивалась почти в 30 трлн. долл. США, а прогнозный потенциал - в 150 трлн. долларов.

При этом большинство экспертов отмечают низкую эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами.

За последние годы рентные платежи в доходах бюджета не превышают 7-8% процентов, а по оценкам специалистов, они могут составлять до 20% доходов бюджета.

Цель данной работы - рассмотреть систему платежей за природные ресурсы в России.

 


Сущность системы платежей за природные ресурсы

 

Природно-ресурсные налоги и платежи в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, относятся к числу регулирующих доходов бюджета, распределение которых осуществляется ежегодно при принятии бюджета. В них заинтересованы субъекты Федерации, поскольку предельные размеры ставок указанных налогов и платежей по большинству природных ресурсов (водным, лесным, земельным и др.) устанавливаются на уровне Российской Федерации, а конкретные ставки - субъектами Российской Федерации, исходя из их географических, экономических, социальных и экологических условий.

Система платежей за природные ресурсы - это виды платы, методы определения размера отдельных видов платы, порядок установления, изъятия и использования платы.

Плата за природные ресурсы - это издержки предприятия, связанные с использованием природных ресурсов и рассчитанные в соответствии с действующей в стране методикой расчета затрат. На основе правил расчета затрат вся совокупность природных ресурсов делится на три группы:

1) Ресурсы закупаемые. Оцениваются ценой предприятия, добывающего, подготавливающего или производящего первичную переработку ресурса. Сюда относятся сырьевые и энергетические ресурсы.

2) Ресурсы изымаемые у природы. Они оцениваются издержками на их добычу и специальными выплатами (налогами) государственным или муниципальным фондам за каждую единицу используемого ресурса. К ним относятся изменяемые или используемые земля, вода, атмосфера, лес и полезные ископаемые, вовлекаемые в производство.

3) Ресурсы, являющиеся собственностью производителя (или предприятия). Сюда относят: отходы производства, возвращаемые в виде ресурса (металлоотходы), вторичные энергетические ресурсы, вода замкнутого оборотного цикла, собственная земля и т.п. Для оценки этих ресурсов существует три правила:

1) Ресурсы оцениваются по нулевой оценке;

2) Ресурсы оцениваются по издержкам на доставку и подготовку к использованию;

3) Ресурсы оцениваются по вытесняемым затратам за счет замены "первичного" природного ресурса.

Принцип "платности использования ресурсов" был закреплен как основополагающий в Законе "Об охране окружающей природной среды" в 2001 году. Платность использования ресурсов в природопользовании выполняет следующие функции:

- Рациональное и комплексное использование природных ресурсов;

- Улучшение охраны окружающей среды;

- Выравнивание социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов;

- Формирование специальных фондов финансирования по охране и воспроизводству природных ресурсов.

В настоящее время платежи за природные ресурсы регламентируются следующими основными законами РФ: "О федеральном бюджете», "Об охране окружающей среды" 2001 г., "Земельный кодекс" 2001 г., "О недрах" 1992 г., "О животном мире" 1995 г.; "О соглашениях о разделе продукции" 1995 г.; "Водный кодекс РФ" 2006 г.; "Лесной кодекс РФ" 2006 г.

 

 


 

Виды платежей за природные ресурсы

 

Можно выделить следующие виды налогов и платежей за пользование природными ресурсами:

· платежи за пользование лесным фондом;

· водный налог;

· платежи за право пользования объектами животного мира;

· налог на добычу полезных ископаемых;

· земельный налог;

· плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов.

Все вышеперечисленные виды налогов и платежей относятся к федеральным налогам за исключением земельного налога - это местный налог. Все виды платежей за природные ресурсы устанавливаются в виде твердых ставок (нормативов) в расчете на единицу потребляемого (применяемого) ресурса запасов полезного ископаемого, 1 м3 воды и др. Платежи датируются с учетом качественных характеристик ресурсов и природных условий эксплуатации. За нарушение действующих норм и лимитов использования природных ресурсов (например, сверхнормативный расход запасов полезных ископаемых) применяются повышенные платежи, выплачиваемые из дохода предприятий - нарушителей.

 

 

Водный налог

Плата за воду была введена в 1982 г. на основе затратного метода. Это плата за сбор воды промышленными предприятиями по установленным тарифам. В основе величины тарифов лежат затраты на подготовку воды и транспортировку ее до пользователя, при этом не берется во внимание такой фактор, как дефицитность воды на конкретной территории. При этом методе расчета платы, повторно используемая вода обходится предприятию значительно дороже, чем свежая. Для промышленных предприятий введены лимиты потребления воды (месячный лимит забора воды исчисляется в пределах годового забора воды) и штрафные санкции за сверхнормативный забор воды (штрафные выплаты в 5 раз превышают базовые тарифы). Плата за воду, забираемую организациями из водохозяйственных систем, включается в себестоимость продукции (работ, услуг).

С 1998г. применялась плата за пользование водными объектами. Водный налог введён с 1 января 2005 года Федеральным законом №83-ФЗ. Понятие «водный объект» определено Водным кодексом РФ - это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Водный режим - это изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах.

Система платежей, связанных с пользование водными объектами определена ст.123 ВК РФ. Она включает:

- плату за пользование водными объектами (водный налог);

- плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов;

- ст. 126 ВК РФ устанавливает также сбор за выдачу лицензий на водопользование;

Плательщиком за пользование водными объектами являются юридические лица, которые непосредственно осуществляют пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств и устройств, подлежащих лицензированию. Плата взимается:

- при заборе воды из поверхностных водных стоков, территориального моря и внутренних морских вод для ее использования в производственном, технологическом процессах, для собственных, хозяйственных и бытовых нужд;

- при сборе сточных вод, попавших в водные объекты, от результатов производственной и иной деятельности;

- при пользовании водными объектами без изъятия воды сброса сточных вод - для удовлетворения гидроэнергетики в воде;

- при использовании акватории водных объектов для лесосплава и др.

От уплаты освобождено использование водных объектов в следующих целях:

- забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

- забора воды для рыболовства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

- проведения государственного мониторинга водных объектов;

- осуществления рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, а также учреждениями для обслуживания инвалидов, ветеранов, детей.

Объектом обложения являются:

- объем забранной из водного объекта воды;

- объем продукции (работ, услуг), произведенной при пользовании водными объектами без забора воды (для гидроэлектростанций- количество выработанной электроэнергии;

- площадь акватории водных объектов;

- объем сбрасываемых в водные объекты сточных вод.

Максимальные и минимальные ставки установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2001г. №826 по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам (в пределах установленных лимитов) в рублях за 1000 м. куб. забора воды и за 1000 м куб. За сброс сточных вод, а также в тысячах рублей за 1000 кв.м. используемой акватории в год; в рублях за 1000 кВт/час электроэнергии, вырабатываемой ГЭС; в рублях за 1000 м куб. сплавляемой древесины на каждые 100км сплава.

Плата за водопользование является эффективным средством обеспечения экономического использования и надёжной охраны водных объектов и их ресурсов и в большинстве стран стала неотъемлемым элементом хозяйственного механизма в сфере использования и охраны вод. За счёт средств, взимаемых в виде платы за водопользование, компенсируются затраты водохозяйственных систем. Однако в странах, в которых велика доля потребления на нужды орошаемого земледелия и водообеспечение сельского населения, указанные затраты компенсируются не в полной мере.

 

 

Земельный налог

Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ в составе местных налогов введён земельный налог и отменена ранее действовавшая плата за землю. На основании ст. 65 Земельного кодекса РФ (Федеральный закон от 25.10.2001г. №136-ФЗ), использование земли в РФ является платным. Плата за землю взимается на всей территории РФ. Цель ее введения состоит в стимулировании рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях различного качества; обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах путем формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий. Формами платы являются: земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Ежегодный земельный налог платят собственники земли, землевладельцы и землепользователи. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установление коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка вводится нормативна цена земли. Данный показатель характеризует стоимость участка определенного качества и месторасположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственника земли, землевладельцев и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земли в расчетный год.

Целью введения платы за землю определялось стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населённых пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Земельная плата устанавливается дифференцированно для земель сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использования. Ставки налога на землю сельскохозяйственного назначения учитывают состав угодий, их качество, площадь и месторасположение. Средние размеры налога с одного гектара пашни по субъектам РФ установлены Законом РФ «О плате за землю», ст. 5 (в редакции от 25.07.2002г.).

Минимальные ставки земельного налога за 1 га. пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ.

Земельные участки могут передаваться в пользование на условиях аренды. В связи с этим арендодатели государственных и муниципальных земель в лице администраций районов и городов могут устанавливать любые размеры ставок арендной платы, в том числе и нулевые. При этом предоставление льгот в централизованном порядке относится только к земельному налогу, а не к арендной плате за землю.

Арендная плата за землю может взиматься отдельно или в составе общей арендной платы за всё арендуемое имущество, когда кроме земли в аренду переданы строения, сооружения и другие материальные и природные ресурсы, но с обязательным перечислением органов местного самоуправления.

За земельные участки, необходимые для обслуживания жилых и нежилых строений, предоставленных в пользование юридическим лицам или гражданам по договорам аренды, земельный налог взимается с арендодателя. При аренде земель и имущества, находящихся в государственной и муниципальной собственности, арендная плата взимается с арендатора.

По земельному налогу установлено большое количество льгот. В частности, от уплаты земельного налога полностью освобождаются:

- заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;

- предприятия, а также граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами в местах их традиционного бытования;

- научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства сельско- и лесохозяйственного профиля;

- учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, финансируемые за счет средств бюджетов различного уровня либо за счет профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры и т.д.

- земли, занятые полосой слежения вдоль Государственной границы РФ и т.д.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: