Лекция 21-22. Физическое воспитание детей дошкольного возраста
Вопросы:
1 Возрастная периодизация детей дошкольного возраста.
2. Значение движений для жизни ребенка.
3. ФК в пренатальный период развития человека.
4. ФК в первый год жизни.
Литература: Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М. 1991.
Г.Домен Гармоничное развитие ребенка М. 1995.
1. Степаненкова Э.Я. Теория и методика ф.в. и развития ребенка, - М.2001.
2. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей – М. Просвещение.1991.
3. Чистякова М.И. Психогимнастика– М. Просвещение.1991.
4. Кинеман А.В. Хухлаева Д.Б. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста -М. Просвещение.1978.
5. Программа «Детство»- СПб. 1995.
Возрастная периодизация детей дошкольного возраста
По биологическому признаку | Возраст | Организационные группы ДОУ | По педагогическому фактору |
Пренатальный | До рождения | Семья | |
Новорожденный | 1-10 дни | Семья | Ранний дошкольный возраст |
Грудной возраст (младенчество) | 1-ый год | Семья / Первая ясельная | |
Раннее детство | 2-ой год | Семья / Вторая ясельная | |
3-ий год | Семья / Первая младшая | Младший дошкольный возраст | |
Первое детство | 4-ый год | Вторая младшая | |
5-ый год | Средняя | Средний дошкольный возраст | |
6-ой год | Старшая | Старший дошкольный возраст | |
7-ой год | Подготовительная |
2. Возрастные изменения в процессе роста человека представляют собой постепенные количественные и качественные трансформации в сторону совершенствования. Как показали исследования, развитие каждого человека с момента зачатия до момента окончательного формирования организма повторяет периоды эволюционного становления жизни на Земле. В основе этого становления, его мотивом является потребность в совершенствовании движений (Бернштейн Н.А.).
Потребность в формировании новых двигательных актов создает необходимость в формировании способов управления этими актами, то есть формированию центральной нервной системы. Последовательность развития всех уровней ЦНС отражает степень совершенствования двигательной деятельности.
Именно потребность в совершенных движениях произвела на свет и условные рефлексы и способность к мышлению, память – высшие сферы деятельности ЦНС. Интересно, что современный человек в процессе индивидуального развития проходит все стадии жизни на Земле.
Начинается развитие с клеточное существо, находящееся в водной среде. Затем превращается в рыбу – у него есть жабры – в этот период формируется первый уровень ЦНС, отвечающий за движения шеи и туловища. Далее зародыш человека становится подобным пресмыкающимся – формируется отдел ЦНС, отвечающий за движения конечностей. Третья стадия – развитие птицы – формирование уровня согласованности и целостности движений туловища и конечностей. Четвертая стадия – низшие млекопитающие – сенсорная коррекция, точность, рациональность, адекватность движений. 5 – высшие млекопитающие – манипуляция предметами, понимание смысла действий.
К моменту рождения человек как бы «оформлен» - то есть соответствует форме, определенной природой человеку. Дале осуществляется процесс наполнения формы содержанием. Полностью ЦНС формируется к 2 годам жизни, а окончательно – к 14-15 годам. Самый важный период жизни человека первые 2 года – здесь осваивается столько информации, сколько потом за всю оставшуюся жизнь.
3. Начинать физическое воспитание надо с внутриутробного периода. Главное условие – отношение к будущему человеку: желанность, здоровье матери (наследственные и хронические заболевания, вес, занятия спортом), условия жизни матери (режим, питание, объем двигательной активности), влияния на нее различных факторов (стрессы, болезни, перенесенные во время беременности, и способы их лечения, вредные привычки, отношение с близкими людьми). Есть научные данные, что здоровье и обстоятельства жизни будущего ребенка оказывают время зачатия, состояние родителей в этот момент (традиция - на свадьбе не пить, гороскопы).
Роды тоже оказывают влияние на физическое и психическое здоровье ребенка. Важно «уметь» рожать, готовиться к этому процессу физически: делать специальные физические и дыхательные упражнения, и психически: читать специальную литературу, консультироваться со специалистами, ходить на специальные курсы (хорошо, если вместе с будущим папой).
Роды очень ответственный момент жизни человека: во-первых это сильный стресс, во- вторых возможно травмирование ЦНС (как следствие - ДЦП).
Необходимо заранее определить методику родов. Сейчас много различных вариантов: традиционный, в роддоме, которые бывают различными по качеству услуг, дома, в воде. Так же важно, в каком положении проходят роды. Лежа - самые не естественные. Сейчас применяют специальные кресла, где роженица находится в положение приседа, так рожали древние люди. Есть методика, когда рожают стоя.
Правила обеспечения максимального снижения стрессового состояния ребенка после рождения.
- Сразу отдать ребенка матери. Это обеспечивает сохранение тепла, сохранение единого биополя, успокаивающее воздействие сердцебиения матери (ритм).
- Приложить к груди. Молока нет, но молозиво, вещество, выделяемое в первое время, является сильнейшим концентратом иммунитета.
Роль отца очень важна. Те отцы, которые присутствуют при родах, сразу включаются в общение с ребенком и у них рождаются отцовские чувства, которые у других просыпаются, когда ребенок начинает говорить.
Первый год жизни.
Двигательные умения:
1-ый месяц жизни ребенок приобретает способность управлять мышцами шеи и туловища. Это проявляется с умении ребенка лежа на животе поднимать и удерживать голову.
К 2-3 месяцам включается уровень сенсорных коррекций – ребенок фиксирует взгляд, различает звуки (может отличить голос матери), тянуть руки к предметам, поворачиваться со спины на живот. Если согнуть ноги и дать опору, ребенок оттолкнется и поползет.
К 6-8 месяцам вступает в работу механизм согласованности двигательных актов: ребенок сидит с поддержкой, встает, ходит с опорой, ползает.
В 9-12 месяцев формируется способность уточнять свои движения. Мелкая моторика: брать мелкие предметы и манипулировать ими. Ходить без опоры, самостоятельно сидеть.
Задачи ФВ:
1. Формировать и укреплять здоровье, обеспечивать профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА).
2. Способствовать эффективному формированию естественных двигательных умений.
3. Формировать эмоциональную сферу.
4. Совершенствовать сенсорные способности.
Средства:
1. Водные и воздушные ванны
2. Режим жизни
3. Питание
4. Массаж
5. Рефлекторные движения
6. Пассивные движения
7. Пассивно-активные движения
8. Плавание
9. Упражнения для мелкой моторики рук
10. Прогулки на свежем воздухе
Методические особенности (Домен Г.)
1. Увеличение подвижности ребенка, которая стимулирует физическое, интеллектуальное и социальное развитие. Предоставление возможности двигаться: не пеленать, плавать.
2. Дать возможность ребенку находиться в естественной позе – эмбриона. Не класть на спину.
3. Часто кратковременно удерживать ребенка в вертикальном положении на руках
4. Создать безопасные и гигиенические условия.
5. Использовать привлекательные объекты восприятия вне пределов досягаемости, но в пределах видимости.
6. Ставить цель и поощрять ее достижение.
7. Чем меньше ребенок, тем меньше грань между «поиграть» и «поучиться».
8. Разговаривать с ребенком.