УМЕСТНОСТЬ
Задание 1.
1. Прочитайте различные афоризмы, связанные с уместностью, и приведите примеры подобных несоответствий речи и того или иного компонента коммуникативной ситуации. Подумайте, как нужно избежать неуместности в каждом случае.
Надо сегодня сказать лишь то, что уместно сегодня. Прочее все отложить и сказать в подходящее время (Гораций). |
Чаще ты взвешивай, что и кому говоришь обо всяком (Гораций).
Легко счастливому поучать несчастного (Эсхил).
Тот, кто дает упрямому совет, сам нуждается в совете (Саади).
Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь, что не промолчал (Л. Н. Толстой).
С умного хватит и намека (Теренций).
2. Прочтите начало рассказа А. П. Чехова «Злой мальчик» и оцените речь молодого человека с точки зрения ее стилевой уместности.
Иван Иванович Лапкин, молодой человек приятной наружности, и Анна Семеновна Замблицкая, молодая девушка со вздернутым носиком, спустились вниз по крутому берегу и уселись на скамеечке. Скамеечка стояла у самой воды, между густыми кустами молодого ивняка. Чудное местечко! Сели вы тут, и вы скрыты от целого мира — видят вас одни только рыбы да пауки-плауны, молнией бегающие по воде. Молодые люди были вооружены удочками, сачками, банками с червями и прочими рыболовными принадлежностями. Усевшись, они тотчас принялись за рыбную ловлю.
- Я рад, что мы, наконец, одни, — начал Лапкин, оглядываясь. — Я должен сказать вам многое, Анна Семеновна... Очень многое... Когда я увидел вас в первый раз... У вас клюет... Я понял тогда, для чего я живу, понял, где мой кумир, которому я должен посвятить свою честную трудовую жизнь... Это, должно быть, большая клюет... Увидя вас, я полюбил впервые, полюбил страстно! Подождите дергать... пусть лучше клюнет... Скажите мне, моя дорогая, заклинаю вас, могу ли я рассчитывать — не на взаимность, нет! — этого я не стою, я не смею даже помыслить об этом, — могу ли я рассчитывать на... Тащите!
3. Расскажите об одном и том же смешном (грустном) случае, произошедшим с каждым из вас: а) друг другу; б) своим Домашним; в) преподавателю. Опишите ситуации, в которых ваши рассказы будут уместны. Пронаблюдайте, что будет меняться в вашем рассказе в зависимости от изменения адресата или ситуации в целом.
Прочтите примеры народной мудрости, которые приводит К. В. Рождественский в «Теории риторики», и определите, к каким параметрам коммуникативной ситуации относятся эти пословицы. В каких ситуациях они могут быть уместно употреблены в вашей речи? С какой целью?
Глухой слушает, как немой речь говорит.
И глупая речь бывает к месту.
Чрезмерная мудрость хуже глупости.
Вода всю мельницу унесла, а ты спрашиваешь, где желоб.
Его из деревни гонят, а он просится в старосты.
Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить.
Лучше плакать кстати, чем смеяться не вовремя.
Учит рыбу плавать.
Резюме. Уместность бывает ситуативная, текстовая, стилистическая.
БОГАТСТВО
Задание 4.
1. Представьте себе, что вам необходимо этически корректно дать совет разнообразить свою речь кому-то из ваших знакомых. Под каким предлогом и в каком жанре речи вы это сделаете? Какие собственные примеры приведете?
2. Проанализируйте с точки зрения богатства речи параграф вашего учебника по одной из основных дисциплин. В чем и как оно проявляется?
3. Приведите пример текста, в котором автору удалось проявить богатство своей речи, и при этом сделать это мастерски, соблюдая законы стиля и жанра, не нарушая общей гармонии речи, оправданно и удачно используя разнообразные средства языка и речи.
Задание 2.Определите разницу в значении и употреблении следующих синонимических конструкций.
Я люблю петь. — Я люблю пение.
Курение вредно для здоровья. — Курить вредно для здоровья.
Декан разрешил нам не приходить сегодня к первой паре. — Нам разрешили сегодня не приходить к первой паре.
Он хочет учиться. — Ему хочется учиться.
Задание 2.
Попробуйте подсчитать примерное количество слов, которые вы используете в процессе общения на иностранном языке.
Задание 6. Приведите примеры точной и неточной в этом отношении речи.
Досадные (а иногда и смешные) фактические ошибки проскакивают и в сочинениях абитуриентов.
Например, было любопытно узнать следующее: «Все, что создано Лермонтовым за 30 лет творчества, — это подвиг во имя свободы и Родины», в связи с чем возникают вопросы, как Лермонтову это удалось, если он жил с 1814 по 1841 г., как это утверждение соотносится с его творчеством и о том ли Лермонтове, Михаиле Юрьевиче, идет речь.
О любвеобильности А. С. Пушкина многие любят писать и говорить, но кто бы мог подумать, что поэт прожил как минимум еще один век, как это косвенно утверждается в одном из сочинений: «Пушкин посвящает свои стихи женщинам и подругам. Сколько великолепных стихов он посвятил А. П. Керн, Анне Ахматовой, Марине Цветаевой!».
Задание 7.
Прочтите фрагмент книги А. И. Галича «Теории красноречия для всех родов прозаических сочинений...» о точности речи. Совпадают ли представления о точности лицейского учителя риторики А. С. Пушкина с современными определениями этого понятия?
Точность — устранение всего излишнего или предложение только того, что нужно для обозначения мысли; следовательно, состоит: а) в определительности и б) краткости. Первая, бережливая, выбирает самые правильные или приличные слова и выражения для оттенения мыслей, чувствований и предметов; вторая, отчетливая, действующая по закону достаточных причин, для обозначения вещи употребляет выражения только существенные, кои не могут отсутствовать, не причиняя темности. Точность языка зависит от точности мыслей. Мы погрешаем против нее, когда слова наши или не выражают того, что имеем в мыслях (а нечто похожее), или выражают более либо вдвойне то, что сказать хотели. Точности противно многословие...
Задание 7.
1. Найдите неточности в следующих предложениях. Определите их причину. Сформулируйте правильный вариант высказывания.
Я не буду лить много слов.
Есть тут у нас один миллионер в долларах.
Какие доходы вы зарабатываете?
С окончанием футбольного матча количество звонков должно активизироваться.
Когда Россия так уперто возражает против расширения НАТО.
Картина проясняется вполне точно и понятно. Уже виден ее завершающий конец.
Сотрудники МВД ввели в действие план «Перехват» и вооружились свирепыми лицами.
Приговоры бывают суровыми — вплоть до смертной жизни.
Некоторые из них были охотниками и взяли с собой ружья. Украинец оке приехал со своим родственником.
Введены ограничения для рыболовов на период нереста.
Она пришла с двумя своими блюдцами вместо глаз.
2. Оцените правдивость опубликованной в какой-либо газете информации, сопоставив ее либо с действительными событиями (если вы о них знаете не понаслышке), либо с другими сообщениями (публикациями) об этом собы тии.
3. Приведите примеры текстов, в которых: а) суть дела вполне понятна за счет подробного и полного (но не излишнего) объяснения; б) суть дела не вполне ясна (совсем неясна) за счет недостаточности важных сведений. Оцените в том и другом случае целесообразность как подчеркнутой точности, так и отступлений от нее.