С 01.09.2010 по 15.09.2011уч.г. проводилось обследование устной и письменной речи обучающихся: 1б,1в, 2б,3б,3в, 4б,4в,5б,5в, 6б,7б, 8б,8в классов. Всего было обследовано 126 человек.
По результатам обследования даны следующие заключения:
27 чел. - недостаточная сформированность фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств речи;
73 чел.- недостаточная сформированность фонематических и лексико-грамматических средств речи;
20 чел.- недостаточная сформированность лексико-грамматических средств речи;
6 чел. - недостаточная сформированность фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств речи на фоне тугоухости;
У вышеназванных обучающихся выявлены также нарушения письма и чтения:
У 50 уч-ся – смешанная дисграфия;
У 2 уч-ся – смешанная дислексия;
У 46 уч-ся – смешанная дисграфия и смешанная дислексия;
На основе обследования были созданы речевые профили, характеризующие устную(1 - 4 классы) и письменную(2 – 8 классы) речь ребёнка, разработана коррекционная программа с учётом психологических особенностей учащихся на основе инструктивно – методического письма о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе под редакцией А.В. Ястребовой Т.П. Бессоновой, с использованием региональных авторских программ по преодолению нарушения чтения и письма авторов Е.В. Мазановой, С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц. Количество занятий по определённой теме зависело от степени выраженности речевого дефекта.
Целью работы являлось воспитание у обучающихся правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом, грамматическими структурами и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие речевых и неречевых процессов.
На индивидуальные занятия было зачислено 6 уч-ся, на подгрупповые - 126 уч-ся, из которых скомплектовано 20 подгрупп..
Коррекционное воздействие осуществлялось на основе чётко спланированной работы. В прошедшем учебном году работа учителя – логопеда велась по следующим направлениям:
I Организационная работа:
1. Систематизирован раздаточный материал по развитию мелкой моторики и фонематического слуха; иллюстративный материал для групповых занятий по развитию связной речи.
2. В начале учебного года проведено обследование речи учащихся, составлены списки обучающихся, зачисленных на школьный логопункт; расписание групповых, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, оформлена необходимая логопедическая документация.
3. Изготовлены пособия для развития мелкой моторики и фонематического слуха.
4. Установлен компьютер, принтер.
II Коррекционная работа:
Проводились групповые, индивидуальные и коррекционные занятия согласно составленному расписанию. После успешно проведённой коррекционной работы, по результатам исследования на конец учебного года отмечается следующее:
1. Улучшилось звукопроизношение (поставленные звуки находятся на стадии автоматизации или введения в речь) – у 50 % (3 – х обучащихся, посещающих индивидуальные занятия).
2. Улучшилось фонематическое восприятие – у 41 % (это 30 обучающихся, посещающих групповые занятия).
3. Учащиеся с нарушением письменной речи меньше допускают орфографических и дисграфических ошибок.
Таким образом, у 24 % (30 обучающихся) отмечается положительная динамика речевого развития.
У 48 % (60 учащихся) – частичная коррекция речи со значительным улучшением письменной и устной речи (они продолжат обучение на логопункте).
У 28 %(36 учащихся) – незначительная динамика.
По итогам проведённого исследования намечены направления коррекционной логопедической работы на следующий год для тех детей, которые продолжат своё обучение.
III Научно – методическая работа:
1. Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме: «Особенности письменной речи у детей с дисграфией.»
2. Выступления на родительских собраниях: «Организация коррекционно – логопедической работы в школе», «Где начинается дисграфия?»
3.Участие в работе Г МО учителей – логопедов. Выступала с сообщением по теме:
«Коррекционная направленность уроков русского языка».
3. Проведение открытых индивидуальных занятий по коррекции нарушенного звукопроизношения для родителей, чьи дети посещают логопункт.
IV С целью взаимосвязи с другими специалистами ОУ осуществлялись следующие мероприятия:
1. Диагностика различных сфер деятельности, определённых функций – в сроки обследования.
2. Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития.
3. Знакомилась с содержанием работы учителей начальных классов (по русскому языку), педагога-психолога.
4. Была подготовлена необходимая документация к заседанию ШПМПк совместно с другими специалистами ОУ.
5. Проводилось индивидуальное консультирование родителей и специалистов ОУ (по графику работы логопеда).
6. Организовывалось присутствие родителей во время обследования; сообщение родителям результатов обследования.
Учитель – логопед Зарубина Е.С.
30.05.2011 г.