Творческий процесс имеет закономерности стадийного развития, которые обусловлены взаимодействием сознательных и бессознательных, произвольных и непроизвольных психических процессов.
Существует множество вариантов описаний стадий творческого процесса. Цель одних схем – раскрыть ход творческого процесса, других – организовать творческую деятельность. Опираясь на выводы Ганс Сельё (1936), представил развёрнутое описание творческого процесса в виде восьми этапов:
1) мотивационный (желание узнать новое, интерес к явлению);
2) ознакомление с заинтересовавшим явлением, сбор информации о нём;
3) обдумывание информации;
4) вынашивание идеи;
5) появление близости решения;
6) рождение идеи;
7) изложение идеи и её проверка;
8) жизнь идеи (её переосмысление после практической реализации.
Владимир Степанович Шубинский (педагогика творчества)структурирует этапы, так и звенья творчества:
I. Этап творческой ситуации:
1) звено столкновения с новым;
2) звено творческой неопределённости;
3) звено скрытой работы;
II. Этап эвристический:
4) звено эврики;
5) звено развития решений;
III. Этап завершения:
6) звено критики, подтверждения и воплощения замысла.
Опираясь на позиции понимания личности как творческого процесса (Сергей Иосифович Гессен), мы можем представить стадийную модель личностного развития в соответствии со стадиями (аспектами) творчества и выделить последовательность актуализации факторов развития личности в образовании: новизны и занимательности, интуитивного поиска, интенсивной и перспективной мотивации, генерирования идей, критики и самосовершенствования.
Творчество – выход за пределы заданного, трамплин преодоления познавательных, эмоциональных и волевых психологических барьеров
(Диана Борисовна Богоявленская, Алексей Михайлович Матюшкин).
Юрий Вячеславович Громыко (советский психолог) видит в метапредметном обучении новые возможности учащегося в выращивании способности к реализации социальных проектов, различных стратегий взаимодействия, самоопределения и понимания в ситуации межконфессионального, межэтнического и межцивилизационного диалога. Он подчёркивает, что на основе рефлексивного мышления, метапредметной организации мышления и метаинституциональной организации деятельности человек оказывается способен к осуществлению трансценденции и к выходу за границы сложившегося типа социальной практики.
В основе творческого процесса лежат мотивы внешние и внутренние (преобладающие).
*Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением по-требности субъекта. Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Доминирующие (мотивацию достижения, или мотивацию избегания неудачи, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм), агрессивные мотивы поведения мотивы) становятся одной из основных характеристик личности, отражающейся на особенностях других личностных черт. Например, установлено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на избегание неудач, — нереалистические, завышенные или заниженные, самооценки.
Группа внешних мотивов творчества: стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения в обществе, конкуренция в деятельности и т.д. Внутренние мотивы творчества: мотив гомеостаза (стремление к эмоциональному равновесию) – в гештальтпсихологии, стремление к новизне, стремление к отклонению от реальности - «тенденция к противоположности»; неудовлетворённое актуальное желание, которое пробуждают воспоминания раннего детства, стремление уменьшить напряжение, преодолеть внутренний конфликт (психоаналитики), стремление к самовыражению, к самоактуализации
13. Творческий процесс – проявление креативности, т.е. общей творческой способности личности, являющейся совокупностью отдельных творческих способностей (Владимир Николаевич Дружинин).
*1 - под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.
2 - способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
3 - понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.
Следующим уровнем развития способностей является одаренность.Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.
Характеризуя способности человека, часто выделяют такой уровень их развития, как мастерство,т. е. совершенство в конкретном виде деятельности.
Следующий уровень развития способностей человека — талант.Слово «талант» встречается в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю, вместо того чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда и поговорка «зарыть свой талант в землю»). В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.).
По гипотезе Чарзл Спирмена, в основе способностей личности в интеллектуальном плане лежат: 1) общая способность – общий фактор и 2) специфический фактор для данной деятельности. Главенствующим является общий фактор.
В этом отношении Абрахам Маслоу указывал на необходимость различения первичной креативности – способности к вдохновенному созданию образного замысла и вторичной креативности, предполагающей успешное выполнение сложной рутинной работы по детальной реализации замысла в виде конкретного творческого продукта, для чего требуется владение средствами, материалами и инструментами творческой работы, а также ряд волевых качеств (самодисциплина, настойчивость, терпение, трудолюбие, выносливость и т.д.). В данной связи систему обучения через творчество необходимо выстраивать в последовательности, начиная с овладения способами свободного фантазирования и продвигаясь к освоению технических методов и культурных образцов достижения результата в конкретном виде творчества.
В связи с тем, что творчество можно рассматривать в потенциальном и актуальном аспекте, потенциальную креативность целесообразно выделить как творческий потенциал личности, а актуальную – как творческую активность. По мнению многих исследователей, в детерминации интеллектуальной способности больше видна роль генотипа, чем среды. В развитии же творческих способностей определяющим является средовой фактор.
Владимир Николаевич Дружинин, опираясь на различные психологические исследования, делает выводы: 1. Как таковых творческих способностей нет, а главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты; 2. Креативность является самостоятельным фактором, не зависящим от интеллекта; 3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот.
Марк Р. Лири исходит из того, что осведомленность может быть креативной или же репродуктивной (когда человека обучают готовым интерпретациям; в этом случае человек видит только то, что его учат видеть). Также и исполнение может быть либо креативным, когда продуцируются новые комбинации, либо репродуктивным, когда повторяются старые комбинации.Сочетание осведомленности и исполнения дает, по Марк Р. Лири, четыре типа личностей:
1) репродуктив блокированный (нет комбинаций, нет направляющего опыта);
2) репродуктив творческий (нет направляющего опыта, но есть навыки в продуциро-
вании новых комбинаций из старых символов);
3) креатив творческий (новый опыт презентируется в новом исполнении);
4) креатив блокированный (новый направленный опыт выражается в конвенционных
моделях).
Тамара Александровна Барышева выделяет следующие типы креативных личностей: гармонизированная (равнозначная выраженность всех включенных ею в симптомокомплекс характеристик:
мотивации, эмоций, интеллекта, эстетических, коммуникативных, экзистенциальных, ком-
петентности); дегармонизированная (акцентированная), с акцентом на какой-либо одной или
нескольких характеристиках; деформированная (выделение одной или двух характеристик
при слабой выраженности всех остальных).