Вид работы | Срок проверки |
Литературный диктант (5-11 класс) | к следующему уроку |
Развернутый ответ на вопрос (5-11 класс) | к следующему уроку |
Изложение и сочинение (5-8 класс) | в течение 5 дней |
Изложение и сочинение (9-11 класс) | в течение 8-10 дней |
Контрольное тестирование | к следующему уроку |
Выполнение заданий творческого характера | на усмотрение учителя |
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учащихся учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- умение владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе используются следующие критерии:
Отметка «5»: | ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью. |
Отметка «4»: | ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе. |
Отметка «3»: | оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса. |
Отметка «2»: | ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка. |
Отметка «1»: | учащийся воссоздает материал, называя отдельный факт; понимает учебный материал и может воспроизвести фрагмент из него в виде отдельного предложения. |
Критерии оценивания
Учебных достижений учащихся при создании сочинения
Работая над устными и письменными сочинениями, учащиеся применяют на практике знания и навыки, полученные при чтении и разборе художественных произведений: умение определить свою точку зрения, избрать для ее выражения соответствующие композиционные формы, тот или иной план изложения. Качеством занятий по литературе, степенью самостоятельности и зрелости мысли учащихся определяется богатство, точность, выразительность их языка.
Объем сочинений учащегося должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 тетрадная страница, в 6 классе — 1,5; в 7 классе — 2; в 8 классе — 2,5; в 9 классе — 3; в 10 классе — 3,5-4; в 11 классе — 4-4,5.
Любое сочинение учащегося проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- х классах; оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В журнал выставляется одна отметка, которая является средней оценкой за содержание и грамотность. Если отметка не является целым, она округляется в сторону увеличения.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений учащегося по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
ü правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях;
ü соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
ü точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Отметка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка | Критерии оценивания учебных достижений учащихся |
Недостаточный уровень учебных достижений | |
«1» | ü ставится за сочинение, совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; ü содержит большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2». ü |
Начальный уровень учебных достижений | |
«2» | ü ставится за сочинение, которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; ü характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; ü отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. |
Средний уровень учебных достижений | |
«3» | ü ставится за сочинение, в котором в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; ü обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; ü материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; ü обнаруживается владение основами письменной речи; ü в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов. |
Достаточный уровень учебных достижений | |
«4» | ü учащийся достаточно полно и убедительно раскрывает тему, обнаруживает хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; ü логично и последовательно излагает содержание; ü сочинение написано правильным литературным языком, стилистически соответствует содержанию; ü допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов. |
Высокий уровень учебных достижений | |
«5» | ü учащийся глубоко и аргументировано раскрывает тему, что свидетельствует об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; ü сочинение стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; ü написано правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию; ü допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета. |
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается отметкой «1».
Критерии оценивания