1. Классическое занятие | По старой классической форме: объяснение, выполнение задания детьми. Итоги занятия. |
2. Комплексное (комбинированное занятие) | Использование на одном занятии разных видов деятельности: художественного слова, музыки, изобразительной деятельности, математики, конструирования, ручного труда (в разных сочетаниях). В комплексном занятии одна деятельность сменяет другую, и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку. Комплексное занятие напоминает многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным.. А самое главное, выполняя эти задания, знания детей по теме «Цыпленок» не систематизируются и скорее всего не расширяются. Смена действий во время такого занятия обычно прослеживается очень четко. Это объясняется тем, что они направлены на развитие определенных навыков, а не на формирование целостных представлений о весне, как о сезонном изменении. |
3.Тематическое занятие | Может быть и комплексным, но подчинено одной тематике, например, «Весна», «Что такое хорошо», «наши игрушки» и др. |
4.Интегрированные | Строится по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств развития. Интеграция может быть по тематическому принципу. Например: 1) чтение о птицах; 2) коллективное рисование птиц; 3) рассказывания по рисункам Объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты. На таком занятии почти невозможно, по крайней мере, очень трудно отделить один вид деятельности от другого. |
5. Итоговое или контрольное занятие | Выяснение усвоения программы детьми за определенный отрезок времени (полугодие, квартал, учебный год). |
6. Экскурсия | В библиотеку, ателье, почту, на поле, на стройку, в школу и др. |
Нетрадиционные занятия | |
1. Коллективное творческое дело | Коллективное рисование, коллективная аппликация: строим улицу нашего города. |
2. Занятие–труд | Посадка лука, черенкование растений, посадка семян и др. |
3. Занятие-игра | «Магазин игрушек», «Устроим кукле комнату». Вариант: Занятие-аукцион – кто больше расскажет о предмете, тот его и покупает. |
4.Занятие-творчество | Мастерская художника, народных умельцев, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, бумаги с использованием элементов ТРИЗ). Словесное творчество детей по технологии ТРИЗ «Сочиняем сказки «наизнанку», «Придумаем несуществующее животное. Растение». |
5. Занятие-посиделки | На фольклорном материале, на фоне трудовой деятельности дети поют, загадывают загадки, рассказывают сказки, водят хоровод. Приобщение детей к детскому фольклору. |
6. Занятие-сказка | Все занятие строится по сюжету одной сказки, с использованием музыки, изобразительного искусства, драматизации. |
7. Занятие пресс-конференция | Дети задают вопросы «космонавту», «путешественнику», «герою сказки» и он отвечает на вопросы, затем «Журналисты» рисуют и записывают то, что их заинтересовало. |
8. Занятие-десант | Неотложная помощь. Пример. Идем от обратного: на рисовании спрашиваем детей о том, что у них не получается или получается плохо. Сегодня это будем рисовать, помогут нам те, у кого это хорошо получается. Вариант: совместное занятие детей старшей и младшей группы (сотворчество). Старшие, к примеру, делают фон, младшие рисуют то, что могут. |
9. Занятие комментированного обучения | Всей группе детей дается задание – образование числа «7». Один из детей говорит вслух, как он составляет данное число, остальные молча выполняют, если говорящий ошибся, начинается обсуждение. Варианты: воспитатель рисует на доске, дети комментируют изображение, составляют рассказ или воспитатель рисует то, о чем рассказывают дети. |
10. Занятие-путешествие | Цель – развивать монологическую речь детей. Кто-то из детей «экскурсовод», остальные дети задают вопросы. Варианты: путешествие по сказкам, родной стране, городу, республике, в «Страну веселых математиков», по «Красной Книге». |
11. Занятие-открытие (проблемное занятие) | Воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию, дети ее сообща решают, делают открытие. Пример: «Что произойдет, если исчезнет бумага?», «Зачем учиться?» Вариант: «Следствие ведут знатоки». |
12. Занятие-эксперимент | Ребенку, к примеру, дают бумагу. Он делает с не все что хочет – рвет, мнет, мочит и т.д. Затем самостоятельно делает вывод. Варианты: со льдом, снегом, магнитом, воздухом, тканью, песком. |
13. Занятия-рисунки-сочинения | Воспитатель рисует, дети составляют рассказы. Дети по своим рисункам составляют рассказы. Дети «пишут» письмо-рисунок о событии в детском саду. |
14. Занятие-конкурс | Типа: «Что, где, когда?» Конкурс фантазеров, стихов, сказок. Дети делятся на команды, вопросы обсуждаются сообща, капитан выступает, дети дополняют. Варианты: «Незнайкин мост». Задаются разные вопросы, за правильный ответ команда получает «бревнышко», для построения моста к противоположной команде. За неправильный ответ «бревнышко» опускается на дно реки. Выигрывает тот, кто быстрее построит мост через реку, т.е. больше даст правильных ответов. |
15. Групповые занятия (вариант конкурса) | Дети организуются по группам. Например, на 4 времени года. К занятию готовятся тайно. На занятии рассказывают, «защищают» свое время года, рисуют, рассказывают придуманные рассказы. Побеждает тот, у кого интереснее получится выступление-защита своего времени года (книги, игрушки и т.д.). |
16. «Игра-школа» | Школа космонавтов (физкультурников), школа лесных жителей (зверей), школа юного шофера и пешехода. Рассказывают о себе, поют, танцуют, пантомима и т.д. |