По какому принципу образованы ряды?
А) Рядович, смерд, закуп, прощенник__________________________________
Б) Сухий, Травень, Червень, Листопад __________________________________________________
В) Добрыня, Сновид, Лют, Волчий Хвост ___________________________________________________
По какому принципу образованы ряды? Что и почему является лишним?
А) Скань, зернь, фреска, эмаль_______________________________________________
Б) Филипп Нянька, Евпатий Коловрат, Петр Ослядюкович, Юрий Всеволодович___________________
В) Коломна, Великий Новгород, Тверь, Ярославль____________________________________________
Восстановите отрывок, вставив пропущенные слова
Первый князь Древнерусского государства______________постепенно присоединил к ________________большую часть восточнославянских земель. Под его властью оказался путь «__________________________». В _________ году князь совершил поход на столицу Византии ____________________. В нем участвовало 2 тысячи судов, на которых размещалось 80 тысяч воинов. Византийцы, узнав о приближении русской рати, замкнули гавань ____________________ и укрылись за стенами города.
Тогда русский князь повелел вытащить корабли на берег и __________________________. Попутный ветер погнал парусники руссов к стенам византийской столицы. Испуганные греки запросили мира. Князь ___________в знак победы _____________________________ к вратам города. Результатом похода стал торговый договор с Византией, который был заключен в ______________ году.
4. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.
"3. Если кто убьет княжеского мужа как разбойник, а (члены верви) убийцу не ищут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый; в случае убийства людина платить виру /князю/ в 40 гривен.
4. Если вервь начнет платить дикую виру (когда убийца не обнаружен), то ей предоставляется рассрочка на несколько лет, потому что им (членам верви) приходится расплачиваться за убийцу. Но если убийца находится на верви, то она должна помочь ему, так как он вкладывает свою долю в дикую виру. Но платить им (членам верви) общими силами только 40 гривен, а головничество платить самому убийце, внося свою часть и в уплачиваемые вервью 40 гривен. Но так платить по верви, если в ней вкладываются в (общую) виру, в тех случаях, когда виновный убил (человека) в ссоре (драке) или открыто в пиру.
5. Кто же стал на разбой без свары, убил человека умышленно, по разбойничьи, то люди за него не платят, но должны выдать с женой и детьми на поток и на разграбление.
9. За убийство княжеского отрока, конюха или повара платить 40 гривен.
10. За убийство тиуна огнищного или конюшего платить 80 гривен.
11. А за сельского или пахотного тиуна платить 12 гривен. А за рядовича — 5 гривен. Так же и за боярских.
12. За ремесленника или ремесленницу платить 12 гривен.
13. А за смердьего холопа платить 5 гривен, а за робу — 6 гривен.
14. А за кормильца и кормилицу платить по 12 гривен, хотя тот холоп и та роба».
1. Как называется документ, из которого взят отрывок?
2. Кем он был создан?
3. Что такое «дикая вира»?
4. Почему за убийство тиуна или конюшего налагается вира в 80 гривен, а за кормильца семьи — 12?
Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Прочитайте отрывок из летописи и ответьте на вопросы.
5.1
«И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышан был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские боем как по воздуху … и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».
1. О каком событии идет речь в отрывке?
2. Когда оно произошло?
3. Как звали полководца, одержавшего победу в этом сражении?
4. В чем вы видите причины победы?
Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.2
«Пешая русская рать уже лежала, как скошенное сено, и татары начали одолевать. Владимир (Владимир Алексеевич Серпуховский), видя, что победа клонится на сторону татар, начал говорить Волынскому: «Долго ль нам здесь стоять? Смотри, уже все христианские полки лежат мертвы?» Но Волынский отвечал, что еще нельзя выходить из засады, потому что ветер дует прямо в лицо русским. Но скоро ветер переменился. «Теперь пора!» - сказал Волынский, и засадное ополчение бросилось на татар, которые не выдержали и побежали. Русские гнали их до реки Мечи и овладели всем их станом».
1. О каком событии идет речь в отрывке?
2. Когда оно произошло?
3. Как звали полководца, одержавшего победу в этом сражении?
4. В чем вы видите причины победы?
Заполните пропуски
2.1. В __1__ году князь _________2_______одержал победу на Чудском озере над войском ________3_________. Двумя годами ранее он разгромил _______4_______ в битве _________5________.
2.2. В ______6_________ году при Великом князе ____7____ был создан Судебник. Он ограничил право перехода крестьян к новому владельцу неделей до, а также неделей после праздника ________8__________.
2.3. Архитектор _______9___________ на месте старого обветшавшего храма времен Ивана Калиты возвёл новый пятиглавый____________10__________.
Соотнесите понятия и определения, поставьте цифры, обозначающие понятия в том порядке, в каком стоят их определения. | ||||||||||
|
А | В |
распашное платье из шелка или легкого сукна с ожерельем и с нечетным числом пуговиц; тяжелый плащ внакидку на ферязь Правильно:2 | 1. Подоплека |
нарядный головной убор, свадебная фата. Правильно:3 | 2. Охабень |
небольшое строение, находящееся в стороне от главного дома. Правильно:4 | 3. Убрус |
подбой у крестьянской рубахи, от плеч по спине и груди Правильно:1 | 4. Флигель |
5. Кистень |
|
Соотнесите изображение сооружения и архитектора, который его спроектировал. Поставьте цифры, обозначающие имя архитектора в том порядке, в каком стоят соответствующие им иллюстрации сооружений. | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
Соотнесите важнейшие события русской истории и изображения правителей, при которых эти события произошли. Поставьте цифры, обозначающие события в том порядке, в каком стоят соответствующие им изображения правителей. | |||||||||||||||||||||||||
|
Установите соответствие между памятниками культуры (столбец А) и их краткими характеристиками (столбец В): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. | ||||||||||||
|