Цели и задачи государственного экзамена.




Целью государственного экзамена является определение теоретической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных Федеральных государственным образовательным стандартом ВО.

Задачами государственного экзамена является выявление уровня знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями к профессиональной подготовленности выпускника.

режиссерско-постановочная деятельность:

· создание театрализованных представлений, праздников, художественно-спортивных программ и других форм праздничной культуры, направленных на культурно-эстетическое развитие всех категорий населения;

· участие в разработке и реализации различных театрализованных представлений и праздников, осуществление постановок концертно-зрелищных форм, художественно-спортивных представлений, шоу-программ и других форм праздничной культуры;

· использование культурного наследия для удовлетворения культурно-эстетических потребностей всех категорий населения;

· создание благоприятной культурной среды, стимулирование инновационных направлений в режиссерско-постановочной деятельности театрализованных представлений, праздников, художественно-спортивных программ и других форм праздничной культуры на основе оригинальных режиссерских решений;

организационно-управленческая деятельность:

· руководство учреждениями, организациями и объединениями отрасли культуры и искусства (организации дополнительного профессионального образования, в том числе дополнительного образования детей, домами народного творчества, этнокультурными и фольклорными центрами, коллективами и студиями народного (национального) художественного творчества, школами народной (национальной) культуры);

· сохранение нематериального культурного наследия многонациональной культуры России;

научно-исследовательская деятельность:

· применение системного подхода к применению и реализации режиссерских проектов в области театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры;

· подготовка сценариев и режиссерских экспликаций, пространственного мизансценирования, режиссерских аннотаций художественного и документального материала, составление рефератов, научных докладов, публикаций и библиографий по научно-исследовательской работе в области театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры;

проектная деятельность:

· участие в разработке и обосновании режиссерских проектов театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры;

· оказание консультационной помощи по разработке инновационных проектов театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры.

 

Государственный экзамен (междисциплинарный)

 

Государственный экзамен проводится с целью демонстрации освоения общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

 

Общий список вопросов

1) Тема, идея, сверхзадача, их роль в формирование режиссёрского замысла. Режиссёрский замысел как выражение мировоззренческой позиции и философских знаний режиссёра. (ОК-1; ПК-3)

2) Сценарно - режиссёрские особенности публицистического представления как способа выявления основных этапов и закономерностей исторического развития общества и формирования гражданской позиции. (ОК-2)

3) Постановочная часть праздника (представления): планирование расходов, основы экономических знаний при составлении сметы. (ОК-3)

4) Применение основ правовых знаний в процессе режиссёрско-постановочной деятельности в краевых и муниципальных учреждениях образования, культуры и спорта. (ОК-4), (ОК-11).

5) Решение задач межличностного и межкультурного взаимодействия при организации событий межрегионального и международного уровня; применение навыков владения иностранным языком. На примере одной из праздничных форм. (ОК-5)

6) Массовый праздник как многонациональное социально-художественное явление. Социальные, этнические, конфессиональные и культурные особенности участников.(ОК-6)

7) Средства и методы физической культуры в системе формирования режиссёра театрализованных представлений и праздников.(ОК-7)

8) Техника безопасности при проведении праздника. Методы защиты в условиях ЧС, приёмы оказания первой помощи. Безопасность жизнедеятельности режиссёрско-постановочной группы и участников массового праздника. (ОК-8); (ОК-15).

9) Организация внешней формы сценария (ремарок, монологов и диалогов) как способность и готовность сценариста владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.(ОК-9)

10) Организационно - управленческие решения режиссёра в нестандартных ситуациях при подготовке и проведении различных праздничных форм. (ОК-10)

11) Учение В.И. Немировича - Данченко о трёх сторонах деятельности режиссёра. Социальная значимость профессии режиссёра массовых праздников. (ОК-12)

12) Применение социальных, гуманитарных и экономических наук, решение социальных и профессиональных задач при написании сценария и постановке художественно-массового праздника. (ОК-13)

13) Методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации в РТПиП. (ОК-14)

14) Изучение основных положений системы К. С. Станиславского как первый этап в познание теории режиссуры и мастерства актёра.(ОПК-1);(ОПК-3)

15) Значение творчества В.Э. Мейрхольда и Е.Б. Вахтангова для режиссуры театрализованных праздников и представлений. (ОПК-1)

16) Значение творчества Э. Пискатора, Б. Брехта для режиссуры театрализованных праздников и представлений. (ОПК-1)

17) Режиссура как вид художественной деятельности. (ОПК-2)

18) Мизансцена – язык режиссёра. (ОПК-3)

19) Сценическое действие основное выразительное средство режиссуры. Законы его организации. (ОПК-3)

20) Специфические особенности драматургии и режиссуры театрализованного концерта. (ОПК-3)

21) Использование метода театрализации как способа синтезирования разноименного (документального и художественного) материала и приведение его к художественно-образному единству.(ОПК-4)

22) Особенности и задачи годового праздничного цикла. Применение разнообразных средств художественной выразительности в фольклорных обрядах (ОПК-4)

23) Способы применения разнообразных средств художественной выразительности в процессе создания игровой деятельности. (ОПК-4); (ОПК-10).

24) Метод действенного анализа пьесы и роли. Применение МДА в РТПиП.(ОПК-5)

25) Сценарно - режиссёрские особенности фольклорного представления. (ОПК-6)

26) Сценарно - режиссёрские особенности поэтического представления.(ОПК-6)

27) Документальная основа сценария, её аналитическое художественно образное осмысление.(ОПК-7)

28) Монтаж как творческий метод и художественное средство сценариста и режиссёра. Монтаж как способ создания целостной композиционно-завершенной формы театрализованного представления и праздника.(ОПК-8)(ОПК-3)

29) Сюжет и способы его организации в сценарии. (ОПК-8)

30) Композиционное построение театрализованного представления и праздника для создания целостного сценария. (ОПК-8)

31) Использование новейших информационных и цифровых технологий в создании оригинальных зрелищно-выразительных театрализованных представлений и праздников. Применение технологий в области связей с общественностью в РТПиП. (ОПК-9)

32) Искусство эстрады как отражение сегодняшней жизни. Синтез жанров на эстраде. Сценарно - режиссёрские особенности театрализованного концерта. (ОПК-10)

33) Массовый праздник как синтез различных видов искусств, социальных, естественных и физических наук. Его влияние на аспекты человеческой деятельности. (ОПК-10)

34) Информационная культура как эффективный способ создания, сбора, хранения, обработки, презентации и использования информации в области театрализованных представлений и праздников. (ОПК-11)

35) Учет особенностей драматургии театрализованных представлений и праздников при написании сценариев и организации художественно-творческого процесса по созданию различных театрализованных или праздничных форм.(ОПК-6); (ПК-1)

36) Специфические особенности режиссуры и драматургии художественного-спортивного представления. (ПК-1);(ОПК-6).

37) Художественная организация идейно-тематической основы сценария как вектора формирования ценностных ориентиров личности в процессе создания различных театрализованных или праздничных форм. (ПК-3)

38) Реализация замысла в процессе создания различных театрализованных праздничных форм. Методика работы (от замысла до воплощения) на примере одной из праздничных форм. (ПК-3)

39) Художественный образ в режиссуре театрализованных представлений и праздников.(ПК-5)

40) Отбор, анализ, синтез и интерпретация документального и художественного материала при создании образа реального героя и других действующих лиц в различных театрализованных или праздничных формах.(ПК-6)

41) Сбор, анализ, синтез и интерпретация явлений и образов окружающей действительности, их фиксация средствами художественной выразительности в различных формах современной праздничной культуры.(ПК-6)

42) Методика работы режиссёра с творческим коллективом в целях совместного достижения высоких качественных результатов творческой деятельности, к организации творческих проектов.(ПК-8)

43) Режиссёрское документирование процессов создания режиссёрского замысла на всех стадиях постановочного цикла.(ПК-13)

44) Основные этапы работы над массовым праздником, анализ разработанных и реализованных проектов.(ПК-14)

45) Праздник как объект проектной деятельности. Проектное обоснование театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры как инновационная режиссёрская технология.(ПК-14); (ПК-10) (ПК-12)

46) Использование новейших сценических технологий и технических средств в создании и реализации современных режиссёрских проектов театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры.(ПК-15)

4.2 Аннотация вопросов, список литературы.

Тема, идея, сверхзадача, их роль в формирование режиссёрского замысла. Режиссёрский замысел как выражение мировоззренческой позиции и философских знаний режиссёра. (ОК-1; ПК-3)

Аннотация:

Определение темы, идеи и сверхзадачи – первый этап работы над будущим представлением (праздником). Режиссёрский замысел как творческий процесс. Творческое наследие великих мастеров режиссуры – как основа знаний для формирования режиссёрского замысла.

Литература:

Таиров, А.Я. Записки режиссера. Об искусстве театра [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Я. Таиров. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2017. — 296 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/99365. — Загл. с экрана.

 

2) Сценарно - режиссёрские особенности публицистического представления как способа выявления основных этапов и закономерностей исторического развития общества и формирования гражданской позиции. (ОК-2)

Аннотация:

1.Определение понятия «публицистика»

2. Жанры сценической публицистики

3. Требования к использованию документального материала

4. Принципы отбора художественного материала (стихи, музыка, кино, сцены из спектакля и т.д.)

5. Принципы отбора выразительных средств публицистического материала.

6. Использование выразительных средств.

7. Эпизод – основная структурная единица драматургического построения

8. Метод инсценирования в публицистическом представлении.

9. Задачи автора публицистического представления.

10. Задачи сценария публицистического представления

11. Вклад в развитие публицистических представлений режиссеров-реформаторов.

12. Формы публицистических представлений (спектакль-митинг и др.)

13. Особенности режиссуры.

Литература:

1.Вербицкая Л.И. Публицистика как род литературы.

2.Вербицкая Л.И. Режиссура публицистического представления

3.Вербицкая Л.И.Эпизод публицистического представления

4. Мордасов, А.А. Принципы режиссуры театрализованных представлений и праздников [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.А. Мордасов. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2018. — 128 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/110874. — Загл. с экрана.

3) Постановочная часть праздника (представления): планирование расходов, основы экономических знаний при составлении сметы. (ОК-3)

Аннотация:

Значение основ экономических знаний для специалистов в сфере культуры. Литературный сценарий – основной документ для составления сметы. Основные статьи расходов при составлении сметы. Функции и обязанности заведующего постановочной частью праздника.

Литература:

Любимцева С.В. Экономика. Учебник [Текст] / С.В.Любимцева. – М.: Вузовская книга, 2014. – 640 с.

 

4) Применение основ правовых знаний в процессе режиссёрско-постановочной деятельности в краевых и муниципальных учреждениях образования, культуры и спорта. (ОК-4), (ОК-11).

Аннотация:

Поиск, анализ, интерпретация и использование правовой информации в режиссёрско-постановочной деятельности. Изложение и аргументация собственных суждений о происходящих событиях и явлениях (социальных, общественных) с точки зрения права в сценарной практике. Специфика работы режиссёра театрализованных представлений и праздников в учреждениях образования, культуры и спорта.

Литература:

Марков, О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников. Сценарная технология [Электронный ресурс]: учеб. пособие / О.И. Марков. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2018. — 424 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/107309. — Загл. с экрана.

5) Решение задач межличностного и межкультурного взаимодействия при организации событий межрегионального и международного уровня; применение навыков владения иностранным языком. На примере одной из праздничных форм. (ОК-5)

6) Массовый праздник как многонациональное социально-художественное явление. Социальные, этнические, конфессиональные и культурные особенности участников.(ОК-6)

7) Средства и методы физической культуры в системе формирования режиссёра театрализованных представлений и праздников.(ОК-7)

Аннотация:

Гигиенические факторы и оздоровительные силы природы как средства физического воспитания в системе формирования режиссуры театрализованных представлений и праздников.

Игровой и соревновательный метод в проведении мероприятий на открытом воздухе.

Техника безопасности при проведении спортивно-массовых мероприятий.

Литература:

1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие.-М.: Издат.центр «Академия», 2004.

2. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.М. Курамшина. 2-е изд., испр. М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.

8) Техника безопасности при проведении праздника. Методы защиты в условиях ЧС, приёмы оказания первой помощи. Безопасность жизнедеятельности режиссёрско-постановочной группы и участников массового праздника. (ОК-8); (ОК-15).

Аннотация:

Правила работы со световым, звуковым, пиротехническим и другим техническим оборудованием при проведении праздника. Специфические особенности режиссуры праздников на открытом воздухе: ландшафтные, климатические, погодные условия. Правила безопасности при проведении праздника в закрытом помещении (аварийные выходы, средства пожаротушения, требования к художественно-декоративному оформлению и др.).

Литература:

Марков, О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников. Сценарная технология [Электронный ресурс]: учеб. пособие / О.И. Марков. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2018. — 424 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/107309. — Загл. с экрана.

 

9) Организация внешней формы сценария (ремарок, монологов и диалогов) как способность и готовность сценариста владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.(ОК-9)

Аннотация:

Ремарка, монолог, диалог как основные элементы драматургического произведения, выражающие его внешнюю форму.

Ремарка как пояснительный текст автора. Функции ремарки.

Диалог как разговор двух или нескольких действующих лиц. Функции диалога. Требования к драматическому диалогу. Интервью как разновидность диалога.

Монолог как пространная речь действующего лица в драматургическом произведении, обращенная к самому себе, к партнеру, к группе лиц или к зрителям. Виды монологов.

Живое слово как выразительное средство диалога и монолога.

Особенности использования ремарки, монолога и диалога в сценарии.

Литература:

1. Аль Д.Н. Основы драматургии / Д.Н.Аль. – СПб.: СПбГУКИ, 2011.

2. Ардов В.Е. Разговорные жанры на эстраде Изд. Советская Россия» М. 1968.

3. Макки Р. История на миллион долларов. Москва 2011.

4. Савкова З. В. Монолог в искусстве массовых представлений. Ленинград. 1979.

5. Литературный словарь. Москва 2007.

10) Организационно - управленческие решения режиссёра в нестандартных ситуациях при подготовке и проведении различных праздничных форм. (ОК-10)

11) Учение В.И. Немировича - Данченко о трёх сторонах деятельности режиссёра. Социальная значимость профессии режиссёра массовых праздников. (ОК-12)

Аннотация:

1.В.И. Немирович-Данченко - режиссер, писатель, драматург, реформатор и теоретик театра. Творческий путь.

2. Встреча с К.Станиславским. Создание МХТ (1898г.)

3. Учение В.И. Немировича-Данченко о сущности режиссерского и актерского творчества

4. Значение учения Немировича-Данченко.

5. Социальная значимость профессии режиссёра массовых праздников.

Литература:

12) Применение социальных, гуманитарных и экономических наук, решение социальных и профессиональных задач при написании сценария и постановке художественно-массового праздника. (ОК-13)

Аннотация:

Знания в области социальных, гуманитарных и экономических наук как показатель общего уровня эрудированности режиссёра. Формирование мировоззренческой позиции режиссера, ее выражение через сценарные формы. Праздник как инструмент социального воздействия на участников. Функции сценария.

Литература:

Андрейчук, Н.М. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.М. Андрейчук. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2018. — 232 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/111448. — Загл. с экрана.

13) Методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации в РТПиП. (ОК-14)

14) Изучение основных положений системы К. С. Станиславского как первый этап в познание теории режиссуры и мастерства актёра.(ОПК-1);(ОПК-3)

Аннотация:

1. Личность К.С. Станиславского

2. Основные положения системы К.С. Станиславского.

3. Элементы системы.

4. Сверхзадача и сквозное действие – главная жизненная суть, артерия, нерв, пульс пьесы.

5. Принципы системы (принцип жизненной правды, сверхзадачи, активности действия, органичности, перевоплощения)

Литература:

Абалкин Н., Система Станиславского и советский театр, 2 изд., М., 1954;

Блок В., Система Станиславского и проблемы драматургии, М., 1963;

Власов. В. Вопросы режиссуры. Сборник статей режиссеров советского театра.:Изд. “Искусство”, М. 1954

Горчаков Н., Режиссёрские уроки К. С. Станиславского, 3 изд., М., 1952;

Кнебель М., О действенном анализе пьесы и роли, М., 1961;

Кристи Г., Воспитание актёра школы Станиславского, М., 1968;

Крыжицкий. Г. Великий реформатор сцены.:Изд. “Советская Россия”, 1962

Поламишев. А.М.Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы.:Изд. “Просвещение”, М., 1982

Полищук В., Сарабьян В. «Библия актёрского мастерства. Уникальное собрание актёрских тренингов». Издательство: АСТ, 2013 год

Прокофьев В. Н., В спорах о Станиславском, 2 изд., М., 1976.

Станиславский К. С., Работа актёра над собой. Работа актёра над ролью, Собр. соч., т. 2-4, М., 1954-57;

Станиславский К.С. Работа актёра над собой в творческом процессе. СПб.: «Азбука». 2013

Сулимов М. В. "Режиссер наедине с пьесой" учебное пособие для студентов ЛГИТМиКа 1994

Топорков В., К. С. Станиславский на репетиции, М. - Л., 1949.

15) Значение творчества В.Э. Мейрхольда и Е.Б. Вахтангова для режиссуры театрализованных праздников и представлений. (ОПК-1)

Аннотация:

1. Творческий путь В.Э.Мейерхольда

2. В.Э. Мейерхольд – активнейший строитель нового театра

3. Значение творчества В.Э. Мейерхольда для режиссуры массовых

праздников и представлений.

4. Творческий путь

5. Педагогическая работа в театральных школах и любительских кружках Москвы. Осуществление идей студийности.

6. Послереволюционный Вахтангов

7. Значение творчества Е.Б. Вахтангова для режиссуры массовых и праздников и представлений

Литература:

Богданов-Березовский В. М. Мейерхольд // Встречи. — М.: Искусство, 1967. — С. 75—110. — 280 с. — 25 000 экз.Внучка Мейерхольда. Книга о жизни Марии Алексеевны Валентей. М.: Центр им. Вс. Мейерхольда; Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина; Музей-квартира Вс. Мейерхольда, 2009. — ISBN 5-900020-24-X — рецензия

Волков Н. Мейерхольд: В 2 т. М.; Л.: Academia, 1929. Т. 1: 1874—1908; Т. 2: 1908—1917.

Всеволод Мейерхольд: Условность [предисл. А. Лемон] // Формальный метод: Антология русского модернизма / сост. С. Ушакин. — Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. — Т. 3. — С. 503–752. — 906 с. — ISBN 978-5-7525-2997-9.

Гаевский В. Укор владеющей судьбе: Немирович, Мейерхольд и два чеховских спектакля // Наше наследие. 2006. № 79/80. С. 222—235.

Гладков А. К. Мейерхольд: В 2-х т. / Вступ. ст. Ц. Кин. М.: Союз театр. деятелей РСФСР, 1990

Т.1: Годы учения Всеволода Мейерхольда; «Горе уму» и Чацкий — Гарин. — 287 с., ил.

Т.2: Пять лет с Мейерхольдом; Встречи с Пастернаком. — 473 с., ил.

Гладков А. К. Не так давно. Мейерхольд, Пастернак и другие… [сб. воспоминаний: «Пять лет с Мейерхольдом»; «Встречи с Пастернаком»; Другие воспоминания ]. М.: Вагриус, 2006. — 640 c. — ISBN 5-9697-0287-0]

Гликман, И. Д. Мейерхольд и музыкальный театр. Ленинград: Советский композитор, 1982. ISBN 5-85285-093-4

Гудкова В. В. Юрий Олеша и Вс. Мейерхольд в работе над спектаклем «Список благодеяний» (Опыт театральной археологии). М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 604 с., илл.

«Даешь Европу, Мейерхольд!» Гастроли ГосТИМа в Германии. Публ., вст. ст., пер. и коммент. В. Ф. Колязина // Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 4 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2009. С. 617—740.

Елагин Ю. Всеволод Мейерхольд. Темный гений. М.: Вагриус, 1998, — 368 с., 5 000 экз., ISBN 5-7027-0764-8

Звенигородская Н. Э. Провинциальные сезоны Всеволода Мейерхольда (1902—1905 гг.). М.: «УРСС», 2004. — 256 с.

Мейерхольд и пресса Русского Зарубежья (1927—1930) / Вступ. статья, републ. и коммент. О. Н. Купцовой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 5. С. 682—791.

Мейерхольд и Франция. Публ., вст. ст. и коммент. О. Н. Купцовой // Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 4 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2009. С. 741—818.

Мейерхольд. Наследие 1: Автобиографические материалы. Документы 1896—1903 гг. М.: ОГИ, 1998. — 744 с. — ISBN 5-900241-34-3

Мейерхольд. Наследие 2: Товарищество новой драмы; Создание Студии на Поварской. Лето 1903 — весна 1905. М.: Новое издательство, 2006. — 664 с. — ISBN 5-98379-055-2

Мейерхольдовский сборник. Вып.2: Мейерхольд и другие / Ред.-сост. О. М. Фельдман. М.: ОГИ, 2000. — 768 с. — ISBN 5-900241-20-3 — Содержание

Нилин А. Станция Переделкино: поверх заборов: роман частной жизни. Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015 ISBN 978-5-17-087072-1

Н. М. Тарабукин о В. Э. Мейерхольде / Подг. О. М. Фельдман и В. А. Щербаков. М.: ОГИ, 1998. — 112 с. — ISBN 5-900241-17-3

Пикон-Валлен, Беатрис, при участии Александроса Эффклидиса. Мейерхольд ставит «Пизанеллу» Габриеле Д’Аннунцио // Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 3 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: АРТ, 2004. С. 471—494; 612—615.

Рудницкий К. Режиссёр Мейерхольд. М.: Наука, 1969. — 528 с.

Рудницкий К. Мейерхольд. М.: Искусство, 1983. — 423 с., 27 л. илл., портр. — «Жизнь в искусстве»

Титова Г. Феномен Ибсена в творчестве Мейерхольда // ПТЖ. 2007. № 47.

Титова Г. Мейерхольд и Комиссаржевская: модерн на пути к Условному театру. СПб.: СПбГАТИ, 2006. 175 с.

Титова Г. Творческий театр и театральный конструктивизм. СПб., 1995. 255 с.

Эйзенштейн о Мейерхольде. М.: Новое издательтво, 2005.

Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства: В 2 т. / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.:, Индрик, 2011. Т. 1 — 519 с., илл.; Т. 2 — 686 с., илл.

Дикий А. Д. Повесть о театральной юности, с. 274—275.

Завадский Ю. Учителя и ученики.

Цветаева М. Повесть о Сонечке.

3ахава Б. Е., Вахтангов и его студия, 2 изд., Л., 1927 (библ.);

Захава Б. Вахтангов и Чехов.— Сов. искусство, 1935, 29 янв.

Захава Б. Е. Воспоминания. Спектакли и роли. Статьи. М., 1982

Филиппов В. Вахтангов. — Искусство трудящихся (М.), 1925, № 26, с. 3.

Антокольский П. Г. Е. Б. Вахтангов работает над Чеховым.— Театр и драматургия, 1935, № 2, с. 26.

Зограф Н., Вахтангов, М.—Л., 1939;

Беседы о Вахтангове. Записаны Х. П. Херсонским, М. — Л., 1940;

Горчаков Н. М., Режиссёрские уроки Вахтангова, М., 1957;

Евгений Вахтангов. Материалы и статьи, М.,1959 (библ.);

Симонов Р., С Вахтанговым, М., 1959.

Луначарский А. В. О Вахтангове и вахтанговцах. М., 1959.

Херсонский Х. Н. Вахтангов М.: Мол. гвардия, 1963. — 359 с.: ил., портр.

Л. А. Сулержицкий. Повести и рассказы. Статьи и заметки о театре. Переписка. Воспоминания о Л. А. Сулержицком / Общ. редакц. В. Я. Виленкина, сост., ред., ступит. ст. и коммент. Е. И. Поляковой. М.: Искусство, 1970.

Евгений Вахтангов. М., 1984

Иванов О. К. Вахтангов и вахтанговцы / Иванов О. К., Кривицкий К. Е. — М.: Моск. рабочий, 1984. — 157 с.

Чехов М. Литературное наследие: В 2 т. М., 1995, т. 1, с. 75—77.

Смирнов-Несвицкий Ю. А. Евгений Вахтангов. — Л.:Искусство, 1987. ББК 85.443(2)7 С22

Масс А. В. Вахтанговские дети / Анна Масс. — М.: Аграф, 2005. — 447 с — (Символы времени). — ISBN 5-7784-0316-X: 339.00.

Иванов В. В. Экстатический театр Евгения Вахтангова // Иванов В. В. Русские сезоны театра «Габима» М.: «АРТ», 1999. С. 83-113.

Иванов В. В. Евгений Вахтангов и Михаил Чехов. Игра на краю или театральный опыт трансцендентального// Русский авангард 1910—1920-х годов и проблема экспрессионизма / Редколлегия: Г. Ф. Коваленко и др. М.,2003. С. 464—478.

16) Значение творчества Э. Пискатора, Б. Брехта для режиссуры театрализованных праздников и представлений. (ОПК-1)

Аннотация:

1.Эрвин Пискатор - непосредственный наследником традиций массовых революционных праздников.

2.Новые принципы режиссуры Пискатора.

3.Создание политического документального театра.

4.Современность режиссуры Пискатора - изобретательное использование всех современных технологий.

5. Э. Пискатор - единственный театральный деятель, сумевший принять вызов кино, исследовать его возможности и приспособить к потребностям театра.

6. Бертольд Брехт - одна из вершин мировой драматургии ХХ века.

7. Особенности эпического театра Брехта.

8. Система различий между обычным театром и театром эпическим.

9. Выработка особого принципа создания характера.

10. Особенности драматургии Брехта

12. Основная задача театра Брехта - художественными средствами донести до широкого зрителя законы развития человеческого общества, заставить его задуматься над своей социальной позицией и прийти к выводу о необходимости переустройства мира.

Литература:

Шнеерсон Г. М. Политический театр // Эрнст Буш и его время. — М., 1971. — С. 36—57.. — С. 209—210.

Piscator E. Das Politische Theater. — Berlin, 1968. — С. 9.

Пискатор, Эрвин // Театральная энциклопедия (под ред. А. П. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 4.

История зарубежного театра. — Ч. 3. — М., 1986.

Э. Пискатор. Политический театр. ГИЗ, 1934. — 264 с., 3 000 экз.

Christopher Innes. Erwin Piscator’s political theatre; the development of modern German drama. — Cambridge University Press, 1972.

Луков Вл. А. Эрвин Пискатор // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2013. — № 2 (март — апрель) (архивировано в WebCite).

Райх Б. Брехт. — М., 1960.

Клюев В. Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. — М., 1966.

Шумахер Э. Жизнь Брехта = Leben Brechts. — М.: Радуга, 1988. — 352 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-05-002298-3.

Копелев Л. З. Брехт. — М.: Молодая гвардия, 1965. — 432 с. — (ЖЗЛ). — 65 000 экз.

Сурков Е. Д. Путь к Брехту // Брехт Б. Театр: Пьесы. Статьи. Высказывания: В 5 т. — М.: Искусство, 1965. — Т. 5/1.

Фрадкин И. М. Б. Брехт. Путь и метод. — М., 1965.

Фрадкин И. М. Творческий путь Брехта-драматурга // Бертольт Брехт. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания. В пяти томах.. — М.: Искусство, 1963. — Т. 1.

Фрадкин И.М. Бертольт Брехт. — Бертольт Брехт. Стихотворения. Рассказы. Пьесы. Составление, вступительная статья и примечания И. Фрадкина. — М.: «Художественная литература», 1972. — 816 с. — (Библиотека всемирной литературы). — 300 000 экз.

Юзовский Ю. Бертольт Брехт и его искусство // О театре и драме: В 2 т. / Сост.: Б. М. Поюровский. — М.: Искусство, 1982. — Т. 1. Статьи. Очерки. Фельетоны. — С. 267—292.

Дымшиц А. Л. О Бертольте Брехте, его жизни и творчестве // Bertolt Brecht. Vorwärts und nicht vergessen.... — М.: Progress, 1976. — С. 7—18.

Земляной С. Н. Этика Бертольта Брехта // Этическая мысль. — М.: ИФ РАН, 2004. — Вып. 5. — С. 37—52.

Mittenzwei W. Das Leben des Bertolt Brecht oder Der Umgang mit den Weltraetseln. — Berlin — Weimar, 1988.

The Cambridge Companion to Brecht / Edited by Peter Thomson and Glendyr Sacks. — Cambridge: Cambridge University Press, 2006. — ISBN 978-0-521-67384-6.

Prill M. Bertolt Brecht (нем.) // Die Klassiker der modernen deutschen Literatur. — Düsseldorf: ECON, 1984. — S. 24—27. — ISBN 3-612-10036-X.

Wekwerth M. Politisches Theater und Philosophie der Praxis. Wie Brecht Theater machte. Zeitschrift Marxistische Erneuerung (21 июня 2006). Проверено 10 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.

Willett J. Das Theater B. Brechts. — Reinbek bei Hamburg, 1964.

Вицисла Э. Беньямин и Брехт — история дружбы / Пер. с нем. под ред. С. Ромашко. М.: Grundrisse, 2017.

Брехт поет «Бараний марш» (запись 1943 года)

«Песня о тщете человеческих усилий» из «Трёхгошовой оперы» в исполнении Б. Брехта

Werke Brechts im Spielplan deutschsprachiger Bühnen (нем.)

Lebenslauf. Deutsches historisches Museum (нем.)

Deutscher Bildungsserver: Dossier Bertolt Brecht (нем.)

Bertolt Brecht und der Film auf film-zeit.de (нем.)

М. Алексеева. Гнуть Брехта в любую сторону? // «Скепсис»

17) Режиссура как вид художественной деятельности. (ОПК-2)

Аннотация:

1. Понятие - режиссура.

2. Возникновение режиссуры.

3. Становление режиссуры в средневековой Европе.

4. Великая Французская революция – новый этап развития.

5. Б.Брехт – основатель эпического театра.

6. Развитие театра в России

7. Конец 19 века – начало нового этапа.

8. Новая экспериментальная студия Всеволода Мейерхольда.

9. Е. Вахтангов – последователь К. Станиславского.

10. Театральные школы и режиссеры современности.

Литература:

1. Мордасов, А.А. Принципы режиссуры театрализованных представлений и праздников [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.А. Мордасов. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург:

2. Сахновский, В.Г. Мысли о режиссуре [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.Г. Сахновский. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2018. — 140 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/107978. — Загл. с экрана.

3. Сахновский, В.Г. Режиссура и методика ее преподавания [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.Г. Сахновский. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2019. — 320 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/112750. — Загл. с экрана.

4. Таиров, А.Я. Записки режиссера. Об искусстве театра [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Я. Таиров. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2017. — 296 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/99365. — Загл. с экрана.

18) Мизансцена – язык режиссёра. (ОПК-3)

Аннотация:

1. Предыстория театральной мизансцены.

2. Физическое действие - надежная опора мизансцены.

3. Мизансцена и режиссерский замысел.

4. Классификация мизансцен: по плоскостям сценического пространства;

по графическому рисунку; начальные и концовочные мизансцены.

5. Роль мизансценирования в РТПиП

Литература:

19) Сценическое действие основное выразительное средство режиссуры. Законы его организации. (ОПК-3)

Аннотация:

1. Определение понятию «действие»

2. Структура органического действия.

3. Три круга предлагаемых обстоятельств: малый, средний, большой

Литература:

20) Специфические особенности драматургии и режиссуры театрализованного концерта. (ОПК-3)

Аннотация:

Театрализованный концерт как средство формирования культуры. Определение понятий: «театрализация» и «театрализованный концерт». Художественно-образное решение – суть театрализации. Требования к драматургии театрализованного концерта. Виды концертов. Номер как основа театрализованного концерта, его организация в сценическом пространстве и постановка. Принципы отбора номеров. Режиссёрское решение в концерте.

Литература:

1. Альшиц Д.Н. Основы драматургии: учебное пособие. – СПб.: СПбГУКИ, 2011.

2. Клитин С.С. Артисты в открытом пространстве. Беседы об искусстве эстрады: - СПб.:СПбГАТИ, 2012

3. Тихомиров Д. В. Беседы о режиссуре театрализованных
представлений. – М.: Сов. Россия, 2011.

4. Туманов И.М. Режиссура массовых зрелищ. – М.: 2012.

5. Шароев И. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: - М.: ГИТИС, 2009.

21) Использование метода театрализации как способа синтезирования разноименного (документального и художественного) материала и приведение его к художественно-образному единству.(ОПК-4)

22) Особенности и задачи годового праздничного цикла. Применение разнообразных средств художественной выразительности в фольклорных обрядах (ОПК-4)

Аннотация:

Восемь комплексов обрядового праздничного цикла. Общее в начале и конце каждого цикла. Совпадение отдельных компонентов праздничного цикла, повторение некоторых действий, употребление одних и тех же ритуальных кушаний, устойчивость поэтических форм как результат замкнутости годового цикла и задачи вырастить и сохранить урожай. Игры, забавы, обряды, гадания, песни, заклички, хороводные действа и другие фольклорные жанры, свойственные обрядам.

Литература:

Некрылова А.Ф., Русский традиционный календарь. Азбука-классика, СПб, 2007

23) Способы применения разнообразных средств художественной выразительности в процессе создания игровой деятельности. (ОПК-4); (ОПК-10).

Аннотация:

Игровая деятельность как один из видов активности человека. Особенности и принципы игровой деятельности: игра есть свободная деятельность; игра не есть «обыденная жизнь»; игра обособлена местом действия и продолжительностью; игре свойственно эмоциональное и волевое напряжение; у игры есть правила.

Соотношение игрового и реального в массовом празднике. Игра и культура. Содержание и границы использования игры в массовом празднике. Единство социального и художественно-творческого подхода к игре в массовом празднике.

Средства художественной выразительности праздника. Игровая культура и праздник.

Литература:

1. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.Ю. Исаева. - 2-е изд., стер. – М.: Флинта, 2016. - 197 с. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482568

3. Шубина, И.Б. Драматургия и режиссура зрелищных форм. Соучастие в зрелище, или Игра в миф [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / И.Б. Шубина.- СПб.: Лань, Планета му



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: