Помимо традиционных лекционных и семинарских занятий в рамках данного курса предусматривается широкое использование интерактивных технологий обучения (в т.ч. разбор конкретных ситуаций, ролевые и деловые игры, работа в малых группах по разработке и публичной презентации проектов). Рекомендуется встречи с руководителями и специалистами российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных занятий. Однако в структуре занятий по данной дисциплине они должны составлять не менее 30% аудиторных занятий).Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС)).
Перечень форм организации обучения и методов
ФОО методы | лекции | практики | контроль | срс |
Традиционное обучение | + | |||
Мультимедийные технологии | + | + | ||
Работа в команде | + | |||
Деловые игры | + | |||
IT -технологии | + | + | ||
Case-stady | + | + | ||
Проблемное обучение | + | + | + |
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине
Общий объем самостоятельной работы студентов по дисциплине включает аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов в течение семестра. Аудиторная самостоятельная работа осуществляется в форме командной работы над выполнением проектов и заданий преподавателя, а также в процессе тестирования, внеаудиторная самостоятельная работа осуществляется в следующих формах:
- самостоятельная работа в рабочих группах при подготовке к практическим занятиям;
- подготовка к презентации публичных отчетов по итогам работы над проектом;
- самостоятельное изучение теоретического материала;
- подготовка докладов;
- решение индивидуальных задач;
- выполнение эссе;
- составление тестов и задач.
Общее количество часов по учебному плану - 72 | |||||||||
Аудиторная работа– 51 | Виды самостоятельной работы – 21 | ||||||||
Номера и темы разделов | Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа в группах, в т.ч. над проектом | Подготовка к презентации публичных отчетов по итогам работы над проектом | Самостоятельное изучение теоретического материала | Подготовка докладов | Решение индивидуальных задач | Выполнение эссе | Составление тестов и задач |
Количество часов | |||||||||
1. Теоретические основы инноваций в производственной деятельности | |||||||||
2. Организация инновационной деятельности на предприятии | |||||||||
3. Технико-экономические факторы управления инновациями и НИОКР | |||||||||
4. Человеческий фактор и риск инновационной деятельности | |||||||||
5.Планирование эффективности инновационной деятельности | |||||||||
6. Методы экономического обоснования инновационной деятельности |
Самостоятельная работа студентов проходит в рамках подготовки к практическим занятиям и промежуточной аттестации по предмету.
План подготовки к практическим занятиям
Общая концепция построения практических занятий:
- Блок 1. Организация инновационной деятельности на примере конкретного предприятия
- Блок 2. Создание дополнительных условий для формирования умений и навыков использовать технико-экономические факторы в управлении инновациями и НИОКР. Учет человеческого фактора и риска инновационной деятельности в действиях фирмы, умение на этом видеть и строить ключевые преимущества фирмы.
- Блок 3. Решение задач по отдельным элементам планирования эффективности инновационной деятельности, методам экономического обоснования и стимулирования инновационной деятельности.
Алгоритм проведения занятий построен, исходя из последовательности выдачи лекционного материала, возможностей студентов подготовиться к тем или иным семинарским занятиям (временной фактор) и исходя из общих принципов построения курса «Методы принятия инновационных технических решений».
Различия в понятиях, используемых в данном планировании (данные понятия схожи, но не одинаковы):
Рабочие группы – группы, в которых происходит работа на примере конкретного предприятия (по Блоку 1)
Малые группы (МГ) – временно создаваемые на занятиях группы для выполнения каких-либо задач.
Общая концепция построения практических занятий:
- Блок 1. Теоретические основы инноваций в производственной деятельности. Организация инновационной деятельности на предприятии
- Блок 2. Создание дополнительных условий для формирования умений и навыков использованиятехнико-экономические факторов управления инновациями и НИОКР. Учет человеческого фактора и риска инновационной деятельности
- Блок 3. Решение задач по отдельным элементам планирования эффективности инновационной деятельности, методам экономического обоснования и стимулирования инновационной деятельности
Алгоритм проведения занятий построен, исходя из последовательности выдачи лекционного материала, возможностей студентов подготовиться к тем или иным семинарским занятиям (временной фактор) и исходя из общих принципов построения курса «Методы принятия инновационных технических решений».
Различия в понятиях, используемых в данном планировании (данные понятия схожи, но не одинаковы):
Рабочие группы – группы, в которых происходит формирование стратегии на примере конкретного предприятия (по Блоку 1)
Малые группы (МГ) – временно создаваемые на занятиях группы для выполнения каких-либо задач.
№ | Тема/содержание | Подготовка к практическим занятиям |
1. | Вводное занятие. Цель актуализация предмета изучения дисциплины. Содержание: Работа в группах по формированию инноваций на примере моделируемого предприятия | |
2. | Блок 1: 1. Утверждение рабочих групп студентов и исследуемых организаций. 2. Доклады рабочих групп по результатам анализа инновационной деятельности на предприятии Цель – определить концепцию поведения фирмы по инновационной деятельности. . Совместный с группой критический анализ представляемого материала. По окончанию занятия рабочие группы сдают преподавателю опросные листы для эффективной оценки инновационной деятельности на предприятии | - объединиться в рабочие группы и выбрать предприятие для анализаинновационной деятельности на предприятии в течение всего семестра - готовиться к анализу инновационной деятельности на предприятии |
3. | Блок 1. Доклады рабочих групп по результатам анализа инновационной деятельности. Цель - поиск вариантов усиления. Цель - поиск вариантов усиления инновационной деятельности на предприятии. | То же Решение индивидуальных задач, защита на консультациях |
4. | Блок 2. 1. Семинар «Технико-экономические факторы управления инновациями и НИОКР» Работа в МГ. Задача – найти в российской / зарубежной практике примеры реализации учета человеческого фактора и риска инновационной деятельности 2.. Результаты докладываются перед группой (работа ведется на отдельных листках, после занятия результаты работы сдаются) | Индивидуальная работа: 1. Подготовить лаконичные, содержательные выступления по теме семинара (кто, за что критикует, что предлагает взамен) 2. Ознакомиться с опытом работы различных предприятий (использовать официальные сайты предприятий) |
5. | 1. Блок 2. Работа в МГ (МГ перетасовываются, моделируемое предприятие студенты выбирают сами). Задача – разработать и аргументировать собственную корпоративную и конкурентную стратегию инновационной деятельности для моделируемого предприятия 2. Блок 1. Презентация результатов анализа инновационной деятельности и способов ее интенсификации на примере исследуемой фирмы (работа в рабочих группах). | 1. Подготовить и согласовать с преподавателем оценочные листы для оценки презентации на 7-8 занятии 2. В рабочих группах разработать стратегию инновационной деятельности для моделируемого предприятия. |
6. | Блок 1. Презентация результатов (рабочие группы).: - анализа планирования эффективности инновационной деятельности, методам экономического обоснования и стимулирования инновационной деятельности Совместный с группой критический анализ представляемого материала. Оценка презентаций результатов работы студентами и преподавателем | В рабочих группах: 1. Провести анализ планирования эффективности инновационной деятельности.методам экономического обоснования и стимулирования инновационной деятельности 2. Разработать методы экономического обоснования и стимулирования инновационной деятельности |
7. | Блок 1. Презентация результатов: - разработки, анализа и сопоставления инновационной деятельности фирмы; - | В рабочих группах: 1. Разработать не менее 3 альтернатив развития инновационной деятельности, сопоставить и выбрать наиболее оптимальную. 2. Разработать методы интенсификации.инновационной деятельности |
8. | Тестирование студентов в рамках подготовки к зачету. | Каждой рабочей группе подготовить по 40 тестовых заданий (в печатном виде) с 5 вариантами ответа |