Функции социального управления




Функции, законы социального управления.

Социологический подход к управлению предполагает выделение трех важнейших его элементов:

1) ядро механизма управления составляет целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление. Воздействие выступает в двух формах. Внешнее воздействие имеет орган управления за рамками объектов управления. Любая открытая система всегда подвергнута внешнему воздействию социального окружения в виде социальных условий и факторов (экономических, политических, социальных, духовных). Структура и характер внешнего воздействия для каждой управленческой системы различаются составом, интенсивностью, насыщенностью, степенью влияния. Другая форма воздействия - самоуправление, саморегуляция. Эта форма внутренне присуща любой управляемой системе. Процесс самоуправления складывается из двух мощных противодействующих процессов. С одной стороны, каждая система имеет свои источники, движущие силы, механизмы самодвижения, саморазвития главного системообразующего интегрального звена системы и других системообразующих качеств и звеньев, благодаря которым система сохраняет качественную определенность и целостность.

2) другим компонентом социального управления является социальная самоорганизация, т.е. спонтанные процессы внутриорганизационного, внутригруппового, внутриколлективного регулирования (социальные нормы, моральные требования, общественное мнение, «школы престижа», лидерство, неформальное группообразование, узкогрупповые конъюнктурные интересы, морально-психологический климат и т.д.).

Социальная самоорганизация существует в обществе на всех его уровнях, начиная с общества как целого и кончая первичными группами. Отличительное ее свойство - спонтанность, т.е. самопроизвольность, отсутствие единого субъективного начала. Это не значит, что элемент субъективного - человеческая воля. План, цель здесь исключены совершенно. Но они не выступают как сознательно образуемая общая основа процесса.

То, что на шире ком уровне выступает как самоорганизация системы, на уровне индивида есть целевое поведение. Примером такой самоорганизации можно назвать многие демографические процессы - воспроизводство населения, брачность, эмиграцию и т.д. Эти процессы остаются таковыми в своей основе, несмотря на внедрение в них элементов целенаправленного воздействия: объективированного порядка (право, стимулы, социальные факторы).

Таким образом самоорганизация - продукт социального взаимодействия, происходят в массовом, коллективном или групповом масштабах;

3) оба названных компонента образуют третий - организационный порядок, включающий в себя как продукт «прошлого» управленческого труда (решения, объективированные в стабильной должностной структуре, административном распорядке, требованиях, режиме), так и стихийно сложившиеся правила и нормы отношений в организации.

Механизм социального управления не сводится лишь к целенаправленному управляющему воздействию, но включает в себя организационный порядок и спонтанные процессы самоорганизации. В этом состоит специфика социологического подхода к управлению.

Исторически последовательность возникновения компонентов можно представить следующим образом: наиболее ранней явилась самоорганизация, затем сформировались самоуправление и, наконец, централизованное управление. Для современных организационных систем характерно сосуществование всех процессов управления.

Функции социального управления

Функция управления - это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект и субъект управления.

Управление и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

В литературе и практике существуют различные подходы к классификации функций управления. Наиболее общими являются три классификационных признака выделения функций:

1) этапы (стадии) процесса управления;

2) сфера (вид) деятельности;

3) вид объекта управления.

По виду объекта управления функции могут быть подразделены по уровню производства (участок, цех, корпус, предприятие и т.д.) и элементам процесса производства (труд, орудия, предметы и продукты труда).

Функции по уровню производства, в свою очередь, могут классифицироваться: по видам процессов (основные, вспомогательные, обслуживающие), по типу и масштабу производства, по виду специализации (предметная, подетальная, технологическая); фазам производственного процесса (заготовительная, обработочная, сборочная и т.д.).

 

 

7. Субъекты и объекты социального управления

Социум (человеческое общество) представляет собой сложную динамическую систему, которая состоит из двух важнейших подсистем - управляющей подсистемы (субъекта социального управления) и управляемой подсистемы (объекта управления).

К субъектам управления можно отнести отдельного индивидуума, группу людей, а иногда и все общество в целом.

Субъект не является просто механической суммой управленческих кадров. Это иерархическая совокупность субсубъектов, вступающих в сложные взаимодействия между собой.

Субъект управления по различным группам критериев подразделяется:

-- по сферам человеческой жизнедеятельности выделяют субъекты политического, экономического, социального и духовно-культурного управления;

-- по территориальному фактору субъекты делятся на всемирные, международные, общегосударственные, региональные, местные;

-- по области функционирования определяют субъекты управления финансами, обороной и национальной безопасностью, наукой, здравоохранением, культурой и т. д.;

-- по решаемым государственным задачам выделяют

законодательные, исполнительные, судебные управленческие институты;

-- по решаемым общественным задачам можно выделить такие субъекты управления, как партии и общественные движения, профессиональные союзы и ассоциации, общественные фонды, кооперативы и товарищества, религиозные институты, семьи и т. д;

-- по степени временной устойчивости субъекты существуют в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном режиме;

-- по размерам различают единичные, малые, средние и крупные субъекты управления.

Субъект управляет объектом, который представляет собой еще более сложное социальное образование. Это могут быть как отдельные люди, так и группы лиц, страны, народы, человечество в целом. Каждому объекту соответствует свой субъект управления.

Между субъектом и объектом управления (а также внутри каждого из них) существуют определенные взаимодействия, называемые в теории управленческими отношениями. Взаимодействие субъекта с объектом (вертикальное направление сверху вниз) в теории управления называется прямыми связями. Отношения, выстраиваемые (условно) снизу вверх, определяются как обратные связи. Внутриобъектные и внутрисубъектные отношения называют горизонтальными связями. Через прямые связи поступают распорядительно-информационные сообщения, обратные связи отражают реакцию объекта на управленческие воздействия.

Безусловно, такое деление управленческих отношений является упрощенной моделью для рассмотрения технологии взаимодействия субъекта и объекта. В реальности данный процесс намного сложнее. Сложность управленческих отношений заключается в том, что они вбирают в себя субъективные проявления и объективную обусловленность. Их специфика в следующем:

-- объективной обусловленности установления и развития управленческих отношений;

-- осознанном характере осуществления управленческих действий;

-- индивидуализированном характере принятия управленческих решений;

-- формальных и неформальных взаимодействиях (формальный управленческий труд предписан нормативными актами и определен социальными ожиданиями, а неформальные взаимоотношения ничем не регламентируются и основываются на добровольных началах симпатий и антипатий);

-- иерархичности отношений подчинения и руководства;

-- многообразии социальных отношений между различными субъектами и объектами управления, возможности перемен их ролями.

Функции субъекта (или этапы управленческого цикла с его участием) можно подразделить на:

-- мониторинг и анализ проблем системы (рассогласованность и противоречия целей данной системы с целями других систем);

-- подготовка вариантов (альтернатив) упорядочения элементов системы в целях ее сохранения и дальнейшего развития;

-- выбор и реализация наиболее эффективной альтернативы (осуществление управленческого решения);

-- организация реализации намеченных в решениях мероприятий;

- контроль процесса реализации решений (сопоставление результатов с запланированными целями);

-- регулирование и коррекция динамики системы (своевременное воздействие на выявленные в результате контроля отклонения в развитии элементов системы с целью приведения ее динамики к заданным параметрам).

Объекты управления в социальной работе - социальные работники, вся система взаимоотношений, складывающаяся между людьми в процессе социальной защиты населения.

Объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Необходимым является наличие у субъекта управления рычагов воздействия (мотивации) на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды (это условие определяет принципиальную возможность или невозможность субъекта управления осуществлять управление). Для того чтобы механизм мотивирования приводил к достижению поставленных целей, необходимо выполнять следующие требования:

1) он должен обладать действенностью на протяжении всего времени функционирования объекта управления и не ослабевать по мере удовлетворения потребностей объекта управления. Этого можно добиться за счет комплексного использования рычагов воздействия, периодического чередования методов мотивирования ориентации, стимулирующих воздействий на удовлетворение стабильных долгосрочных потребностей;

2) механизм стимулирования должен увязывать уровень стимулирования со степенью достижения конечных целей.

В настоящее время в мировой практике управления разработан и широко применяется достаточно большой арсенал средств стимулирования, отвечающих данным требованиям. Формирование механизма мотивирования должно строиться преимущественно на ситуационной основе.

 

 

9. Социальная политика – сущность содержание, цели.

Социальная политика - одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношении, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем.

Суть социальной политики: теоретическую и правовую основу социальной политики составляет положение Конституции РФ, принятой в декабре 1993 год, где в 7 статье записано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это положение Основного Закона РФ перекликается с положением Хартии прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. В ней записано, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, здоровье, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Реализация этих прав человека определяет содержание социальной политики.

Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология.

Поэтому целями и задачами социальной политики являются:

· распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения;

· ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства;

· обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает;

· оздоровление окружающей среды

· обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

· гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

· нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста; улучшение социальной инфраструктуры.

К задачам политической деятельности относится не только совершенствование условий жизни людей, но и развитие их социальных качеств - трудолюбия, дисциплинированности, социальной ответственности, общественной активности, нравственных устоев, а следовательно, - совершенствование определяемого этими качествами образа жизни людей.

Социальная политика -- это деятельность государства и других политических и социальных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы жизни общества, на совершенствование условий, образа и качества жизни людей, на обеспечение их жизненных потребностей, оказания им необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием в этих целях имеющегося у соответствующего института финансового и другого общественного потенциала.

 

 

15. Система социального страхования.

Социальное страхование занимает ведущее место в системе защиты населения. В Законе от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ (в ред. от 05.03.04 г. № 10-ФЗ) «Об основах обязательного социального страхования» (ч. 3 ст. 1) дано определение социального страхования. Оно сформулировано следующим образом: «Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному страхованию».

Данное определение обязательного социального страхования заключает в себе два важных положительных свойства в сравнении с рассмотренными выше трактованиями этого понятия. Во-первых, оно распространяет социальное страхование и на неработающих граждан. Во-вторых, четко определена целевая направленность этой формы социального страхования. Сущность социального страхования выражается в определенных общественных отношениях, регулирующихся нормами права.

Социальное страхование представляет собой совокупность регулируемых законодательством и договорами страхования отношений между гражданами – застрахованными лицами (выгодоприобретателями), страхователями (физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями) и страховщиками (государственными организациями, коммерческими страховыми компаниями, обществами взаимного страхования) по поводу страховой защиты имущественных интересов застрахованных лиц, сохранения, восстановления или улучшения их материального и социального положения, которые могут ухудшаться в связи с наступлением определенных законом и / или договором страхования событий (страховых случаев) за счет фондов денежных средств, формируемых страховщиками из уплачиваемых страхователями страховых взносов (страховых премий).

Предметом социального страхования является социальное положение, материальный уровень и качество жизни граждан. Предмет социального страхования включает комплекс трудовых и социальных отношений по поводу социальной защиты работников и членов их семей в случае наступления для них массовых социальных рисков утраты трудоспособности и/или места работы. Являясь наукой, социальное страхование разрабатывает категории (понятийный аппарат) и принципы построения своих экономических, социальных и правовых механизмов.

В круг задач научной дисциплины «социальное страхование» входят:

1. получение объективных знаний о способах, качестве и уровне социальной защиты работников и членов их семей;

2. формирование ценностных ориентиров в области организации солидарной взаимопомощи людей труда, т.е. знаний о механизмах социальной поддержки друг друга в трудных жизненных обстоятельствах.

Целью социального страхования является защита имущественных интересов, сохранение, восстановление или улучшение социального положения и / или материального уровня и качества жизни граждан, ухудшающихся вследствие страховых случаев как проявившихся в действительности социальных рисков.

Объектами социального страхования являются имущественные интересы граждан – застрахованных лиц, которые защищаются в связи я наступлением страховых случаев, в том числе путем возмещения или компенсации им причиненного таким случаем вреда либо оплаты или предоставления разного рода услуг в натуральной форме, обеспечивающих сохранение, восстановление или улучшение социального положения, материального уровня и качества жизни.

В основе социального страхования лежат следующие принципы, которые определяют его эффективность, возможность адаптации к экономическим изменениям и подконтрольность:

1. социальное страхование является обязательным для всех граждан и регулируется государством;

2. обязанность по уплате взносов на социальное страхование несут совместно работники и работодатели с привлечением при необходимости финансовых средств государства;

3. размер фондов социального страхования соответствует той степени защиты, которая необходима населению, исходя из установленных общественных стандартов уровня и качества жизни;

4. социальные выплаты определяются размерами, сроками и другими условиями уплаты страховых взносов;

5. право на получение социальных выплат определяется фактами уплаты взносов и наступления социального риска без дополнительной проверки нуждаемости в доходе.

Обязательное социальное страхование включает:

1) Централизованно организованную, осуществляемую и контролируемую государством форму обязательного социального страхования;

2) Децентрализованную форму обязательного социального страхования, организованную и осуществляемую в соответствии с федеральными законами указанными в них в качестве страхователей лицами.

 

22. Определение понятия «мониторинг». Формы проведения мониторинга.

Само понятие мониторинг представляет интерес с точки зрения его теоретического анализа, так как не имеет точного однозначного толкования, ибо изучается и используется в рамках различных сфер научно-практической деятельности. Сложность формулировки определения понятия мониторинг связана также с принадлежностью его как сфере науки, так и сфере практики. Он может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения сферы управления различными видами деятельности посредством представления своевременной и качественной информации.

Наиболее общим образом мониторинг можно определить как “постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям - наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с деятельностью человека”.

Границы использования мониторинга за последнее десятилетие чрезвычайно расширились.

Основные сферы, проявляющие интерес к мониторингу как способу научного исследования - это экология, биология, социология, педагогика, экономика, психология, теория управления.

Основная сфера практического применения мониторинга - это управление, а точнее информационное обслуживание управления в различных областях деятельности. Мониторинг представляет собой достаточно сложное и неоднозначное явление. Он используется в различных сферах и с различными целями, но при этом, обладает общими характеристиками и свойствами. Однако, различные системы мониторинга, обладая общими чертами, существуют и развиваются достаточно изолированно в рамках той или иной науки или области управления. Можно отметить, что степень изученности и интенсивность использования его в различных сферах деятельности неравнозначны. Так например, можно говорить об определенном уровне зрелости в решении проблем мониторинга, как на прикладном, так и на теоретическом уровнях в сфере экологии. Здесь понятие мониторинга определено и принимается большинством научного сообщества. Достаточно глубоко проработан его методологический аппарат, созданы средства измерения, адекватные поставленным задачам, существует отлаженная система реализации мониторинга, включающая в себя сбор, хранение, обработку и распространение получаемой информации, статус его закреплен на законодательном уровне.

В ряде сфер научно-практической деятельности мониторинг только осваивается, как на теоретическом, так и на практическом уровне. В некоторых сферах деятельности освоение мониторинга находится на завершающем этапе. Такое положение дел дает нам достаточно уникальную возможность, исследовав теорию и практику освоения мониторинга в различных научных и практических областях, его современное состояние в системе образования нашей страны, определить пути повышения эффективности использования мониторинга для реализации поставленных нами целей.

Для получения наиболее полного представления о сущности мониторинга рассмотрим подробнее что он представляет собой применительно к различным сферам его использования.

Наибольшее развитие теория и практика использования мониторинга получили в экологии и социологии.

В экологии понятие мониторинг определяется как непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам.

Виды мониторинга

Мониторинг может быть классифицирован по достаточно большому количеству оснований.

В зависимости от тех оснований, что могут быть использованы для сравнения можно выделить следующие виды мониторинга:

Динамический, когда в качестве основания для экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя. Это самый простой способ, который может служить аналогом экспериментального плана временных серий. Для относительно простых систем, локального мониторинга (цен, доходов населения и пр.) или мониторинга физических объектов, этого подхода может оказаться достаточно. В данном случае, на первом месте в целях мониторинга стоит предупреждение о возможной опасности, а выяснение причин носят вторичный характер, в силу того, что причины достаточно прозрачны. Для сложных социальных систем этот способ не подходит, поскольку при попытке выявить причину эффекта, мы сталкиваемся с теми же проблемами смещения, что и в случае с экспериментом по плану временных серий. Например, изучая образовательную систему региона в течении ряда лет, мы получили следующие результаты по показателю потенциальная текучесть кадров (количество педагогов, которые могут уйти из сферы образования).

Конкурентный, когда в качестве основания для экспертизы выбираются результаты идентичного обследования других образовательных систем. В данном случае, мониторинг становится аналогом плана с множественными сериями испытаний. Изучение двух или нескольких подсистем большей системы проводится параллельно, одним инструментарием, в одно и тоже время, что дает основание делать вывод о величине эффекта на той или иной подсистеме. Кроме этого такой подход дает возможность оценить величину опасности ее критичность.

 

Ст. 19. Частная система социальной защиты – соц. защита, предоставляемая работникам предприятиями, учреждениями и организациями; благотворительная деятельность граждан и юридических лиц, негосударственные пенсионные фонды.

Термин “социальная защита” был впервые применен в законодательстве США в Законе по социальной безопасности в 1935 г., который в свою очередь стимулировал разработку программ помощи престарелым, нетрудоспособным и безработным. В 1938 г. данный термин был применен в законодательном акте Новой Зеландии и вскоре быстро нашел широкое распространение в МОТ, так как доходчиво выражал смысл серьезных проблем и ожиданий значительных слоев населения.

Субъектами социальной защиты, является не только государство в лице органов государственной власти всех ветвей и уровней (законодательной, исполнительной, судебной), органов местного самоуправления, но также работодатели, предприниматели, институты гражданского общества и сами люди. Законодательство определяет совокупность условий и инструмента, методов, образующих систему социальной защиты населения.

Благотворительная деятельность - это добровольная деятельность граждан или юридических лиц по оказанию помощи (безвозмездной или на льготных условиях) другим гражданам или юридическим лицам.

Не являются благотворительной деятельностью направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний.

Перечень целей благотворительной деятельности приведен в ст. 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Этот перечень закрытый, т. е. никакие организации или государственные органы (кроме Федерального Собрания) не могут произвольно его расширить или сузить. В соответствии с названным законом благотворительная деятельность осуществляется в целях:

• социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы;

• подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

• оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, а также жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

• содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

• укрепления престижа и роли семьи в обществе;

• содействия защите материнства, детства и отцовства;

• содействия деятельности в сфере образования, науки и культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

• содействия деятельности по профилактике и охране здоровья граждан, а также пропаганде здорового образа жизни, улучшению морально-психологического состояния граждан;

• содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

• охраны окружающей природной среды и защиты животных:

•охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

Благотворительная организация создается для реализации целей, предусмотренных Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

При разработке устава благотворительной организации, помимо предъявляемых законодательством требований к порядку создания, деятельности и ликвидации каждой конкретной формы некоммерческой организации, необходимо принять во внимание следующие ограничения:

1) высшим органом управления благотворительной организацией является ее коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом;

2) к компетенции высшего органа управления благотворительной организацией отнесены:

• изменение устава благотворительной организации,

• образование ее исполнительных и контрольно-ревизионных органов и досрочное прекращение их полномочий,

• утверждение благотворительных программ,

• принятие решений о создании коммерческих и некоммерческих организаций и участии в таких организациях, об открытии филиалов и представительств, о назначении руководителей филиалов и представительств,

• принятие решений о реорганизации и ликвидации благотворительной организации (за исключением благотворительного фонда);

3) члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе в качестве добровольцев. В составе высшего органа управления может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса);

4) члены высшего органа управления благотворительной организацией и ее должностные лица не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация;

5) благотворительная организация не может быть реорганизована в хозяйственное товарищество или общество;

6) благотворительная организация вправе осуществлять благотворительную деятельность, направленную на достижение целей, ради которых она создана, а также благотворительную деятельность, направленную на достижение целей, предусмотренных Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и форме личного пенсионного страхования граждан, накапливающих средства на свое дополнительное пенсионное обеспечение в пенсионных фондах. Вместе с тем становление и развитие дополнительных профессиональных пенсионных систем на современном этапе является приоритетной задачей и должно стимулироваться государством.

2 ст. В связи с трудным экономическим положением, создание дополнительных профессиональных пенсионных систем для работников всех организаций на современном этапе не представляется возможным, особенно для бюджетной сферы. Поэтому их формирование может проводиться постепенно, по мере готовности отдельных организаций и предприятий, отраслей хозяйствования, министерств или территорий создавать у себя такие системы, а также возможности государства предоставлять негосударственному пенсионному обеспечению льготы.

Негосударственные пенсионные фонды уже сейчас представляют собой заметное явление на финансовом рынке, которым нельзя пренебрегать. Негосударственное пенсионное обеспечение востребовано и получило признание как рыночный институт социальной защиты граждан.

Социальную защиту принято рассматривать на уровне двух подсистем: социального страхования и социальной помощи.

Первая ветвь социальной защиты — социальная помощь, такой институт социальной защиты, который несет на себе отпечаток попечительства. Социальная помощь оказывается только после наступления конкретного несчастья или отрицательного явления и не за счет целевых, страховых взносов, а за счет бюджетных ассигнований, получаемых в результате налогообложения. В отличие от социального страхования социальная помощь предоставляется не “по праву”, а “по усмотрению” оказывающих ее органов. Она охватывает отдельные виды обеспечения, которые практически невозможно осуществить на принципах социального страхования, предоставляется наименее защищенным и наиболее нуждающимся категориям населения, как правило, в индивидуальном порядке после проверки нуждаемости.

Социальное страхование — второй институт социальной защиты, тесно связанный с понятием социальное риска. Традиционно целью социального страхования является защита от социальных рисков. Каждый вид социального риска имеет свою природу и по-разному проявляется для различных категорий трудящихся. Следовательно, форма защиты и организация социального страхования различаются по видам и имеют свою специфику.

Социальное страхование — это имеющий правовой статус организационно-финансовый механизм, который предусматривает смешанное финансовое участие и солидарную ответственность работодателей, трудящихся и государства в осуществлении программ социальной защиты. Суть страхования сводится к распределению материальной ответственности по компенсации и минимизации социальных рисков на максимально возможное число участников, т.е. приданию этому виду защиты формы организованной взаимопомощи. Независимо от сферы применения социальное страхование в странах с рыночной экономикой основывается на общих принципах, важнейшими из которых являются:

- предоставление застрахованным лицам различных видов материального содержания и услуг “по праву”, приобретаемому благодаря их личному финансовому участию в расходах на эти цели;

- наличие заинтересованности достаточно широкого круга лиц, охватывающего определенные социальные категория населении (рабочие, служащие, отдельные профессиональные категории трудящихся и др.) или все население страны, в том или ином виде обеспечения на основе социального страхования;

- равенство всех застрахованных лиц, как с точки зрения обязательств по финансированию расходов, так и приобретаемых в результат прав и гарантий;

- особый порядок финансирования, обеспечивающий автоматическое воспроизводство средств на выплаты по социальному страхованию;

с этой целью трудящиеся и предприятия уплачивают страховые взносы, которые, как правило, устанавливаются в процентах к заработной плате; отчисления предприятий на социальное страхование включаются в издержки производств и отражаются в ценах продукции;

В негосударственные пенсионные фонды могут обратиться любые лица: и физические, и юридические, - чтобы, заключив договор, стать участником фонда. Выбрав одну из пенсионных схем, предлагаемых НПФ, участник начинает перечислять средства. Фонд осуществляет учет поступивших взносов на солидарном или именном счете вкладчика, а затем аккумулированные средства инвестирует в различные активы для получения дополнительного дохода.

Деятельность НПФ финансируется за счет доходов от инвестирования пенсионных резервов. При этом зако



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: