В совместной работе с родителями мы широко используем: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КЛУБА "НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ"
Месяц | Тема | Содержание |
Октябрь 2019 г. | Открытое игра - занятие «Осеннее путешествие к Песочной фее» | Дети совместно с родителями продолжают знакомиться с некоторыми явлениями неживой природы осенью: ветром; учатся устанавливать причинные связи по приметам; учатся использовать свойства песка с целью развития интереса к природным явлениям, логического мышления, внимания, чувства цвета и мелкой моторики ребенка |
Январь 2020 г. | Консультация «Развитие наблюдательности и любознательности ребенка-дошкольника посредством опытно - экспериментальных игр в домашних условиях» | Информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное экологическое воспитание ребенка среднего дошкольного возраста. Продолжать знакомить с играми для изучения свойств объектов и явлений неживой природы, которые будут использоваться родителями в домашних условиях |
Апрель 2020г. | Досуг "Спешит весна. Звенит капель." | Продолжаем в нетрадиционной форме (развлечение: совместно с детьми) знакомить родителей с возможностью использования элементарных опытов дома для расширения представлений детей о некоторых свойствах такого явления неживой природы как вода и ее значении для человека, животных, растений. |
Июль 2020г. | «Природа Волшебница» (итоговое) | Совместное игровое занятие - путешествие проводится на улице (на участке). Родители вместе с детьми учатся, используя полученные ранее знания о явлениях, особенностях, свойствах, характерных признаках неживой природы, создавать образы природы из природного материала с целью развития творческого мышления, воображения, эмоционального восприятия картин природы. |
Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей, мной разработан и апробирован цикл развивающих мероприятий. Практическая значимость заключается в использовании разработанного материала в различных видах и образовательных областях детской деятельности.
Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой в различных видах работы с детьми (например, наблюдения, труд в природе, занятия и праздники интегрированного характера, развлечения, опытно - экспериментальная деятельность).
Выбор приоритетной формы работы с детьми зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
Месяц | Раздел образовательной деятельности | Темы игр-занятий | Цель |
Сентябрь | Познание. Опытно - экспериментальная деятельность | "Песочные часы" | Выявить свойства пека и глины |
"Посадим дерево" (Наблюдение на прогулке) | Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. | ||
Познание. Ознакомление с окружающим миром. | "Солнце по небу гуляет" | Расширять знание детей о временах года, основных приметах осени. Формировать временные понятия: сутки, части суток. | |
Художественное творчество. Рисование. | "Образы земли. Дорожка из осенних листьев." | Познакомить детей с приемами рисования методом мозаичного мазка, примакивания. (Упал листок на землю - упал мазок на лист). Закрепить знания детей о временах года: осень. | |
Октябрь | Познание. Опытно - экспериментальная деятельность | "Какой вода имеет цвет?" | Определить свойства воды. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы. Вода - растворитель пахучих и красящих веществ. |
"Какие бывают камни" (Наблюдение на прогулке) | Познакомить с разнообразием камней, их свойствами. | ||
Познание. Ознакомление с окружающим миром. | "Тайны осеннего леса" | Формировать у дошкольников интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам. Побуждать устанавливать взаимосвязи явлений неживой и живой природы. | |
Художественное творчество. Рисование. | Образы неба "Дождь" | Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни, передавая образ дождя. | |
Ноябрь | Познание. Опытно - экспериментальная деятельность | "Где можно найти воздух" | Обнаружить воздух в предметах |
"Где можно найти воздух" (Наблюдение на прогулке) | Дать детям представление о воздухе, о том, что он повсюду вокруг нас. | ||
Познание. Ознакомление с окружающим миром. | "Ветер, ветер ты могуч" | Познакомить детей с явлением: ветер. Побуждать детей устанавливать причинные связи по приметам. | |
Художественное творчество. Рисование. | "Образы земли. Ковер из осенних листьев." | Продолжать знакомить детей с приемами рисования методом мозаичного мазка, примакивания. (Рука двигается вверх - вниз). Закрепить знания об объектах и явлениях неживой природы осенью. | |
Декабрь | Познание. Опытно - экспериментальная деятельность | "Взаимодействие воды и снега" | Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Сравнить свойства снега и воды; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние. |
"Нужен ли растениям зимой снег" (Опыт на прогулке) | Определить зависимость состояния растений от условий природы. | ||
Познание. Ознакомление с окружающим миром. | "Где зимуют снежные бабы" | Формировать у дошкольников представление о времени года: зима. Устанавливать простые связи между временами года и погодой. | |
Художественное творчество. Рисование. | "Образы зимнего неба. Какое бывает небо зимой? Краски неба." | Показать приемы работы гуашью для получения разных оттенков неба. Закрепить у детей представления о явлениях неживой природы зимой. | |
Январь | Познание. Опытно - экспериментальная деятельность | "Волшебная рукавичка" | Познакомить детей с магнитом, выявить его способность притягивать некоторые предметы. |
"Как согреть руки" (Опыт на прогулке) | Выявить условия, при которых руки могут согреваться: трение, движение, сохранение тепла. | ||
Познание. Ознакомление с окружающим миром. | "Огонь - друг, огонь - враг" | Познакомить детей с противоречивым явлением природы - огонь. Сформировать правильное отношение к нему. Рассмотреть разные варианты обращения с огнем. | |
Художественное творчество. Рисование. | "Образы зимнего неба. Облака" | Продолжать знакомить с приемами работы с гуашевыми красками при изображении облаков, закрепить знания о некоторых явлениях неживой природы - ветре | |
Февраль | Познание. Опытно - экспериментальная деятельность | "Почему на небе разные звезды?" | Понять зависимость освещенности предмета от силы источника и удаленности от него. дать детям понятие о звездах. |
"Свет вокруг нас" (Опыт на прогулке) | Дать детям представление о том, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру. | ||
Познание. Ознакомление с окружающим миром. | "Лютень" | Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы: февраль - месяц лютень. Закреплять знания о приметах времен года. | |
Художественное творчество. Рисование. | "Образы деревьев. Ель умывается снежком". | Познакомить с приемами смешения синей и желтой красок для получения зеленой. Напомнить способы нанесения красок методом мозаичного мазка. Уточнить представления детей о явлении неживой природы: снеге. | |
Март | Познание. Опытно - экспериментальная деятельность | "Где быстрее?" | Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед - вода, вода - лед) |
"Где появятся первые проталинки" (Опыт на прогулке) | Установить зависимость изменений в неживой природе с сезонными изменениями. | ||
Познание. Ознакомление с окружающим миром. | "Спешит капель, звенит капель" | Познакомить детей с признаками весны и устанавливать простейшие взаимосвязи: солнышко светит, звенит капель, появляются проталины...Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее. | |
Художественное творчество. Рисование. | " Образы неба ранней весной. Красно солнышко". | Познакомить с приемами работы красной и желтой гуашевыми красками, обратить внимание на то, что при смешении они превращаются в оранжевую. Закрепить знания дошкольников о признаках весны. | |
Апрель | Познание. Опытно - экспериментальная деятельность | "Когда это бывает?" | Продолжать устанавливать зависимость освещенности предмета от силы источника. |
"Зачем растениям нужен свет" (Опыт в уголке природы) | Показать детям, что для роста растения необходим свет. | ||
Познание. Ознакомление с окружающим миром. | "Световой день" | Расширять представление дошкольников о явлениях неживой природы и рукотворном мире: солнечный свет, осветительные приборы. Побуждать детей дифференци-ровать предметы рукотворного мира и природы | |
Художественное творчество. Рисование. | "Образы деревьев. Дерево разговаривает с солнышком". | Познакомить с приемами работы рисовальным углем, изображая на белом листе бумаги деревья разной высоты. Закрепить приемы работы красной и желтой гуашевыми красками; знания о некоторых явлениях неживой природы весной. | |
Май | Познание. Опытно - экспериментальная деятельность | "Какие бывают камни" | Продолжать знакомить дошкольников с разнообразием камней, их свойствами и особенностями. |
"Где спряталась вода" (Опыт на прогулке) | Закрепить знания детей о том, что песок и глина по разному впитывают воду. | ||
Познание. Ознакомление с окружающим миром. | "Вода помощница" | Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы - водой. Расширять представления о свойствах воды и ее значении для человека. побуждать детей проводить с водой элементарные опыты. | |
Художественное творчество. Рисование. | Образы природы. Обобщающее занятие. Любование картинами природы. Природа художница". | Создать атмосферу эмоционального восприятия картин природы, вызвав у детей восхищение от увиденного (привлечение музыкальных и поэтических образов). Показать приемы работы с природными материалами. |
В ходе работы над проектом мы стараемся обобщать и обогащать опыт детей в сфере экологического воспитания.
В период работы над проектом особое внимание уделяем обогащению словаря и пополнению словарного запаса, а так же развитию познавательной активности детей, их творческого потенциала.
В ходе экспериментальной деятельности у детей развивается воображение, мышление, формируются навыки элементарной исследовательской деятельности.
Перспектива на будущее:
Разработать проект “Я познаю мир” для детей старшей и подготовительной групп.
Хотя в мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, целенаправленно заниматься опытно - экспериментальной деятельностью необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей.
Продолжая и в дальнейшем развитие познавательно - творческой активности посредством вовлечения дошкольников в исследовательскую работу, воспитатель подготавливает детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.
Методическое обеспечение проектной деятельности:
1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов по экологии [Текст] / А.В.Алексеев. — Ярославль: Академия развития, 2002 - с.7-16.
2. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников[ Текст] // Дошкольная педагогика.–2007.– № 1.–С.10–12.
3. Баранникова, Э.Э. Игры-сказки в экологическом образовании[ Текст ]/ Э.Э.Баранникова, И.Л.Румянцева, Н.И.Апполонова //Современный детский сад.–2008.–№ 4.–С.65–69.
4. Безгина, Е. Не разрушать, а созидать[Текст] / Е.Безгина // Дошкольное воспитание.— 2003. - № 7. – С. 54-55.
5. Богомолова, Н.И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников [ Текст] / Н.И Богомолова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.–2009.–№ 5.–С.19–21.
6. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008
7. Бондаренко, А. К. Дидактические игры [ Текст] / А.К Бондаренко // Дошкольное воспитание.-2005.- № 7
8. Дошкольное воспитание № 10 2003 г.
9. Дошкольное воспитание № 11 2003 г.
10. Дошкольное воспитание № 7 2000 г.
11. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: Творческий центр, 2004.
12. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
13. Интернет ресурсы.
14. Карпухина Н. А.Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство с окружающим миром. – Воронеж, 2009.
15. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М.: Новая школа. 1995.
16. Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997.
17. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008