деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческомрешении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении способов и целей учебно-воспитательной работы...
С внутренней стороны – это функционирующая система знаний, умений,
навыков, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение педагогических задач. С внешней – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей.
Педагог-мастер – это тонкий и вдумчивый учитель, хороший воспитатель,
в совершенстве владеющий современными методами учебно-воспитательной
Работы. Составляющие педагога-мастера: общая культура, эрудиция; высокий
уровень профессиональной морали; профессиональные знания; владение педагогическими методиками, технологиями; обладание педагогическими способно-
стями (коммуникативные, перцептивные, суггестивные, конструктивные, позна-
вательные, организаторские, дидактические, креативные, исследовательские), а
также развитой педагогической техникой (высокая культура общения, культура
и техника речи, внешнего вида, культура чувств и отношений, их саморегуля-
ция; интуиция, творческое вдохновение; изучение и творческое использование
идей и элементов чужого опыта; самообразование).
Формирование мастерства проходит по следующим этапам:
• знакомление с литературой по данному вопросу;
• составление плана по совершенствованию педагогического мастерства:
выдвижение гипотез, изучение передового опыта коллег, наблюдение и
т.д.;
• непосредственное внедрение в собственную практику результатов на-
учных исследований и передового опыта, самовоспитание и т.д.
Следовательно, профподготовка – профдеятельность – широкое самооб-
разование.
В современной России выделяют пять категорий педагогов:
1. Педагоги-новаторы. Так определяют учителей, вносящих новизну
во все элементы педагогической системы (0,8 % по отношению к общему числу
педагогов школ). Их деятельность связана с введением локальных инноваций,
выразившихся в изменении содержания обществоведческих курсов.
2. Творческие учителя (20 %). Это педагоги, вносящие новизну в
способы профессиональной деятельности. Изменения методических приемов,
способов обучения доминируют в профессиональных способностях этой категории учителей.
3. Большинство учителей (62 %) отнесены к категории добросовестно работающих. Их роль не менее значима при переходе от традиционной модели функционирования школы к инновационной.
4. Учителя-формалисты, составляющие 15 % педагогов не способ-
ны работать в инновационном режиме.
5. Случайные люди – 2,2 %.
Доминантами педагогического мастерства являются следующие качества:
ƒ гражданственность (социальная ответственность; готовность личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем);
ƒ любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, душевность, вежливость и т.д.);
ƒ оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития ученика);
ƒ справедливость (честность, совестливость, способность действовать
беспристрастно);
ƒ общительность (педагогический такт, коммуникабельность);
ƒ требовательность к себе и к детям (ответственность, организованность, самокритичность, добросовестность, правдивость, дисциплинированность, гордость, чувство собственного достоинства, разумность, скромность,
инициативность, активность);
ƒ альтруизм – бecкopыcтиe (забота о благе других);
ƒ волевые качества (целеустремленность – «рефлекс цели», по выражению И.П. Павлова; выдержка, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость);
ƒ толерантность – терпимость, снисходительность к людям;
ƒ педагогическая наблюдательность (проницательность, педагогическая зоркость);
ƒ эмпатия (умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние ученика и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость);
ƒ интеллигентность (обаяние, духовность);
ƒ современность (наличие у учителя ощущения своей принадлежности к одной эпохе с учениками);
ƒ доминантность (деловитость, склонность вести за собой, принятие
ответственности за других, умение руководить);
ƒ креативность (творчество).
Также очень важными качествами учителя права являются:
ƒ умение отдавать себя любимому делу – увлеченность, педагогическая целенаправленность;
ƒ высокая степень ответственности перед людьми, обществом за
результаты своего труда.
Показатели мастерства педагога:
Искусство педагога, воспитателя особенно проявляется в умении учить на занятиях. Опытный педагог добивается от детей усвоения программного материала именно на занятии. Для него домашнее задание - это способ углубления, закрепления, расширения знаний. Секрет успеха опытных педагогов состоит в умении управлять деятельностью детей.
Еще одним важным показателем мастерства является умение активизировать обучаемых, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Педагог-мастер должен обладать даром заставлять думать на занятии, используя разнообразные методы для активизации процесса обучения.
Следующая составная часть педагогического мастерства - это умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у ребенка нравственность, трудолюбие, самостоятельность. Воспитатель, не владеющий мастерством, как бы навязывает знания. Педагог-мастер умеет сделать корень познания не горьким, а сладким. Задача его - найти путь к выработке положительных эмоций в самом процессе учения. Это простые приемы: смена методов работы, эмоциональность, активность воспитателя, интересные примеры, остроумные замечания и т.п.
2. Каковы слагаемые педагогического мастерства?
К элементам педагогического мастерства относятся:
1. Гуманистическая направленность деятельности. Заключается в направленности деятельности педагога на личность другого человека, утверждение словом и делом высоких духовных ценностей, моральных норм поведения и отношений. Предусматривает гуманистический проявление его ценностного отношения к педагогической деятельности, ее цели, содержания, средств, субъектов. Тот, кто не любит и не уважает детей, учащихся, не может достичь успеха в педагогическом труде, ибо только искренняя любовь и глубокое уважение педагога к воспитанникам порождают ответную любовь и уважение к нему, к его идеям, взглядов, убеждений, знаний, он учит добывать.
^ 2. Профессиональная компетентность, профессионализм.
Предполагают наличие профессиональных знаний (общественных, психолого-педагогических, предметных, прикладных умений и навыков), их содержанием является знание предмета, методики его преподавания, знание педагогики и психологии.
^ Особенностями профессиональных знаний является их комплексность (требует умения синтезировать материал, анализировать педагогические ситуации, выбирать средства взаимодействия), одухотворенность (высказывания собственного мнения, понимания проблемы, своих соображений).
^ Профессионализм педагога - это совокупность психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения знаниями и долговременной деятельности, обеспечивающие качественно новый, высокий уровень решения сложных профессиональных задач. Педагог должен овладеть необходимыми средствами, которые обеспечивают не только педагогический влияние на питомца, но и взаимодействие, сотрудничество и сотворчество с ним.
^ Средства: интеллектуальные, моральные и духовные.
К интеллектуальным средствам относятся сообразительность, профессиональное направление восприятия, памяти, мышления, воображения, проявление и развитие творческих способностей ученика.
^ К моральным - любовь к детей, вера в их возможности и способности, педагогическая справедливость, требовательность, уважение к воспитаннику - все, что составляет основу профессиональной этики учителя.
Духовные средства - основа его общей и педагогической культуры.
^ 3. Педагогические способности.