История появления и развития золотого шитья на Руси.




Содержание.

Введение………………………………………………………………………...1.

1. История появления и развития золотого шитья на Руси………1

2. Китайское шитье……………………………………………………..4

3. Искусство древнерусских мастериц……………………………….7

4. Различные способы шитья………………………………………….9

Заключение…………………………………………………………………….10

Список использованной литературы……………………………………….11

 

 


Золотое шитье.

Введение.

Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства.

Каждое изображение, каждый узор охранялись и не изменялись, потому что все они несли смысловую нагрузку, имели определенное значение, часто магическое, заклинательное и были отражены понятием о жизни и смерти, о приобретении потомства, о сохранении имущества, размножении скота и вызревании урожая.

История появления и развития золотого шитья на Руси.

Первое место по красоте и эффектности среди вышивок следует отвести шитью золотыми и серебряными нитками, известному под названием золотого шитья. Золото, в силу своих уникальных свойств, с древних времен использовалось человеком для создания различных ювелирных украшений, предметов религиозного назначения, всевозможных статуэток, кубков, им украшались оружие и доспехи знатных рыцарей, отливались различные бытовые предметы для королевских фамилий и вельмож. Но кроме всего этого, золото нашло применение еще в одной области человеческой деятельности.

Мастерские художественного шитья («светлицы») имелись почти в каждом княжеском и боярском хозяйствах, в домах служилых и торговых людей, в женских монастырях. Во главе такой мастерской стояла сама хозяйка, нередко принимавшая непосредственное участие в работе. В зависимости от материального и служебного положения главы дома составлялся «штат» мастерской, иногда насчитывающий до 100 мастериц. В светлицах цариц вышиванием занимались жены и дочери служилых людей во главе с боярынями, а у служилых и торговых людей – простые крестьянки.

Мастерицы специально обучались художественному шитью, их труд ценился высоко. Недаром Иван Грозный забирал в дворцовые светлицы искусных вышивальщиц у опальных или казненных им бояр. А в одной из повестей XVII в. рассказывается, что окольничий Василий Волынский, человек недалекого ума, получил в управление Посольский приказ не только благодаря угодничеству и лицемерию, но и высокому искусству вышивальщиц своей супруги.

Лицевое шитье пришло к нам из Византии во времена принятия христианства. Древняя Русь, издавна связанная с Византией дипломатическими и торговыми договорами, была одним из мест, куда в течение столетий поступали из Византии памятники ее искусства. Шитые золотом византийские ткани, или «паволоки», были известны на Руси еще в дохристианские времена. И впоследствии летописи нередко отмечали богатые, шитые золотом одежды, церковные завесы, воздухи, пелены, саккосы и другие одеяния духовенства, привозимые из Царьграда.


В XVII — начале XVIII в. в этой технике работали преимущественно в Испании, Италии, Франции и Германии, где вышивка золотом использовалась для украшения церковных облачений. Шитье золотом — работа довольно трудная, требующая тщательного исполнения, поэтому ею занимались большей частью в монастырях и специальных золотошвейных мастерских. У нас в России этот вид шитья известен также очень давно. Золотошвейные мастерские были во многих женских монастырях, где этим неповторимым по красоте шитьем украшались церковные облачения и хоругви.

До сих пор существовало мнение, что для безукоризненного исполнения этих работ шитье золотом нужно изучать, по крайней мере, в течение нескольких лет. В нашей стране пряжу с золочением выпускает Денисовский завод, но лучшие нитки для золотого шитья — французские. В зависимости от техники шитье делают на атласе, шелке, бархате, реже — парче, потому что ее качество, к сожалению, тоже далеко не такое, как было раньше, золотая и серебряная нити в ней заменены люрексом.

Дошедшие до нас памятники лицевого шитья, выполненные русскими мастерицами, являются произведениями высокой культуры, в которых сочетались талант художника и тонкий вкус, духовное богатство, исполнительское мастерство вышивальщиц. «Живопись иглой» - так назвал это искусство один из его исследователей.

Рисунок для вышивки обычно делали художники – иконописцы. На Руси XVI-XVII вв. их называли знаменщиками, травщиками, словописцами. В Греции, на Афоне и в др. центрах вышиванием занимались не только женщины, но и мужчины. На Руси – только женщины. Фоном для вышивки служили однотонные ткани – камка, тафта, шелк, атлас, - под которые для крепости подкладывали холст или хлопчатобумажное полотно. Личное* (обнаженные части тела и лик) шили на проем гладьевыми швами (атласным и в раскол). Серебряные и позолоченные (золотные) нити были: пряденые, волоченые, сканые. Ими шили «на проем» (в раннее время), но чаще – «в прикреп», иногда по настилу из толстых льняных или х/б нитей, и пришивали цветными шелками, создающими при этом разнообразные швы и узоры.

Лучшие ткани для золотого шитья опять же импортного производства — итальянские, неплохи также французские и китайские. Главное требование к этим тканям — они должны быть очень прочными и достаточно толстыми. Для золотого шитья употребляют не только золотые и серебряные нити, но и золотистый и серебристый бисер всевозможной формы, блестки разной величины, матовую и блестящую канитель (канитель — это тонкая проволочка, свитая спиралью). Техника золотого шитья следующая. Работа полностью делается вручную. Самой важной ее принадлежностью являются прочные и хорошо сделанные прямоугольные деревянные пяльцы. Также понадобится деревянная шпулька длиной примерно 20 см. На эту шпульку наматывайте металлическую нитку, которая от прикосновения рук может легко потускнеть или испортиться. Сначала на эту шпульку намотайте белые или серые хлопчатобумажные нитки, а затем крестообразно металлическую нить. Некоторые металлические нитки для золотого шитья очень жесткие и не гнутся, а ломаются. Шпульку с такими нитками на некоторое время положите в очень теплое место, где металл под воздействием высокой температуры станет мягче и, следовательно, удобней для работы. Независимо от того, на каком материале вы будете вышивать, вам понадобится подкладочная ткань, лучше всего бязь.

Китайское шитье.

К китайскому шитью причисляют все вышивки, которые покрываются золотыми или серебряными нитками. Эти нитки прикрепляются заметными или незаметными стежками. Для шитья используют шелковые нитки как под цвет металла, так и другого цвета. Вышивка по настилке из шнурочка. В этом виде вышивки металлическими нитками покрывают настилку из шнурочка, причем они прикрепляются как в китайском шитье. Эти два вида вышивки не требуют много материала, потому что металлическая нитка, которой делается шитье, постоянно остается на лицевой стороне работы. Сквозная вышивка гладью Так называется шитье золотом, в котором все части рисунка покрываются плоскими стежками, которые захватывают ткань. В этом шитье стежки одинаковые как на лицевой стороне работы, так и на изнанке. Все эти три вида шитья можно выполнять с настилом или без него, в зависимости от формы рисунка. Плоское шитье Для этого вида вышивки всегда делается настил. Металлическая нитка проводится вперед и назад по настилу и каждый раз прикрепляется около него незаметными стежками. Для такого вида работы используется шпулька, помогающая управлять ниткой. Шитье «фантазия» блестками и канителью Это самая легкая из всех вышивок металлическими нитками. К узорам, выполненным этим способом, часто добавляют искусственный жемчуг и разноцветные камни. Иногда в вышивки золотом вставляют части, вышитые в технике «фантазия». И, наконец, несколько советов, которые помогут облегчить работу. Если вы вышиваете с настилом, обязательно выполняйте его мягкими нитками в цвет золота или серебра. Настил накладывайте параллельными рядами ниток, которые не обязательно продергивать через ткань, можно просто закрепить их сверху, это придаст настилу большую выпуклость. Золотые нитки располагайте перпендикулярно нитям настила. Золотая нить очень хрупкая, поэтому не продергивайте ее через ткань, а прикрепляйте поверх настила. Раньше для прикрепа золотой нити употреблялся шелк, а сейчас для этой цели используют хлопчатобумажные катушечные нитки № 40—50, близкие по цвету к тону золота — желтые или оранжевые. Также познакомьтесь с техникой и приемами выполнения художественной штопки. Поверх приготовленного настила прикрепите сразу несколько нескрученных золотых нитей, которые должны ложиться плоско. На повороте аккуратно выложите золотые нитки, захватите их ниткой прикрепа и подтяните. Стежки золотой нити должны располагаться плотно друг к другу. Для акцентирования вышивки с настилом или ее окаймления вы можете использовать шнурочек из 4—5 золотых нитей. Закрепите его за ткань поверх катушечными нитками, располагая стежки прикрепа величиной до 1,5 мм с лицевой стороны работы на расстоянии 5—6 мм друг от друга. Иногда для заполнения пространства внутри узора шнурок из четырех нитей нашивают петлями (петлеобразный шов). В этом случае закрепите шнурок в трех местах на петле — в начале петли, в середине по центру и в конце. Шнурок при закрытии петли перекроет первый стежок, а в конце сделайте более длинный стежок, захватывающий обе стороны петли. В золотом шитье широко применяется аппликация из бархата другого цвета или из парчи и блестков разного цвета. Блестки можно пришить с помощью бисера, но более давний и традиционный метод — с помощью канители. Для этой цели иглу с шелковой ниткой, закрепленной на изнанке, выведите на лицевую сторону работы, проведите через кусочек канители длиной 10 мм и снова выведите на изнанку. Блестки часто используют и для завершения какого-либо узора. Составляются целые композиции из блесток, закрепленных канителью, и стежков ровно нашитой канители. Узоры, выполняемые металлическими нитями, иногда включают в себя длинные стежки и острые углы. При нашивании золотого шнурочка по контуру узора ниткой несколькими стежками закрепите шнурок, а по острым углам сделайте петли. Середину золоченой петли можете заполнить шелковыми цветными нитками.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: