Качество инструментов оценивают по 30-балльной шкале. Высшей категории качества соответствуют инструменты, оцененные 30 баллами, первой – 13 – 23, второй – 10 – 13 баллами. Контроль качества музыкальных инструментов в торговле осуществляется по следующим показателям: внешнему виду, работоспособности, музыкально-акустическим и игровым свойствам, сопроводительной документации, маркировке и упаковке.
При проверке внешнего вида устанавливается целость инструмента, качество его внешней отделки. Наружные детали корпуса инструмента должны быть тщательно отделаны. Трещины, вмятины, сколы, пятна, царапины, коробление, заусенцы не допускаются. Клеевые соединения отдельных деталей должны быть плотными и прочными, лаковое покрытие равномерным и прочным, без следов отслоения. Следы коррозии на металлических частях музыкальных инструментов не допускаются.
Работоспособность музыкальных инструментов, их музыкально-акустические и игровые свойства проверяют проигрыванием по всему диапазону.
Колковый механизм щипковых и смычковых инструментов должен действовать плавно, бесшумно, легко, обеспечивать надежное натяжение струн. Самопроизвольное ослабление струн во время игры не допускается. В процессе игры струны не должны касаться других ладов или накладок грифа. Конструктивные особенности грифа (размеры, профиль, расстояние между струнами, характеристика ладовых пластин по профилю) должны соответствовать возрастному и профессиональному назначению и обеспечивать легкость скольжения пальцев исполнителя.
В ударно-клавишных инструментах "клавишный механизм должен действовать четко, легко и надежно, без западания деталей, стуков, скрипов и других призвуков. Клавиши должны быть подняты на одинаковую высоту, глубина их опускания у переднего торца – 10 – 11 мм.
Боковой и продольный люфты клавиш не допускаются. Расстояние от ударной поверхности молотков до струн в исходном положении должно быть 45 – 48 мм. Удар молотка должен быть одновременно по всем струнам хора, при этом молотки не должны касаться друг друга. Западание молотков не допускается. При нажатии на правую педаль демпферы должны одновременно отходить от дискантовых струн на 3 – 4 мм, от басовых струн – на 6 – 7 мм; при нажатии на левую педаль молотки должны приблизиться к струнам на величину, равную одной трети или половине нормального расстояния. Скрипа и стука при опускании и подъеме педалей не должно быть.
Меха язычковых инструментов должны быть полностью герметичны. Они должны легко растягиваться и сжиматься; клавишные и регистровые механизмы – работать легко, плавно, шумно, без продольного перемещения клавиш относительно клавиатурных осей, западания клавиш и толкателей.
В духовых инструментах пайка отдельных деталей и узлов должна быть равномерной, без наплывов и перекосов; внутренние поверхности канала – без наплывов припоя, остатков смолы, нагара; вентильные и клапанно-рычажные механизмы должны работать четко, легко и бесшумно. Через закрытые водяные клапаны не должна просачиваться вода и происходить утечка воздуха. Клавиатура должна быть удобна для игры.
Правильность строя музыкальных инструментов определяют по камертону или по инструментам, имеющим темперированный строй, например фортепиано. Для обеспечения точности и стабильности строя в струнных инструментах должны быть правильно подобраны и надежно натянуты струны, а в щипковых инструментах, кроме того, – правильно произведена разбивка ладов; в язычковых инструментах – тщательно обработаны и настроены голосовые язычки; в духовых инструментах – соблюдена длина звукового канала, вентильный и клапанный механизмы должны действовать точно.
Точность строя проверяют на слух. Сила звучания должна соответствовать типу инструмента. Проверяют ее на слух или путем сопоставления с эталонным инструментом.
При оценке тембра учитывают его общую характеристику (мягкий, светлый, полный, блестящий) и характеристику по регистрам звучания. Тембр оценивают на слух или в лабораторных условиях на электронных приборах – спектрометрах.
Каждый музыкальный инструмент имеет маркировку в виде производственной марки или товарного знака предприятия-изготовителя, которую помещают на видном месте. В маркировке указывают наименование предприятия и его подчиненность, наименование изделия, артикул и номер стандарта.
Маркировку наносят по-разному в зависимости от вида инструмента. Так, в щипковых инструментах маркировочные данные помещают внутри корпуса против резонаторного отверстия; в смычковых – на внутренней стороне дна под басовым эфом; в ударно-клавишных – на внутренней стороне клавиатурной крышки под пюпитром; в язычковых – на внутренней плоскости сетки или внешней плоскости правой деки.
К каждому инструменту прикладывают паспорт и инструкцию по пользованию и хранению. Номер инструмента указывают в паспорте и на корпусе инструмента несколько ниже товарного знака.
Упаковывают музыкальные инструменты в бумагу или укладывают в футляры. Массивные инструменты отгружают в ящиках, при этом свободные места плотно заполняют прокладочным материалом (древесной стружкой).
При погрузке, транспортировании и выгрузке музыкальные инструменты необходимо предохранять от механических повреждений и попадания влаги. Ящики с музыкальными инструментами нельзя кантовать
В помещении, где хранят музыкальные инструменты, должна поддерживаться температура 15 – 20 °С и относительная влажность воздуха 50 – 60%. Колебания температуры не должны превышать ± 2°С. Инструменты должны быть защищены от воздействия прямых солнечных лучей, сквозняков и паров газов. Хранят их на стеллажах в нераспакованном виде, подвешенными или в штабелях, на расстоянии не менее 1,5 м от окон, дверей, батарей центрального отопления.
Несоблюдение правил транспортирования, хранения и эксплуатации приводит к снижению качества музыкальных инструментов, их расклейке, короблению, растрескиванию деревянных и ржавлению металлических деталей, а также к механическим повреждениям.