Урок по литературному чтению
Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»
Цель:
· Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова
«Мартышка и очки»
Задачи:
Образовательные:
· Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;
· Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова
«Мартышка и очки»
· Находить мораль в произведении;
Развивающие:
· Развивать навыки беглого, выразительного чтения;
· Развивать память внимание, речь учащихся;
· Формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам;
· Обогащать словарный запас учащихся;
· Продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;
Воспитательные:
· Воспитывать любовь к чтению;
· Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;
Оборудование:
персональный компьютер, медиапроектор;
магнитная доска; станция Маруся
Дидактический материал
· Портрет И.А.Крылова;
· Иллюстрации к басням И.А.Крылова;
· Карточки с заданиями;
· Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс (автор Л.Ф. Климанова, М.,); презентация
Ход урока.
1. Организационный момент Маруся включи музыку «От улыбки хмурый день светлей»
Стали все ровно, красиво. Повернулись друг к другу, улыбнулись. От ваших улыбок стало светлее в классе. Я желаю всем вам хорошего настроения.
Речевая разминка.
- Прослушайте текст, определите его жанр. (Маруся, включи «Ваня, Ваня - простота») Ваня, Ваня – простота
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед
И поехал в огород.
(это небылица). По каким признакам узнали, что это небылица?
- Повторите небылицу.
Проверка домашнего задания.
- Начинаем урок литературного чтения.Дети, мы с вами изучили раздел «Поэтическая тетрадь».
-Соедините, пожалуйста, фамилию писателя и название его произведения .(дети выходят к доске и переставляют карточки на магнитах)
Ф. И. Тютчев «Встреча зимы»
А. А. Фет «Весенняя гроза»
А. С. Пушкин «Зреет рожь»
И. З. Суриков «Зимний вечер»
-К какому литературному жанру относятся эти произведения? (стихотворения)
- Дети, скажите, пожалуйста, какой большой раздел мы изучаем сейчас? (Великие русские писатели.)
- Ребята, на прошлом уроке мы закончили работу по сказке А. С. Пушкина.
- Домашние задание вы выполняли в тетради. Давайте проверим его. Откройте тетради. Прочитайте правильную последовательность событий в сказке. (Дети читают по очереди) Молодцы!
4. Постановка цели. Актуализация знаний.
- Сегодня мы приступаем к работе над другим жанром, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд. Разгадать его вам помогут знания сказки А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане…». (дети разгадывают кроссворд)
Кроссворд на доске.
-Ребята, слушаем первый вопрос.
Вопросы:
1. Зверек, который жил в хрустальном домике под елью. (Белка).
2. Жанр, художественной литературы к которому, относится это произведение Пушкина. (Сказка).
3. Имя царя (Салтан).
4. Как зовут молодого князя (Гвидон).
5. Название острова, на котором находилось княжество Гвидона (Буян).
- Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем работать? (Басня).
4. Выведение темы урока.
- Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с прекрасным миром басен.
- Ребята, а с какими баснями мы познакомились в прошлом году? («Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Щука и Рак»)
- А кто является автором этих басен?(И. А. Крылов)
-Сможите ли вы назвать тему сегодняшнего урока? (тема урока «Басни И. А. Крылова»)
-Правильно ребята,знакомимся с новой басней И. А. Крылова «Мартышка и Очки»
(открыть доску)
- А познакомиться с басней Крылова-значит стать умнее, узнать что-то новое о себе и людях.
-В соответствии с темой поставьте себе задачи на урок.
На доске опорная запись:
1) Я узнаю…
Я научусь...
( Задачи урока: узнать, что такое басня, учиться понимать мораль басни, то есть её смысл. )
Изучение нового материала.
Знакомство с биографией писателя.
- Ребята, А.С.Пушкин очень любил басни И.А.Крылова и называл его «истинно народным поэтом».
(Слайд 1-2 - портрет писателя)
- Посмотрите на портрет И.А.Крылова.
- Каким он вам представляется по характеру? (добрым, спокойным, мудрым)
- Да, ребята, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России и построен в С.-П. в Летнем саду.
(Слайд 3- памятник писателю)
Маруся, найди биографию И.А. Крылова
2.) Подготовка к восприятию нового произведения.
-Прежде чем познакомиться с новой басней Крылова, давайте вспомним, что же мы знаем о басне?
Маруся, что такое басня?
(Слайд 4- определение басни)
- Кто главные герои басен?(животные)
-Чем обычно начинается или заканчивается басня?(моралью, поучением)