Ход урока
План:
- Социальные ценности и нормы.
- Социальные санкции.
Изучение нового материала.
(чтение мифа под музыку «Сара Брайтман- Момент Мира»)
Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой...
И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.
Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.
Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому - музыканта, третьему - лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой?
Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей...
— О чем этот миф?
Сегодня на уроке речь пойдет о социальных ценностях и нормах - регуляторах человеческого поведения.
Социальные ценности и нормы
С ценностями мы сталкиваемся на каждом шагу. Но часто ли задумываемся над ними? Изречение «Смотри внутрь себя» предполагает, что основой нашей нравственности должен быть внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья. А что определяет суть этого монолога? Конечно, те ценности, которые двигают человеком. Что же такое ценности и нормы?
Классу предлагается из слов собрать целое понятие .(рабочий лист)
Ценности | Нормы |
Социальные ценности - это мир внутренних устремлений, незыблемые, сокровенные жизненные ориентации человека. | Социальная норма - общеобязательное правило поведения, устанавливающее допустимые границы деятельности. |
Все ценности находятся во взаимосвязи, в единстве и образуют целостный внутренний мир человека - пирамиду ценностей.
Постройте свою собственную пирамиду ценностей и объясните свой выбор.
Как вы думаете, могут ли люди жить без ценностей? Свое мнение аргументируйте.
Ценности -это незыблемые, сокровенные жизненные ориентации человека.
Без них человек существовать не сможет. Другое дело, что для кого-то золотой телец является главным ориентиром, а для кого-то высшей ценностью является дружба.
И все же есть такие ценности, которым поклоняется абсолютное большинство жителей планеты. О каких ценностях я говорю?
Есть такие ценности, которым поклоняется абсолютное большинство жителей планеты. О каких ценностях я говорю? Об общечеловеческих (вечных) ценностях:
Вечные ценности | |
Добро Благородство Достоинство Красота Совесть | Вера Надежда Истина Свобода Любовь |
.
Задание 1. Каждая группа должна составить небольшой рассказ (5-6 предложений), используя частично данные слова (ценности).
Работа с текстом Л.Н.Столовича об общечеловеческих ценностях.
Выступление о библейских ценностях
Главная человеческая ценность это жизнь. Монолог из «Идиота»Достоевского. Исполняет ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ.
СЛАЙД №6-7 Какую роль эти ценности играют в жизни человека?(показ слайда)
Следовательно, любая ценность носит социальный характер.
Под социальной ценностью понимается компонент общественной жизни, наделенный особым значением в сознании индивидуума или в общественном сознании. Ценности активно воздействуют на сознание и поведение людей.
Приведите примеры воздействия социальных ценностей на сознание и поведение людей.
Кто-то из вас спросит: а разве нормы поведения не воздействуют и не определяют поведение людей? Попробуем провести параллели между ценностью и нормой.
Задание 2. Изучив материал § 6 «Социальные нормы», раздаточный материал виды социальных норм -составить кластер, какие социальные нормы пронизывают нашу жизнь.
Слайд №9
Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:
- дозволение — указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;
- предписание — указание на требуемое действие;
- запрет — указание на действия, которые не следует совершать.
Внимательно изучите данные таблицы «Социальные нормы» и укажите, какие из представленных норм являются запретом? Какие — предписанием? Какие — дозволением?
Социальные нормы
Виды | Пример |
Обычаи | Празднование Нового года в ночь на 1 января (дозволение) |
Традиции | Регулярные встречи выпускников учебного заведения (дозволение) |
Правовые нормы | «Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29(2)) (запрет) |
Моральные нормы | Поступай по отношению к другому так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе (предписание) |
Политические нормы | «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (Конституция РФ, ст. 3(2)) (предписание) |
Эстетические нормы | Канон пропорций человеческого тела, утвердившийся в пластике Древнего Египта, и разработанная древнегреческим скульптором Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела, ставшая нормой для Античности (запрет) |
Религиозные нормы | «Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми... Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Введение в христианскую Библию. Новый Завет. СПб., 1993. С. 173) (запрет) |
Правила этикета | Помощь ребенку, беспомощному, женщине… (предписание) |
Мода | Мода на одежду спортивного стиля (дозволение) |
Закрепление: