Карл Густав Юнг (1876—1961)— выдающийся представитель психоаналитического направления в изучении культур. Единственный сын швейцарского пастора, он с детства отличался жаждой чтения, но вместе с тем в детстве его посещали сверхъестественные видения и фантазии. После окончания Базельского университета получил медицинскую степень по специальности психиатрия. Образованность Юнга произвела глубокое впечатление на Фрейда, и с 1907 г. они стали работать вместе. В 1910 году Юнг был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако в 1913 году между двумя учеными произошел разрыв по причинам, как личного характера, так и в результате теоретических расхождений. К.Г. Юнг писал в связи с этим: «Сексуальная теория невроза, выдвинутая Фрейдом, базируется на истинном и фактическом принципе. Однако ошибка ее состоит в односторонности и ограниченности исключительно этим принципом»1.
Интерес к исследованию культуры, в частности, к ее мистическим аспектам, Юнг продемонстрировал уже во время обучения в университете. Его первой самостоятельной работой, в которой предпринята попытка формулирования собственного взгляда на конкретную культурологическую проблему, стала докторская диссертация «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов» (1902). Сравнивая состояние медиумического транса, галлюцинации и помрачения рассудка, К. Юнг приходит к выводу о наличии сходных состояний у пророков, поэтов, основателей религиозных движений и у больных людей. По его мнению, у этих людей к их собственному голосу присоединяется другой, идущий как бы из глубин сознания. При этом в отличие от сознания больных сознание творцов может осваивать то содержание, которое происходит из глубин подсознания. В процессе такого овладения они придают этому содержанию религиозную или художественную форму. У выдающихся людей имеется интуиция, «далеко превосходящая сознательный ум». Такие люди улавливают некие «праформы», всплывающие в их сознании спонтанно и обладающие способностью воздействовать на внутренний мир личности. Впоследствии этот термин был заменен понятием «коллективное бессознательное».
Юнг выработал свой аналитический способ исследования культур: аналитическую психологию — своеобразный вариант культурологии. Основные отличия теоретической концепции К. Юнга от классического психоанализа культуры могут быть сведены к следующим положениям.
Таблица 3
Различие психоаналитических концепций
Фрейда и К. Юнга
Концепция 3. Фрейда | Концепция К. Юнга |
Пансексуализм как ведущий принцип объяснения культур | Неприятие пансексуализма и эротической интерпретации всех явлений культуры |
Трехэлементная структура личности: Id – Ego – Super-ego | Модифицированная структура личности: «это» — «личное бессознательное» — «коллективное бессознательное» |
Выделение индивидуального бессознательного в структуре личности | В дополнение к понятию «индивидуального бессознательного» выдвинута идея «коллективного бессознательного» |
Культура включена в «Сверх-Я», стоящее в оппозиции к «Оно», выступающему как вместилище бессознательного | Сознательное и бессознательное дополняют друг друга и выступают как источник культуры |
В поле исследовательского интереса Юнга находится не только логика, но и интуиция, а изучение интеллекта как культурного феномена дополняется стремлением понять глубинные чувства человека и человечества. Так, Юнг считал, что в человеческой психике существует особо глубокий уровень — коллективное бессознательное. Оно служит вместилищем архетипов и тем самым выходит за пределы психической личности и имеет несколько уровней:
• персональное бессознательное;
• бессознательное семьи;
• различные уровни бессознательного более крупных человеческих общностей, вплоть до общечеловеческого коллективного бессознательного.
Коллективное бессознательное присуще всем людям, оно передается по наследству и выступает в качестве основы, как каждой индивидуальной психики, так и всего культурного многообразия. «Коллективное бессознательное» К. Юнга выступает как родовая память человечества, как итог жизни человеческого рода.
В отличие от Фрейда, Юнг отказался от абсолютизации значения сексуальности. Термин «либидо» обозначает у него психическую энергию вообще, связанную не только с сексуальными влечениями, но и с соматической сферой в целом. Он показал также, что именно сексуальные мотивы обладают в человеческой психике чрезвычайно сложным символическим значением. В частности, по мнению К. Юнга, мотив инцеста, существующий в мифах, а также выплывающий в сновидениях и фантазиях пациентов психиатрических клиник, имеет в качестве причины не ориентацию либидо на ближайших родственников, а нарушение установленной в человеческом сообществе меры.
У Фрейда психика рассматривается как открытая энергетическая система, подпитываемая энергией соматических влечений. Для Юнга эта система носит закрытый характер, и количество энергии, которым она обладает, должно оставаться постоянным. Таким образом, все энергетические процессы психики подчиняются принципу компенсации, т. е. уменьшение энергии в одной части означает ее увеличение на точно такую же величину в другой части, и наоборот. В результате все процессы сознательной и бессознательной жизни человека рассматриваются Юнгом как проявления психической энергии — либидо. Но она не является сверхмощной, как у Фрейда, и под влиянием сложных жизненных обстоятельств может поворачивать вспять, что приводит к появлению в сознании пациентов весьма древних образов и переживаний. Они возникли на ранних этапах человеческой истории для приспособления к окружающей среде и с тех пор пребывают в сознании всех людей в скрытом виде. Так Юнг приходит к своей концепции коллективного бессознательного к понятию архетипа.
Архетип — это своеобразный коллективный осадок исторического прошлого. Этот осадок, воспринимаемый только интуитивно, выносится на поверхность психики из ее глубин благодаря деятельности бессознательного. Архетипы воспринимаются в виде различного рода символов, религиозных представлений, образов сновидений, фантазий, грез, при этом они выступают не как конкретные образы, а как схемы (формы) образов. Проникая в сознание, эти схемы наполняются содержанием сознания и оформляют представления человека.
Архетипы «коллективного бессознательного» — познавательные модели и образы (образцы), выступающие как врожденные идеи и воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать и реагировать на события определенным образом. Они близки инстинктам, и можно предположить, что архетипы являются бессознательными образами самих инстинктов или «образцами инстинктного поведения»1. Юнг отмечает, что архетипов «ровно столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение отчеканило этот опыт на нашей психической конституции — не в форме заполненных содержанием образов, но, прежде всего, как форм без содержания представляющих только возможность определенного типа восприятия и типа действия»2.
По мнению Юнга, активизация архетипа происходит тогда, когда возникает ситуация, соответствующая данному архетипу: «Архетипы есть своего рода готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифологические представления... Архетипы суть многократно повторяющиеся отпечатки субъективных реакций»3. Среди многих архетипов К. Юнгом описаны мать, ребенок, герой, божество Солнца, плут и др. Некоторые из них охарактеризованы в таблице.
Таблица 4