Поэзия 50—60-х годов, так же как и проза, связана с современностью. Современность в представлении поэтов — это не просто сегодняшний день, а движение времени, которое соотносится как с событиями недавно окончившейся Великой Отечественной войны, так и с историко-революционным прошлым страны.
В 50—60-е годы продолжают путь поэты старших поколений, начавшие свое творчество в 20—30-е годы (Н. Асеев, А. Прокофьев, В. Луговской, Н. Заболоцкий, Л. Мартынов, С. Орлов, С. Наровчатов, Е. Винокуров).
Поэты философски осмысляют путь, пройденный народом и страной за полвека. В этом плане характерен цикл поэм В. Луговского «Середина века». Грандиозные масштабы строек современности вдохновляют поэтов прославить подвиг народа, который победил и перешел к мирному строительству жизни (поэма А. Твардовского «За далью — даль», см. с. 379—383). Современность и история соединяются не только в эпических, но и в лирических жанрах. Это характерно для В. Солоухина, Н. Рыленкова, А. Прокофьева.
Интенсивно развивается философская лирика (Н. Заболоцкий, Л. Мартынов, Е. Винокуров и др.). Расширяется диапазон лирики. Можно выделить несколько тематических и интонационных линий: героическая лирика, связанная с войной, углубление философской лирики, обусловленной новым осмыслением жизни, красоты, интерпретацией «вечных тем» дружбы, любви и т. д.
Лирика этого времени тяготеет к «цикличности», при этом циклы объединяют различные линии — героические, философские, интимные и т. д. Для циклов стихов характерно расширение тематического диапазона (Н. Асеев «Лад», В. Луговской «Солнцеворот», А. Прокофьев «Приглашение к путешествию» и др.).
Интересна, своеобразна и самобытна поэзия Н. Асеева этих лет. Современник В. Маяковского, Н. Асеев занял в истории советской поэзии особое место. Будучи строгим критиком, В. Маяковский ставил Н. Асеева рядом с собой: «Есть у нас Асеев Колька. Этот может. Хватка у него — моя».
50—60-е годы — завершающий этап творчества Н. Асеева. Его поэтический сборник «Лад» (1961) объединил лучшее, что создал поэт в эти годы.
«Лад» — древнее слово, оно определяет гармонию жизни, ее совершенство. Отличительной особенностью «Лада» является стремление поэта отойти от узколичной лирики, раздвинуть географические рамки и говорить от имени человека и Вселенной, находящейся под угрозой ракетно- атомной войны:
Воротясь обратно из созвездия И в слезах целуя землю-мать, Мы начнем последние известия Из глубин Вселенной принимать.
Вот такое счастье по плечу нам — Мыслью осветить пространства те, Чтобы мир предстал живым и юным, А не страшным мраком в пустоте.
Поэт утверждает принадлежность человека к человечеству:
· И личное твое бессмертье
· Не в том, что кто ты, как ты, где ты,
· А всех земных планет соцветие,
· Созвездие людской планеты.
Для стихов Н. Асеева характерно чувство интернационализма, он мечтает, чтобы:
· все —
· белые,
· и черные,
· и желтые
· земного братства — вошли в широкие,
· просторные
· края
· всеобщего богатства.
Человек в поэзии Н. Асеева не существует независимо от мира и мир также связан с человеческой жизнью. Жизнь конкретного человека не изолирована от жизни и труда целого поколения:
От скольких людей я завишу: от тех, кто посеял зерно, от тех, кто чинил мою крышу, кто вставил мне стекла в окно…
А что я собой представляю, не сею, не жну, не пашу — по улицам праздно гуляю да разве стихи напишу.
В осмыслении проблем жизни и смерти Н. Асеев чем-то близок А. Твардовскому. Он также утверждает мысль о том, что смерть не страшна тому, кто жизнь отдал людям:
Я твердо знаю: умереть не страшно! Ну что ж — упал, замолк и охладел. Была бы только жизнь твоя украшена Сиянием каких-то добрых дел.
Поэт не принимает мещанского благополучия, стяжательства, вещизма:
· Еще за деньги
· люди держатся,
· Как за кресты
· держались люди
· Во времена
· глухого Керженца,
· Но вечно
· этого не будет.
Обращаясь к историко-революционному прошлому, Н. Асеев видит величие Ленина в том, что он сумел повернуть историю и время, направить их по новому руслу. Поэтому и «ленинское неповторимое время помнится радостно и легко».
В сборнике «Лад» есть не только философские стихи. Можно выделить и интимные, отчетливо звучит зарубежная тема («За Кубу», «Запад», «Безумие над Рейном», «Уругвай» и др.).
Отличаясь глубиной содержания, философским обобщением, поэзия Н. Асеева глубоко и своеобразно передает время.
Для Николая Алексеевича Заболоцкого (1903—1958) 50-е годы были и вершинным этапом, и концом творческого пути.
Он размышляет об извечных философских проблемах жизни и смерти, любви и дружбы и т. д. и заставляет размышлять читателя о смысле и содержании своей жизни, о значении и месте человека на земле. Поэт часто обращается к приему контраста. Общее признание получили его стихотворения «Старая актриса», «Некрасивая девочка», «Жена». Позабытый кумир театральной Москвы, старая актриса, превратив свой дом в своеобразный музей, «пребывает» в надежде, что «красе ее вечно сиять суждено в этом доме, как некогда прежде». Контрастом звучит описание девочки, дальней родственницы актрисы, которая ютится в полутемном, низком подвале, где-то в сыром углу, прислуживая тетке. Девочка наблюдает жадность тетки, которая алчно пересчитывает и прячет деньги. Стихотворение заканчивается глубоким философским обобщением:
Разве девочка может понять до конца, Почему, поражая нам чувства, Поднимает над миром такие сердца Неразумная сила искусства.
В стихотворениях «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка» ставятся проблемы красоты человека. Н. Заболоцкий рисует многообразные человеческие лица, которые напоминают и «пышные порталы», и «жалкие лачуги», но в основном человек прекрасен своей человечностью, «внутренним озарением». Поэтому закономерны заключительные строки стихотворения о том, что «есть лица, подобны ликующим песням».
Всеобщее внимание привлекает стихотворение «Некрасивая девочка». У девочки-дурнушки, напоминающей «лягушонка», и «рот длинен», и «зубки кривы», «остры и некрасивы» черты лица. И в то же время ребенок полон добра, любви к своим сверстникам и обладает редкой грацией души, которая сквозит в каждом движении. Н. Заболоцкий — мастер создания концовок стихотворения, в которых, подводя итог сказанному, дает некую формулу философского открытия. Такова концовка и этого стихотворения:
А если это так, то что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?
По принципу контраста написано и стихотворение «Жена». В нем поэт слагает гимн безответной, трогательной любви женщины к мужу, бесконечному преклонению перед его трудом. И в ответ на такую любовь муж относится к ней с равнодушием и высокомерием. Полны иронии слова, обращенные к такому человеку:
· Так кто же ты, гений вселенной?
· Подумай: ни Гете, ни Дант
· Не знали любви столь смиренной,
· Столь трепетной веры в талант.
Горько звучит вопрос автора: «Как мог ты не видеть доселе сокровище жизни своей?»
Н. Заболоцкий может с большим художественным мастерством использовать и приемы сатирического обличения (сарказм, ирония).
Романтик, влюбленный в природу и человека, Н. Заболоцкий выражал веру в то, что лучшие качества по наследству переходят к молодежи. Эта мысль — основа стихотворения «Журавли», где рассказывается о гибели вожака журавлиной стаи от жестокого и бессмысленного выстрела охотника и о том, что, поднявшись далеко в небо, стая обрела те качества, которые унес с собой их вожак:
· Гордый дух, высокое стремленье,
· Волю непреклонную к борьбе —
· Все, что от былого поколенья
· Переходит, молодость, тебе.
Во многих стихотворениях Н. Заболоцкий поэтизирует труд как смысл жизни, необходимое качество человека. Завещанием поэта последующим поколениям является стихотворение, опубликованное уже посмертно, где он писал:
· Не позволяй душе лениться!
· Чтоб в ступе воду не толочь,
· Душа обязана трудиться
· И день и ночь, и день и ночь!
· Она рабыня и царица,
· Она работница и дочь,
· Она обязана трудиться
· И день и ночь, и день и ночь!
источник:waldorf.in.ua