Предмет: | ОРКСЭ Модуль: «Основы мировых религиозных культур» | |||||||
Дата урока | 12.02.2021 | |||||||
Класс: | 4 Б | |||||||
Учитель: | Петухова Нина Викторовна | |||||||
Тема: | «Религии России» | |||||||
Цель: | выявить уровень знаний по теме «Мировые религии» и формировать уважение к религиям России, как к ценностям культуры человечества в целом, и России в частности | |||||||
Задачи: | - обобщение знаний обучающихся о мировых религиях и формирование основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за Россию - формирование у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии религий; - развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, пополнение словарного запаса | |||||||
Тип урока: | Урок обобщения и систематизации предметных знаний | |||||||
Планируемые результаты (предметные) | формировать первоначальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России | |||||||
Планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности | Читательская грамотность:
· понимать и использовать тексты;
· находить и извлекать информацию из текста;
· осмысливать и оценивать содержание текста;
· использовать информацию из теста для выражения и обоснования собственного мнения.
Глобальные компетенции:
· критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
· осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения, и взгляды людей;
· вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Креативное и критическое мышление:
· уметь управлять собой и взаимодействовать с другими;
| |||||||
Личностные результаты | · формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов; · развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей, развивать словарный запас | |||||||
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: · самостоятельно формулировать тему и цели урока; · составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; · в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: · общеучебные - добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений; · перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий; · делать выводы на основе обобщения полученных знаний; · логические: самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера. Коммуникативные: · оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; · адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; · высказывать и обосновывать свою точку зрения; · слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения быть готовым корректировать свою точку зрения; · договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | |||||||
Основное содержание темы, понятия и термины | Основные термины и понятия: Христианство, Буддизм, Иудаизм, Ислам, Тора, раввин, Библия, Коран, фреска, арабеска, Гаутама, Трипитака, Конституция РФ. | |||||||
Образовательные ресурсы: | · музыкальное сопровождение · презентация к уроку · карта «Религии Российской Федерации», · карточки с филвордом, с текстами статей с интернет-сайта и Конституции РФ · 4 конверта с карточками словами и с иллюстрациями, четыре ватмана А-3, клей-карандаш, цветные карандаши. | |||||||
Формы обучения: | практическая групповая и коллективная работа | |||||||
Формы работы: | коммуникативное взаимодействие в группах и фронтальное, побуждающий диалог | |||||||
Методы обучения: | наглядный, наблюдение, практический, работа по плану, метод проекта, элемент сингапурской методики обучения | |||||||
План урока | 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы) 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу | |||||||
Планируемые образовательные результаты | Научатся: • формировать основы российской гражданской идентичности, чувствовать гордость за свою Родину; • развивать навыки сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; • развивать мотивацию к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; • понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России; • излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества. | |||||||
Планируемые образовательные результаты | Получат возможность научиться: • формировать положительную адекватную дифференцированную самооценку на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; • ориентироваться на искусство как значимую сферу человеческой жизни; • устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями. | |||||||
Ход урока | ||||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД, формируемые компоненты ФГ | Примечание | ||||
1)Организационный момент | Громко прозвенел звонок Он позвал нас на урок! Начинаем наш урок Пусть пойдет он вам впрок! Посмотрите видеоролик «4 религии» 1 мин Создает эмоциональный настрой, обращая внимание на плакат на карте посмотрите и прочитайте, пожалуйста, «В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу» (народная мудрость) | Слушают, смотрят, читают | --Регулятивные: - волевая саморегуляция; -- Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть…) --Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Глобальные компетенции Читательская грамотность | Плакатом закрыто название карты | ||||
2)Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (эпиграф урока) ---А что же такое религия? ---На предыдущих уроках мы только немного познакомились с мировыми религиями, а сегодня посмотрите на карту и попробуйте сформулировать тему урока! Какую поставим цель? УЗНАТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ ИМЕННО ПРО РЕЛИГИИ РОССИИ И ДАЖЕ ВОЗМОЖНО ПРО РЕЛИГИИ НАШЕЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И Ачитского РАЙОНА --Внимательно посмотрите на доску, прочитайте еще раз….(учитель подводит к осознанию темы) | Формулируют сами дети (учитель подводит к осознанию темы) --- от латинского слава «связывать», «соединять» Дети смотрят на карту «Религии России» | --Познавательные: - умение структурировать знания; -постановка и формулирование проблемы; -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. общеучебные, коммуникативные Глобальные компетенции | Плакат сдвигается с названия карты! | ||||
3)Актуализация знаний. 5 мин Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий. | На столе перед вами найдите филвОрд, венгерский кроссворд головоломка, сетка с буквами, Возьмите, пожалуйста, карточку с филвОрдом, рассмотрите внимательно и найдите в нём все слова-ответы, относящиеся к нашему уроку и закрасьте карандашами соответствующего цвета. Какие слова вы увидели? Можно открыть вымпел и проверить, правильно ли вы разместились по группам, готовность покажите руками, вытянутыми вверх и вместе соединенными --К каким религиозным культурам относятся слова? --Что обозначают? | Проверка слов: Тора, раввин, Библия Коран, фреска, арабеска, Гаутама, Трипитака (дети показывают знакомые иллюстрации этих слов на стендах и комментируют) Дети показывают готовность руками, вытянутыми вверх и вместе соединенными. 1) Иудаизм - Тора и раввин 2) Христианство - Библия и фреска 3) Ислам - Коран и арабеска 4) Буддизм - Трипитака и Гаутама | --Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. --Регулятивные: контроль коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением Креативное и критическое мышление | |||||
4)Обобщение и систематизация знаний 6-8 мин Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). | Вы заняли место в 4х группах по количеству мировых религий. Каждой группе нужно будет представить одну из религий по плану. На ваших столах лежат листы А 3. На них вы будете создавать проект в группах по религии в соответствии с представленным планом. Инструктаж по работе в группе лежит на партах и на слайде Каждой группе я даю конверты с иллюстрациями и напечатанными словами. --Вы выбираете то, что относится к вашей религии. Наклеиваете на листы в соответствии с планом. Что то останется лишнее, но общее (Конституция РФ) 6 мин - учитель консультирует (водяные часы) Защита проектов. На доску вывешиваем получившиеся проекты. -Обратите внимание на цвет вымпелов и цвет на карте Религий Российской Федерации - Что-то можете дополнительно добавить? --Что лишнее, но общее у вас осталось не приклеенным, какая карточка? (Конституция РФ) Отдайте эту карточку мне | План: 1.Название религии (рядом символ). 2.Основатель религии. 3.Священная книга. 4.Хранители традиций религии. 5.Священное сооружение. 6.Обычаи и ритуалы. Дети осуществляют учебные действия по намеченному плану Дети представляют свою работу Каждая группа расскажет о религии, по которой они работали Дети добавляют свои мысли, которые у них есть. | --Коммуникативные: -Планирование учебного сотрудничества --Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения Креативное и критическое мышление | |||||
5) Применение знаний и умений в новой ситуации | На территории Росси проживают люди разных национальностей и вероисповеданий. Каждый Россиянин в праве выбрать и исповедовать любую религию, которая ему близка по национальному признаку и душевному состоянию. Это гарантируется основным законом страны – Конституции РФ (ст.28) Социологическая компания "Левада-центр" провела опрос населения России с выборкой 1605 человек и выяснила, кто во что верит. Такие опросы проводятся ежегодно, и каждый раз ситуация немного меняется. Очень интересные результаты получились у самой многочисленной религиозной группы России - православных христиан. Опрос провели в сентябре 2020 года методом интервью в 137 населенных пунктах 50-ти регионов России. --Прочитайте диаграмму!!! Получился такой религиозный состав России в 2020 году- православных 63%, мусульман 7%, иудеев 1%, атеистов 26%, другие и те, кто не смогли дать ответ- 4%, --Если вы знаете, что ваша семья исповедует какую-то религию - поднимите пожалуйста руку. --Спрашиваю какую? --Религия никому не мешает, но человек в такой семье духовно богат! | На карточке читают Статья 28 Каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Дети поднимают руку и по очереди называют семейную религию | --Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. --Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания. Глобальные компетенции Читательская грамотность | Задание взято из PISA банка(ВПР) | ||||
Физминутка | Хорошо поработали, нужно отдохнуть с пользой для молодого организма раскрыть скрытые таланты, попробовать развить сострадание и добросердечность по отношению ко всем живым существам и соединить мудрость и сострадание | Чтение пение стоя мантры «Ом мани падме хум» под музыкальное сопровождение | слайд | |||||
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Еще раз посмотрите на карту Граждане РФ, в основном, исповедуют мировые религии: Православное Христианство, Ислам, Буддизм, Иудаизм., те, которые мы здесь показали. На территории Российской Федерации находятся и действуют православные, мусульманские, буддийские, иудаистские культовые сооружения. --- Как вы думаете жители Ачита и Ачитского района какие религии исповедуют? в 8 населённых пунктах Ачитского района открыты православные храмы в 4 населённых пунктах Ачитского района мечети, мусульманские сооружения Нет в Ачитском районе буддийских, иудаистских сооружений, Буддисты живут (по карте) в Калмыкии, республика Тыва и Бурятия Иудаисты евреи в больших городах по России Санкт-Петербург Москва, Казань, Екатеринбург, Омск, Хабаровск, Иркутск, Пермь, Уфа, Челябинск Народы России исповедуют все 4 мировые религии, дети получают знания от своих родителей и конечно в школах. На официальном интернет-сайте одной российской школы появилась такая информация: «В этом учебном году осенью в нашей школе соберется множество гостей. Ученики подведут итоги работы над проектом «Народы России», так как в нашей школе учатся представители 5-и народов и 4-ёх религий России. Цель проекта «Народы России» – узнать, историю и обычаи народов России, нашей страны и поделиться этими знаниями. Наш проект – путь к пониманию культуры, религий и традиций многонациональной Родины. Он воспитывает уважение ко всем народам и учит нас жить в единстве и дружбе. Каждый класс создаёт выставку, посвящённую истории одного из народов, рассказывает о его людях, готовит презентацию о народных традициях. На заключительном концерте школьники представят народные песни и танцы, устроят уголок национальной кухни. В проекте будут участвовать учителя и родители» Подумайте, является ли целью проекта «Народы России»?показываю на эти суждения на стенах ---Показать гостям школу ---Узнать историю и обычаи народов России ---Приветствовать гостей школы на заключительном концерте ---Поделиться знаниями о песнях, танцах, национальной кухне народов России По классу прикреплены эти суждения на плакатах по этой информации, подумайте минуту, затем встаньте и подойдите к тем суждениям, которые по вашему мнению. --- Расскажите, почему вы подошли именно сюда. | Читаем вместе на слайдах эту информацию -Обратите внимание на цвет на карте, это соответствие цветов на карте Религий Российской Федерации и на столах Дети по желанию выходят к карте и отмечают эти города синими магнитами) Санкт-Петербург Москва, Казань, Екатеринбург, Омск, Хабаровск, Иркутск, Пермь, Уфа, Челябинск Информация перед глазами на карточке, дети читают. Дети находят глазами на стенах класса плакаты, читают их и рассказывают почему подошли именно к этому суждению Подготовленный ученик читает: В стране религий много, не робей! Здесь кришнаит, буддист, католик, Вот мусульманин, хочешь? - иудей, На вкус любой, лишь выбирай какую! Как все это наивно и смешно, А если гибнет кто, то и трагично. Ведь Бог всем жизнь даёт равно, Не глядя на наряды и отличья. | --Регулятивные –контроль (самоконтроль), --Коммуникативные Глобальные компетенции Читательская грамотность Работа с информацией, умение понимать и анализировать текст, извлекать нужную информацию Глобальные компетенции умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей. Оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; |
Задание взято из банка заданий PISA за 5 класс, но изменено.
Элемент сингапурской методики
| ||||
7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу | Оцените свою работу на уроке зеленый - все понятно интересно желтый - есть над чем подумать красный - думаю мне это не нужно Народная мудрость гласит «В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу» Россия огромна, в ней мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу!!! Итог:Что было интересным? Что считаете наиболее важным для себя на прошедшем уроке? Вы Россияне, вы большие молодцы, спасибо за работу. | Дети берут символы по цвету в соответствии со своим внутренним состоянием и приклеивают клеем на линию внизу листа А 3 под музыку видео мантры «Ом мани падме хум» | --Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности -- Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению --Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной Глобальные компетенции | |||||