Проект как форма самостоятельной работы студента
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности студента на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Метод проектов и обучение в сотрудничестве позволяет не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно:
уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
уметь работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);
уметь знакомиться с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
уметь пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
В Европейских языках слово проект заимствовано из латинского, которое буквально означает:
§ “выброшенный вперед”,
§ “выступающий”,
§ “вытянутый”,
§ “бросающийся в глаза”.
Под проектом подразумевают:
§ план,
§ предложение,
§ предварительный текст какого-либо документа,
§ комплекс технической документации (расчетов, чертежей, макетов и т.д.)
Учебный проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых студентами самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Под методом проектов понимается система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.
“Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить”- вот основной тезис современного понимания метода проектов.
В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
Для системы СПО метод проектов актуален вдвойне, как эффективное средство получения современного образования.
Эпиграфом к проектному обучению может служить китайская пословица “Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь”.
Основные требования к учебному проекту
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, социально значимой, исследовательской, информационной, практической проблемы.
Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта.
Исследовательская работа студентов – это обязательное условие каждого проекта.
Отличительные черты проектной работы – поиск информации.
Результатом работы над проектом является продукт.
Представление продукта заказчику – презентация продукта и защита самого проекта.
Таким образом, проект - это «6 П»
– п роблема
– п ланирование (проектирование)
– п оиск
– п родукт
– п резентация
– п ортфолио.
Шестое «П» - портфолио, папка в которой собраны все рабочие материалы (черновики, дневные планы, отчеты и др.).
В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
§ паспорт проекта
§ планы выполнения проекта и отдельных его этапов. В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа
§ промежуточные отчеты группы
§ вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet
§ результаты исследований и анализа
§ записи всех идей, гипотез и решений
§ отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, "мозговых штурмах" и т. д.
§ краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения
§ эскизы, чертежи, наброски продукта
§ материалы к презентации (сценарий)
§ другие рабочие материалы и черновики группы.
В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.
В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри.
Проекты бывают разные
§ Доминирующая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, и др.
§ Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект, надпредметный или внепредметный проект выполняется на стыках областей знаний по двум и более предметам.
§ Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
§ Количество участников проекта (личностные, парные, групповые).
§ Продолжительность проекта (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные)