Маркова Ольга Петровна
МБОУ «Гимназия №8», учитель начальных классов
Урок русского языка в 3 классе
Тема: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне».
Цель: правильно писать слова на данную орфограмму.
Задачи: совершенствование знаний о непроизносимых согласных в корне слова;
развитие умения подбирать проверочные слова;
формирование орфографических навыков;
развитие речи учащихся, активизация словесно-логического мышления;
воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку, к природе.
Формы работы: фронтальная, работа в паре, в группах.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, пейзаж осенней природы, листы для игры «Пустое кресло», «Поляны цветов», творческого задания, клей, лист с картой достижений,
учебник:Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х ч. Часть 1. - Изд.5-е, перераб.- М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012.
Ход урока:
1. Организационно-мотивационный момент (Цель: создать положительные эмоции).
Утром ранним кто-то странный заглянул в моё окно.
На ладони появилось ярко-рыжее пятно -
Это солнце заглянуло, будто руку протянуло,тонкий лучик золотой,
И как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.
-Что представили? Солнышко-символ нашего класса. Какое чувство появилось? Радостное.
- В каждом человеке есть солнышко. Подарите тепло от своих улыбок гостям, друг другу.
Мотивация. - Для чего нужны уроки русского языка?
Актуализация знаний
- Красиво писать мы учимся на минутке чистописания.
дтвл. Сколько условных параллелей в буквосочетании? 8 параллелей. Соблюдая параллели, пропишите всю строку. (Дети пишут.) Иду любоваться красотой.
Сообщение темы.
- Ответив на вопрос, что объединяет все эти буквы в 1 группу, вы сможете определить тему урока. (Доска)
- Давайте объявим тему урока с душой, весело. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. (Хором).
Определение цели урока.
- С какой целью мы изучаем эту тему? Чтобыграмотно писать орфограмму.
Работа над определением задач урока.
- На экране копилка наших задач к урокам русского языка.
- Позвольте мне для изучения новой темы предложить вам выбрать необходимые для урока задачи, чтобы поиграть в игру «Пустое кресло» (на доске).
(Цель – найти ответ на вопрос путём обмена мнений)
- Сегодня очередь провести игру у 2 группы.
- Представьте, что вы садитесь на кресло, какое кресло вы выберете. Встают у картинок с креслами, на которых листы с задачами:
1) уметь подбирать проверочные слова,
2) правильно писать слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова»,
3) знать теоретический материал,
4) развивать речь,
5) повторять написание слов с непроверяемой непроизносимой согласной,
6)? ребёнок садится и высказывает свою точку зрения, а остальные обсуждают.
- Я считаю, что надо включить в урок по изучению данной темы задачу…
- Поднимите руку, кто так же считает. (Кто хочет сесть на пустое кресло, озвучьте свои задачи.)
- Задачи определили, давайте будем нарабатывать навык грамотного письма слов с непроизносимыми согласными в корне слова.
- Возьмите жёлтые листы. Я предлагаю вам карту достижений.
- Попробуйте в ней дать мне и себе оценку.
- Я предлагаю ряд упражнений, вы оцените галочкой, какое упражнение помогло в достижении цели урока, в строке самооценки пометьте, справились вы с ним или надо ещё тренироваться.
Работа по теме.
Упражнение 1. (на доске)
- Считаю, чтобы грамотно писать слова с орфограммой, надо знать теорию. Прочитайте шифровку.
какие буквы д, т, в, л и др.
когда непроизносимый 3 согласных рядом, сн
где согласный в корне слова
как подобрать такое проверерочное слово, чтобы этот звук. оказался перед гласным и стал произносимым
Дети на основе шифровки формулируют ответы на вопросы:
Проверка. Оцените себя на карте достижений.
Упражнение 2.
- Молодцы, за это я вам дарю осенний ковёр. (Метод «Яркое пятно»)
- Что надо сделать, чтобы правильно написать слова? Проверить орфограмму.
- Придумайте задание. Найди пару и вставь пропущенную букву. Выполните это задание на голубых листочках. Проверка. Оцените себя на карте достижений.
- Какое слово осталось без пары? Почему? Какие ещё слова надо запомнить?
Упражнение 3.
- Взаимопроверка. Почему букв меньше? Оцените себя на карте достижений.
Умение обозначать орфограмму вам понадобится в следующей работе.
Закрепление.
Работа с учебником. Упр.98 с.85.- Прочитайте выразительно текст упражнения.
Прошла поздняя осень. Кончились ненастные дни. Наступила зимняя пора.
Ярко светит холодное солнце. В морозный день снег сияет цветными блёстками. На сердце хорошо и радостно.
- Выпишите слова с непроизносимым согласным в корне, устно проверьте, выделите орфограмму. Проверка (6 слов).
Оцените себя на карте достижений.
- Умение находить и правильно писать слова с данной орфограммой поможет вам в творческой работе.
Творческая работа
Вступительная беседа. - Какое сейчас время года?- Осень – замечательный поэт и художник. Она превращает самые обычные предметы и явления в прекрасные, чудесные картины.
Динамическая пауза - А я вас превращу в осенние листочки, изобразите лист из стихотворения. (Дети изображают листья)
- Полюбуйтесь красотой осени.
(Дети рассматривают картину)
- Непростое задание. Назовите слова с непроизносимой согласной в корне слова, которые помогут описать картину. Гости тоже могут помочь. Похлопайте гостям.
- Какое чувство, настроение вызывает у вас это время года?
(Дополнительно: если не скажут дети. Я тоже хочу поделиться своими чувствами. У меня осень вызывает грустные чувства. Кому понравилась это предложение?)
Работа в тетради
О с е н ь вызыва е т грус т н ые чу в ства. - Давайте запишем это предложение в тетрадь. Комментирует запись предложения…(по очереди).
- Какие слова с непроизносимыми согласными в этом предложении?
Творческое задание
Работа в 6 группах. У каждой группы на белых листках дано по 1предложению. - Что такое синонимы? Близкие по значению слова.- Вспомним правила работы в группе.
Гостям предлагаю послушать произведение Чайковского «Времена года. Октябрь».
(В 2015 г. юбилей композитора - 175 лет)
- Ораторов прошу выйти к доске. Прочитайте предложения и вывесите работы на доску. Проверка. Оцените себя на карте достижений.
- Что у нас получилось? Докажите, что это текст. Какие признаки текста вы знаете?
- Что не хватает для нашего текста? Заголовка.- Как можно озаглавить текст? Поздняя осень.
Итог урока
Домашнее задание.
- Мы составили рассказ об осени. Можно создать очередную книгу, посвящённую осени. На уроке ИЗО вы нарисуете иллюстрации, а дома приготовьте1 ряд – загадки, 2 ряд – пословицы и поговорки, 3 ряд – стихи об осени, по возможности учитывая тему урока. Желаю творческих успехов!
2. Рефлексия. Сели в позу слушателя. Покажите свои ощущения сигналами:
– мне было легко, у меня всё получилось.
– не очень легко, затруднялся в некоторых вопросах.
– было трудно, нужна помощь!
-Проранжируйте задания на карте достижений по степени полезности для вас.
- Осенний ветер сорвал все листья, давайте нарядим дерево.
жёлтые листья - кто со всеми заданиями справился, кому было легко,
красные – правильно выполнил 3-4 задания, было не очень легко,
зелёные – правильно выполнил 1-2 задания, было трудно.
- Прокомментируйте свой выбор, пользуясь картой достижений.
- Как вы думаете, решили мы задачи урока? А как вы себе можете помочь?
- Спасибо за интересную совместную работу.