Не пускайте Рыжую на озеро




Даём определение слова

Определение - логическая операция, раскрывающая содержание понятия.

Определение – это

§ установление смысла незнакомого слова с помощью слов знакомых и уже осмысленных; в левую часть определения входит определяемый термин, а в правую - определяющее выражение, содержащее только знакомые слова;

§ уточнение предмета рассмотрения, однозначная его характеристика.

Дать определение слова - это значит подвести данное понятие под другое, более широкое.

§ Жесткость - равнодушие или пренебрежение чужими страданиями.

§ Жестокость – это бездушие, бесчувственность, бесчеловечность.

§ Жестокость - безразличное отношение к страданиям людей или сознательные действия, причиняющие эти страдания.

§ Жестокость – это осознанное причинение боли или страдания другому существу.

§ Жестокость - это свойство человека, основной чертой которого является причинение страданий людям или животным.

§ Жестокость – это нанесение физического и психологического вреда сильным человеком (или группой людей) менее сильному.

§ Жестокость – это своего рода вирус, уничтожающий в человеке человеческое.

Комментируем определение

Значение слова «комментировать» по Ожегову: Комментировать – давать комментарии, пояснения к чему-нибудь.

Вопросы – подсказки к комментарию

· Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)?

· Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение?

· Чем существенным я могу дополнить это определение?

· Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить?

· Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить? и др.

Жестокость проявляется в злых насмешках, едких замечаниях, обидных и унижающих словах, в угнетении, притеснении, побоях, насилии, издевательствах, убийствах. Жестокость проявляется не только в нанесении каких-то физических страданий, но и в причинении страданий душевных, моральных, в глумлении над человеческим достоинством, в безразличии к человеку или живому существу в критической ситуации.

3. Приводим аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, т.е. всё, что может подтвердить тезис.

В сочинении- рассуждении 15.3 нужно привести 2 варианта аргументов:

1.Один – из ТЕКСТА, а второй – из ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА.

2.Два аргумента из текста.

 

Аргумент из жизненного опыта

Жизненный опыт бывает:

§ опытом многих поколений (традиционно-историческим) — это пословицы, поговорки, нравственные заповеди, моральные нормы, сложившиеся традиции;

§ опытом людей, компетентных в определенных областях, ученых, профессиональных сообществ;

§ опытом близких, родных, знакомых людей;

§ собственным жизненным опытом.

Пишем вывод.

Пример сочинения

Прочитать исходный текст

 

 

 

Не пускайте Рыжую на озеро

(1)Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, в веснушках, с грубыми волосами цвета медной проволоки, за то, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (3)Одевались они понятно как — ведь едва концы с концами сводили. (4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и даже дотрагиваться до неё не хотели, словно Светка прокажённая, презирали они её ещё и за единственные потёртые джинсы.

(5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи.

(7)Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет одна на середину озера и начинает выть.

(8)Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало…

(10)Выла Рыжуха час-полтора и, если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.

(11)— Дура рыжая, — кривила губы Маринка Быкова. (12)— И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома.

(14)А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом…

(15)Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. (16)Может, она и не знала, что мешает кому-то.

(17)В день последнего экзамена Нинка Пчелкина устроила запись желающих в очередной поход.

(18)Женька подошёл к Рыжухе и сказал:

(19)— Рыжуха, сделай доброе дело, а? (20)Не езди с нами на прогулку!

(21)— Я с вами поеду, — высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, — а буду отдельно.

(22)Опять отдельно от всех будет на озере выть! (23)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:

(24)— В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я.

(25)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже выполнил обещанное…

(26)Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (27)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство, потому что рядом с ней никто не садился.

(28)За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька.

(29)— Это твоя сумка? — спросил Женька и кивнул на допотопную сумку, в которой, наверное, бутерброды с маргарином и яйца лежали.

(30)— Моя, — ответила Светка.

(31)— Алле хоп! — воскликнул Женька, cхватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала:
(32)— Эй, Рыжая! (33)Вон где твоя сумочка!

(34)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно. (35)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит — и к выходу: бутербродов, наверное, жалко стало. (36)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил.

(37)Женька Светке рукой машет и орёт:

(38)— До свиданья, Рыжая! (39)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!

(40)Девчонки кричат противными голосами:
(41) – Прощай, подруга!
(42) – Больше не увидимся!

(43) И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил…

(44)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (45)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала — недаром её ни на одной фотографии нет. (46)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала. (47)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала…

(48)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. (49)Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное. (50)Но зато никто на озере не шумел, клевало отлично, и Женька был особенно оживлён. (51)А мне это «что-то» мешало радоваться…

(52)В десятый класс Рыжая не пошла. (53)Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.

(54)А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и познакомился с Наташей, которая повела меня в Мариинку, на оперу.

(55)В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. (55)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

(57)— Рыжуха! — ахнул я.(58)— Ты понимаешь, это Рыжуха! – кричу я Наташе шёпотом. (59)- Мы с ней в одном классе учились!

(60)— Что ты говоришь?! – всполошилась знакомая. - (61)Ты понимаешь, кто это? (62)Это же наша восходящая звезда!

(63)— Как её звать? — ещё на что-то надеясь, спросил я.

(64)— Светлана Сергеева.

(65)Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце — восторга или стыда.

(66)После спектакля Наташа предложила:

(67)— Может, пойдёшь за кулисы? (68)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника.

(69)— Нет, давай в другой раз, — скромно ответил я.

(70)Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз.

(71)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (72)Теперь я не говорил, что она «выла».

(73)— Надо же! — удивлялась Наташа.(74) — С Сергеевой в одном классе учился!

(75)Мой авторитет в её глазах значительно вырос.

(76)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (77)Светка оказалась золотой. (78)А рыжие мы. (79)Весь класс рыжий.

(По Е. Габовой)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: