Вопрос 2 Архитектура классицизма. Версаль.




Тема: Классицизм. 17 – начало 19 века.

 

Вопросы: 1. Теория стиля.

Архитектура классицизма. Версаль. Лувр.

Живопись. Никола Пуссен (1594-1665).

Театр классицизма. Великий Мольер (1622-1673)

Вопрос 1 Теория стиля.

Родиной классицизма является Франция. Классицизм – это не только художественный стиль, но и целое эстетическое направление, которое главенствовало в европейском искусстве с 17 по 19 век.

Наибольшего расцвета классицизм достиг во Франции в период правления Людовика XIV, самого великого из европейских правителей периода раннего капитализма (1638 – 1715). Людовик XIV или как его называли «король Солнце» правил 73 года: с 1643 по 1715год. Его кредо выражалось в словах: «Государство – это я». Французский абсолютизм сыграл исторически прогрессивную роль. Королевская власть в это время отвечала интересам национально-государственного единства, развитию национальной промышленности и торговли, играла ведущую роль в развитии искусства и культуры. При Людовике Франция достигла своего экономического расцвета: были проложены шоссейные дороги, построены мосты и каналы, сам король покровительствовал развитию капиталистических мануфактур. Во время правления Людовика XIV Франция была самым развитым государством Европы. Экономический расцвет обеспечил ей лидерство как морской, так и колониальной державы.

Художественный стиль классицизм возник как отражение нового стиля государственного правления – абсолютной монархии с её разумностью, целеустремлённостью и строгостью. Он отразил противоречие между культом власти и идеей просвещённого правления, вызванной развитием экономики и стремлением к власти буржуазии.

Особенностью классицизма как художественного стиля является слияние античного стиля и барокко.

Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Для классицизма интерес представляет только вечное, неизменное, случайное классицизмом отбрасывается. Эстетика классицизма огромное значение придаёт общественно-воспитательной функции искусства.

В центре всей жизни Франции был королевский дворец. Идеалы абсолютизма требовали художественных форм, которые ассоциировались бы с величием правителей Греции и Рима. Для классицизма образцом было античное искусство с его характерными чертами:

· художественным совершенством,

· чувством меры,

· гармонией,

· разумным началом,

· упорядоченностью,

· строгостью композиции.

ВСЁ ЭТО отвечало ПРИНЦИПУ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

Но для пышности, и помпезности Людовика XIV строго рационального классицизма было недостаточно. В Париже была специально создана художественная академия с целью формирования нового государственного стиля. В результате, в 17 веке во Франции сложился один из самых ярких художественных стилей, получивший название «Большого королевского стиля», в котором совместились лучшие традиций классицизма и барокко. Демонстративная роскошь предыдущего стиля сменилась сдержанностью и величественностью. Легкомысленный стиль жизни королевского двора сменили спокойствие и утончённость.

 

Вопрос 2 Архитектура классицизма. Версаль.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма присуща регулярность планировки, геометрические формы и чёткие объёмы. Основой архитектурного языка классицизма стала ордерная система, в пропорциях и формах близкая к античным канонам. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, дорогие качественные материалы, украшение лепниной и скульптурами.

В это время во Франции складывается регулярная система планировки городов.

1. Новый классический Париж возник как начало коренного преобразования

городской планировки. В основе планировки Парижа была заложена трёх лучевая система улиц из одного центра (в концепции – «солнце»). Парк Тюильри с центральным лучом – Елисейскими полями.

2. В это время возникает своеобразный вид архитектурного сооружения –

«французский отель», особняк торжественный и великолепный, созданный для жизни частного лица. Для этого нужно было вписать здание в ближайшие сооружения и создать комфорт, парадность и торжественность.

3. Вершиной светского сооружения стали великолепные дворцы,

грандиозные и высокохудожественные дворцово-парковые и градостроительные ансамбли.

Возрастающему интересу к древности способствовало открытие в 1755 г. древнеримского города Помпеи, засыпанного пеплом всего за несколько часов в результате извержения вулкана Везувия. Раскопки обнажили богатейшие художественные памятники, и дали богатый материал для изучения античной архитектуры и принципов обустройства пространства. На основе анализа результатов древнеримских раскопок формировались новые взгляды на архитектуру.

Лувр.

Королевский дворец в Париже. Его характеризуют строгость, торжественность, масштабность и предельная простота.

Версаль.

Версаль стал главной загородной резиденцией Людовика XIV. Версаль - это первая в истории попытка создания универсального комплекса, включающего в себя сам дворец, дворцовые постройки различного предназначения и большой парк. С постройкой Версаля появилось новое понятие - «дворец-город-парк».

Версальский дворцово-парковый ансамбль является признанным шедевром мирового наследия. Планировка обширного парка, территории, связанной с Версальским дворцом, считается вершиной французского паркового искусства, а сам дворец – первоклассным памятником архитектуры. Над этим ансамблем работала целая плеяда блистательных мастеров. Они создали сложный, законченный архитектурный комплекс, включающий в себя монументальное здание дворца и целый ряд парковых сооружений «малых форм», и, главное, исключительный по своей композиционной целостности парк.

Версальский ансамбль представляет собой в высшей степени яркое произведение французского классицизма 17 века, оказавшее сильное влияние на градостроительную мысль 18 века. Версаль стал как бы «идеальным городом», о котором мечтали авторы эпохи Возрождения, причём в непосредственной близости от Парижа. Версаль стал образцом королевской резиденции для всей Европы 17-18 веков. По принципу Версаля в России Петром Первым будет создан в Петергофе на южном берегу Финского залива Петродворец, по пышности и значению не уступающий Версалю; его строили и русские инженеры, и архитекторы, и итальянские.

Создатели Версаля:

· архитекторы Луи ле Во и Арнуэн Мансар,

· садовник планировщик Андре Ленотр, заложил основы так называемого «французского регулярного парка»,

· автор росписей Шарль Лебрен,

· скульптор Франсуа Жирардон.

Как и Париж, Версаль строился по принципу лучей. От дворца идут три луча-проспекта: в Париж, в королевский дворец Сен-Клу, в королевский дворец Со. Все три проспекта сходятся в одной точке, где стоит статуя самого «короля-солнца» Людовика XIV.

 

Вся планировка дворца сделана в форме П. В архитектуре дворца совмещены два стиля - классический (горизонтальная кровля дворца) и барокко (анфилада залов идёт по прямой линии).

Достопримечательности дворца:

- в центре дворца обширный Овальный зал,

- Зеркальный зал с зеркальной галереей,

- Зал Войны, где Людовик XIV представлен в облике бога Марса,

- Зал Мира, где он же представлен в облике Аполлона,

- главная святыня дворца – спальня короля, которая окнами обращена в сторону восходящего солнца; с восходом солнце освещало спальню и «король-солнце» вставал; затем солнце перемещалось на запад и по этому принципу шло расположение королевских апартаментов.

Дворец богато украшен скульптурами, гобеленами и живописными полотнами на темы античной мифологии, этой же теме отвечали и ковры; стены и полы сделаны из разноцветного мрамора. Мебель для дворца изготавливал выдающийся мастер-мебельщик Шарль Булля. Эта мебель - отдельное произведение искусства, по концепции она должна быть максимально удалена от прозы жизни и соответствовать обитанию и проживанию «короля-солнца». Поэтому мебель была покрыта позолотой, слоновой костью, перламутром, серебром, панцирем черепахи.

Версаль выглядел как театральные декорации, приёмы Людовик XIV проводил в виде пышных театральных действий; всё это отражало проблемы духовной жизни эпохи:

- культ власти, доходивший до крайности и вступавший в противоречие с

- идеями разумного просвещённого правления.

 

Скульптура.

Скульптура Версаля требовала эффектные и выразительные решения, и в этом помогли традиции итальянского барокко, и прежде всего творчество Лоренцо Бернини. Французский скульптор Франсуа Жирардон прошёл обучение в Риме у Бернини, и значительную часть своей жизни посвятил оформлению парка Версальского дворца.

Публичные памятники, получившие широкое распространение в эпоху классицизма давали скульпторам возможность идеализировать воинскую доблесть и мудрость государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображение моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Что бы разрешить это противоречие деятели современности первоначально изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов в виде Марса, Полина Боргезе – в виде Венеры. Впоследствии вопрос решился путём изображения деятелей современности в античных тогах: Кутузов, Барклай де Толли перед Казанским собором.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: