Кратко об истории возникновения йоги




йога как система возникла в Индии в глубокой древности. Об этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно — ««Веды». В «Ригведе» (одной из четырех вед), создание которой ученые датируют двумя с половиной тысячами лет до нашей эры, упоминается и о йоге как об определенном своде законов, касающихся социальных, нравственных м экологических сторон жизни общества. Приводятся поэтические гимны, воспевающие красоту природы, появляются попытки постичь тайны окружающего мира и жизни человека.

Ряд ученых возводят происхождение йоги к цивилизации Мохенджодаро и Хараппы (III—II тысячелетия до и. э.) на основании того, что во время раскопок в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые сидели в позах йоги.

В дальнейшем постепенно появляются отдельные комплексы физических упражнений (асан), которые я течение тысячелетии проходят апробацию и испытываются в различных условиях разными людьми. А народная мудрость сохраняет лишь самое ценное и самое полезное. Так появляется стройное учение — йога — путь психофизического самосовершенствования.

В Индии, как и вообще иа Востоке, существует традиция, по которой йога может передаваться лишь от учителя (гуру) непосредственно ученику (челя), следуя строгим правилам йогов: от простого к сложному. Такая непосредственная передача знаний позволяет сохранить учение в неприкосновенности и оградить его от искажений. Учитель, который на собственном опыте испытал методы йоги, строго следил за своим учеником, как тот осваивал данное учение, и за его нравственным совершенствованием. Это был долгий, кропотливый путь, на котором физическое укрепление здоровья неразрывно переплеталось с воспитанием морально-этическом чистоты. В этом, на мой взгляд, заключается научным подход к воспитанию вообще.

Нередко на Западе, да и в нашей стране тоже, пытаются исказить йогу, нарушают методические принципы, следуя скоростными путями и средствами, не изучив одного вопроса, переходят к другому. Отделяют физическое совершенствование человека от психического и духовного развития. Тем самым лишают это учение его рационального зерна.

Тот факт, что учение йоги в своем совершенном виде дошло до наших дней, говорит о его рациональности и целесообразности для современного общества. Оно имеет тысячелетний эмпирический опыт, точное физиологическое обоснование и заслуживает бережного отношения, сохранения всех традиционных и методических принципов, которые подарила нам эта мудрая система.

В Индии йогов можно разделить на две группы: йоги-философы и йоги-практики. Йоги-практики уделяют внимание в основном одному из аспектов учения йоги, а именно хатха-йоге. При этом йоги практики подразделяются на непрофессионалов и профессионалов. Непрофессионалы — это люди разных профессий, занимающиеся йогой ради здоровья либо для развития своих способностей, гармонии, то есть физического, психического и духовного совершенствования. Для них в Индии созданы институты йоготерапии и йогокультуры, його-центры м так называемые йогоашрамы (обители йоги). Профессионалы руководят работой институтов йоготерапии, йогоцвнтров и йогоашрамов, обучают йоге и лечат больных людей методом йоги. Большинство из них — врачи, причем прекрасно знающие как народную древнеиндийскую науку о лечении болезней Аюрведу, так и современную медицину. Они — прекрасные диагносты, свободно читают электрокардиограммы и электроэнцефалограммы, знают все виды лечебных гимнастик мира, знакомы со всеми видами массажа, следят за передовыми достижениями современной медицинском науки.

Йога получила большое признание и распространение и в других странах мира. Почти во всех из них созданы общества, секции, клубы, институты йоготерапии и йогокультуры или лаборатории, где с помощью современном медицинском техники и аппаратуры изучаются с целью дать обоснование достижения йогов, а такжв проводятся практические замятия по хатха-йоге. Туда часто приглашаются специалисты из Индии.

В ряде стран хатха-йога введена в систему обязательном физической подготовки военнослужащих, в первую очередь летчиков и подводников. Многие спортсмены и космонавты в своих тренировках зачастую используют методы йоги. В ряде стран по телевидению регулярно передаются практические комплексы хатхе-йоги.

Созданы Всемирный союз йоги со штаб-квартирой в Стокгольме (Швеция) и Европейская ассоциация йоги со штаб-квартирой в Праге (Чехословакия).

Такой огромный интерес к йоге можно обьяснить тем обширным арсеналом средств, которыми она обладает в плане поддержания отличного здоровья, а также профилактики и лечения многих заболеваний. Рекомендации йогов по вопросам дыхания, питания, работы, отдыха, гигиены, физической тренировки приобретают актуальное значение и в наша время, так как способствуют здоровому образу жизни.

Психическое равновесие, которое дает йога в наш век стрессов и психологических перегрузок, невозможно переоценить.

Все желающие достичь успехов в йоге должны строго соблюдать методические правила занятий, советы и рекомендации по этой системе, которые будут даваться в этом работе, и постепенно осваивать их практически. Именно постепенно, так как йога не терпит спешки. И действительно, усвоение огромного количества упражнений в короткий срок может принести человеку только вред, так как тем самым исключается поступательное физиологическое воздействие на организм в целом.

Хочется предупредить читателей еще и о том, что большую опасность для здоровья таят в себе книги или рекомендации малокомпетентных лиц, которые предлагают начинающим заниматься йогой сразу трудные асаны, как, например, «стойку иа голове», «позу рыбы», «позу лотоса» и т. д. Йоги считают это аитиметодикой, которая в лучшем случае ведет к травмам и другим серьезным последствиям.

Основной целью, которую ставит автор в данном работе, является желание помочь людям, решившим заниматься йогой, достичь хорошего здоровья.

Существуют различные ограничения, когда нельзя заниматься физическими упражнениями по системе хатха-йога, а именно:

1) при повышенном температуре;

2) при острых заболеваниях и обострении хронических;

3) детям до 6 лет;

4) людям старше 60 лет следует соблюдать большую осторожность и постепенность;

5) женщинам нельзя выполнять упражнения во время месячных;

6) женщинам с начала третьего месяца беременности следует прекратить занятия и можно возобновить их через 3—4 месяца после родов.

Кроме того, имеется ряд противопоказаний при тех или иных заболеваниях, которые указываются при описании упражнений комплекса.

Йога не является панацеей, но она оказывает комплексное воздействие иа работу всех внутренних органов, желез внутренней секреции, нервную систему и тем самым помогает излечиванию многих заболеваний.

(Продолжение следует)

Древнеиндийский философ Патанджали, живший предположительно в период между II в. до и II в).(в своей книге «Иогасутра» систематизировал имеющиеся к тому времени знания по йоге.

Патанджали создал восьмиступенчатый путь развития или восьмиричную систему тренировок: 1) яма; 2) нияма; 3) асана; 4) пранаяма; 5) претьяхара; 6) дхарана; 7) дхьяна; 8) самадхи. Подразумевается, что, постепенно восходя по этим ступенькам, ученик достигает как полного господства и контроля над собой, то есть над всеми физиологическими процессами, происходящими в организме, так и контроля над чувствами. Иными словами, формируется гармония тела и сознания.

В системе Патанджали отражены практически все основные аспекты йоги. Первая и вторая ступени, то есть яма и нияма. составляют крия-йогу. Асана и пранаяма, то есть третья и четвертая ступени, объединяются в хатха-йогу. Пятая, шестая, седьмая и восьмая ступени, а именно пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи составляют раджа-йогу.

Что же представляют собой эти восемь ступеней в изучении йоги?

О первой и второй ступенях мы подробно раскажем ниже:

Третья ступень — асана — это положение тела, поза.

Четвертая ступень — пранаяма — наука о дыхании, или дыхательная гимнастика по системе йогов.

Пятая ступень — пратьяхара — это отключение чувств, полный контроль над ними.

Шестая ступень — дхарана — это концентрация внимания, память, терпение, сдержанность.

Седьмая ступень — дхьяна — медитация. или созерцание объекте.

Восьмая ступень — самадхи — это устойчивая, управляемая дхьяна, или состояние психического транса.

Йоги придают большое значение крия-йоге, этому важному нравственному аспекту, без изучения и усвоения которого трудно достичь серьезных успехов в йоге.

Слово «крив» означает «действие, деятельность.

Начальная ступень крия-йоги — яма. Слово «яма«в переводе на русский язык означает смерть», «отказ». А именно отказ от плохих внутренних качеств, плохих черт характера, отрицательно отражающихся иа взаимоотношениях человека и общества, вносящих дисгармонию с социальной средой. Следуя основным правилам, предписанным ямой, человек ограждает себя от отрицательных эмоций, вредных привычек, неправильных поступков, которые не только ведут к болезням тела, психики, но и к нарушению правил общественного поведения. На первой ступени йоги ученик должен нанести смертельный удар по своим порокам, неправильному поведению и мышлению.

Суть основных правил ямы заключается в следующем:

1) не причинять окружающим вреда ни в мыслях, ни в словах, ни в делах. Относиться к другим людям так, как вы хотели бы, чтобы они относились к вам,

2) быть правдивым, искренним. Оскорбление, ругань, ложь, клевета должны быть искоренены;

3) не быть стяжателем, не присваивать чужого. Избавиться от алчности, зависти, соблазнов, а также отказаться от злоупотребления положением, властью;

4) отклонять всевозможные дары. Освободиться от накопительства;

5) быть воздержанным, то есть умеренным во всем.

Ученик, изучающий яму, должен заниматься самоанализом утром и вечером не менее 15 минут в спокойной обстановке, когда ему никто не мешает. Анализируя свое поведение, он должен бороться со всем плохим, что обнаружит у себя, и культивировать положительные качества: дружелюбно, симпатию, сострадание, милосердно, радость, отказ от вредных привычек (алкоголь, курение и другие).

Вторая ступень называется нияма. Слово «нияма» переводится как возрождение, принятие». На этой ступени ученик занимается возрождением, культивированием хороших внутренних качеств положительного образа жизни и мышления.

Основным правилом здесь является внутреннее и внешнее очищение. Внутреннее очищение предусматривает очищение ума от порочных мыслей, отрицательных черт характера и эмоций, а также развитие благожелательности и других положительных качеств, таких, как довольство, самодисциплина, соблюдение гигиенических процедур, предлагаемых йогами, закаливание и тренировка тела. Каждый человек должен стараться всегда быть кратким и конкретным в своих речах. Должен стремиться к спокойствию и уравновешенности, регулярно изучать серьезную философскую литературу, способствующую духовному развитию, самопознанию, самовоспитанию и расширению знаний.

Одним из важных правил ниямы, не потерявшим актуальности и по сей день, является самоотверженное служение человечеству и постоянное пребывание в гармонии со всей Вселенной — от микромира до макромира.

А теперь перейдем к описанию некоторых очистительных процедур.

К средствам внешнего очищения йоги относят наружные водные процедуры и придают им огромное значение. Если кожа регулярно не очищается, то затрудняется работа сальных и потовых желез, создаются условия для размножения микробов и возникают всевозможные заболевания, Кроме того, в дыхательном процессе принимают участие не только легкие, но и весь кожный покров тела человека. Вот почему йоги рекомендуют всем людям проводить водную гигиеническую. процедуру тела не реже одного раза в день. Водная процедура не только очищает тело, но и является средством закаливания, укрепления нервной системы и здоровья в целом.

К водным закаливающим процедурам относятся: обтирание, обливание, душ и купание. Лучше всего их осваивать в этом же последовательности, чтобы подготовить свой организм к более сильным процедурам, таким, как душ и купание

Купание и плавание йоги считают лучшими видами водных процедур.

Водные процедуры йоги рекомендуют делать ежедневно, но обязательно перед упражнениями. После этих процедур тело ••дышит», так как открываются поры Кроме того, они оказывают стимулирующее воздействие на нервную систему, таким образом подготавливая организм к упражнениям.

После упражнений йогов принимать душ либо другие водные процедуры не рекомендуется. Это связано с тем, что эти упражнения (асаны) вызывают большой прилив крови к внутренним органам, поэтому охлаждение после этого противопоказано.

Кроме применения воды снаружи йоги уделяют большое внимание применению воды вовнутрь.

К средствам внутреннего очищения йоги относят, прежде всего, воду. Они убеждены, что вода имеет огромное лечебное и гигиеническое значение.

Человеческий организм приблизительно на 70 % состоит из жидких субстанций. Вода составляет основу всех клеток и тканей тела, не говоря уже о крови, лимфе, желудочном и кишечном соках, слюне, желчи. Медицинскими исследованиями подтверждается, что за день из организма человека выделяется до 15 стаканов воды через почки, легкие и кожу. Эта потеря воды должна быть восстановлена в таком же объеме. Однако многие люди давно уже утратили естественное чувство жажды, потребность пить свежую чистую воду Некоторые люди вообще ее не употребляют, заменив воду другими напитками, как, например, чаем, кофе, консервированными соками, компотами, киселями и пр. Том самым заставляют свой организм работать с двойной нагрузкой, чтобы выделить из этой пищи какое-то количество жидкости. Есть и такая категория людей, которые убеждены, что вообще пить воду вредно.

Йоги считают, что значительное число заболеваний связано с недостатком воды в организме. Это может явиться причиной возникновения многих заболеваний органов пищеварения, нарушения обмена веществ и других. Когда нет достаточной нагрузки для почек, часто возникают болезни мочевыделительной системы (нефриты и прочие). Дефицит воды в организме способствует повышению концентрации солей в тканях, а это ведет к отложению солей в почках, желчном пузыре, суставах и т. д.

Йоги считают, что регулярное питье воды является одним из главных условий сохранения здоровья и лечения многих заболеваний. Они советуют пить сырую воду. Идеальной водой считается родниковая. Близка по свойствам к родниковой талая вода.

Можно пить и обычную воду — водопроводную (если нет на то специальных эпидемичских запретов). Предварительно ее следует налить в графин или иную открытую посуду (из стекла, фар фора, керамики, дерева, серебра), дать ей постоять минут 30. чтобы улетучился хлор.

Вода для питья обязательно должна быть чистой, сырой и комнатной температуры.

Ее надо пить, начиная с 3—4 стаканов в день, и каждые 10 дней прибавлять по 1 стакану, пока вы не будете выпивать около 10—12 стаканов и больше. В это количество не входит жидкая пища (супы, компоты, соки, отвары и др.).

Воду йоги пьют не «залпом» и не сразу, а равномерно, в течение всего дня, не большими глотками, по 2—3 глотка через 15—20 минут. Стакан выпивается за 1 —1,5 часа. Соблюдая такой питьевой режим, вы вернете естественное чувство жажды. Прием воды освежает, снимает усталость, головную боль к вызывает прилив сил и энергии, очищает организм.

Бытует мнение, что такая норма воды (10—12 стаканов) рассчитана на жаркий климат Индии и не пригодна для нас. Думаю, это неверно. Употребление такого количества воды связано с физиологическими потребностями человеческого организма.

Процедура очищения носа и придаточных пазух (фронтальных, гайморовых и других) водой называется «джаля-нети», а продувание носа воздухом — капалябхати. «Капалябхати» непосредственно примыкает к джаля-нети» и выполняется после нее. Их можно рассматривать как одно целое, как одну процедуру.

«Джаля-нети выполняется следующим образом

Возьмите любой чайник для заварки объемом не менее 400 г. На носик наденьте детскую соску, чтобы не повредить слизистую оболочку носа. Надо вы резать на конце соски отверстие диамет ром 3—5 мм. Налейте в чайник теплую воду (37—38 ^С). Размешайте в воде чайную ложку поваренной соли (без верха). Сядьте на корточки перед тазом или на стул и поставьте таз на колени. Возьмите чайник за дно правой рукой, вставьте соску в правую ноздрю, наклонив при этом голову влево так, чтобы левое ухо было обращено книзу. Слегка наклонитесь вперед и спокойно дышите ртом. Через 1—3 секунды вода начнет струйкой выливаться из левой ноздри, не попадая в рот. Как только чайник опорожнится на половину, то ecть на 200 г, встаньте

нагните туловище вперед и сделайте не сколько резких выдохов через нос. Затем, не выпрямляясь, поверните голову сначала влево, затем вправо и еще раз повторите резкие выдохи через нос. В этот момент нельзя сморкаться и использовать носовой платок, так как вода может попасть в среднее ухо и вызвать его воспаление. Затем процедура повторяется, и оставшиеся 200 г воды пропускаются через другую ноздрю. «Джаля-нети и капалябхати» лучше делать утром, после душа.

Эти процедуры предупреждают » ликвидируют острые и хронические риниты, насморки, гаймориты, фронтиты; предохраняют от простудных заболеваний.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: