Должностная инструкция
Водителя трамвая
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. К работе в качестве водителя трамвая допускаются лица, прошедшие медицинскую комиссию и признанные годными по состоянию здоровья, прошедшие обучение в установленном порядке, стажировку в установленном объеме, имеющие свидетельство о присвоении квалификации водителя трамвая, удостоверение водителя на право упрлнления трамваем, выданное Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далееГИБДД МВД), допуск к самостоятельной работе в электроустановках напряжением до 1000 В (III группа по электробезопасности, удостоверение установленного образца).
1.2. Присвоение водителям квалификации производится приказом по «Горэлектротранс».
1.3. Водитель трамвая обязан осуществлять управление трамваем с соблюдением правил дорожного движения, правил технической эксплуатации трамвая и правил технической эксплуатации электроустановок потребителей.
1.4 Водитель трамвая должен знать:
должностную инструкцию водителя трамвая (далее ДИ);
правила дорожного движения (далее ПДД);
правила технической эксплуатации трамвая (далее ПТЭ);
правила технической эксплуатации электроустановок потребителей;
правила по охране труда на городском электротранспорте в объеме выполняемой работы;
инструкцию по охране труда для водителя трамвая;
положение о порядке учета выполнения расписания движения;
устройство и принцип действия трамвайных вагонов, эксплуатируемых предприятием и их оборудования;
порядок обнаружения и устранения технических неисправностей на трамвайных вагонах, эксплуатируемых предприятием;
периодичность видов технического обслуживания подвижного состава;
инструкцию по производству маневровых работ на конечных станциях и в парке;
инструкцию о порядке движения поездов по неправильному (левому) пути;
инструкцию о порядке движения на однопутном участке;
инструкцию по сцепке и буксировке вагонов;
рекомендации по экономии электроэнергии;
формы проездных билетов и служебных удостоверений;
порядок оформления поездной документации;
положение о книжке водителя;
действующие приказы, указания и распоряжения, относящиеся к работе водителя;
правила пользования наземным пассажирским транспортом;
порядок оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях;
профиль, особенности пути обслуживаемого маршрута, трассы объезда, порядок следования при направлении в командировочный рейс;
действия водителя при наступлении страхового случая (ДТП), с учетом соблюдения Правил страхования;
Водитель трамвая 4 и 5 разрядов должен дополнительно знать:
приемы и методы стажировки учеников водителей трамвая;
профиль и особенности пути маршрутов, обслуживаемых данным парком.
Водитель трамвая 5 разряда должен дополнительно знать:
профиль и особенности пути всех маршрутов города.
1.5. Водителю запрещается работать на маршруте и типе подвижного состава, не вписанных в книжку водителя.
1.6. Водитель обязан ежемесячно посещать технические занятия, инструктивные совещания и другие мероприятия, направленные на обеспечение безопасности движения и техники безопасности, проводимые руководством предприятия. Проходить повторные инструктажи по охране труда в установленные сроки.
1.7. Водитель обязан своевременно проходить медицинские периодические осмотры в соответствии с п. 17 приказа № 83 МЗСР РФ от 16.08.2004 для подтверждения пригодности к управлению трамваем.
1.8. При наличии в водительском удостоверении отметки «Очки» или имеющемся предписании медицинской комиссии, водитель обязан работать в очках или контактных линзах. Водителю рекомендуется иметь при себе запасные очки.
1.9. Водитель непосредственно подчинен начальнику маршрута.
Водитель трамвая обязан выполнять оперативные распоряжения, связанные с обеспечением безопасности перевозки пассажиров, безопасности движения, выполнением расписания движения:
на территории ОСП – диспетчера парка
при работе на линии – диспетчеров конечной станции, осуществляющих диспетчерское руководство движением трамвая, линейных работников ОСП «Служба движения», работников ГУП «Горэлектротранс», имеющих удостоверение с правом контроля и отдачи распоряжений на линии, сотрудников МВД
(сообщив о полученных распоряжениях Старшему диспетчеру диспетчерского отдела службы движения).
Водитель-стажер обязан выполнять указания водителя-инструктора в объеме настоящей инструкции
Водителю запрещается выполнить распоряжения, противоречащие настоящей инструкции.
1.10. Водитель, причастный к дорожно-транспортному происшествию (далее ДТП), должен действовать в соответствии с требованиями настоящей инструкции (п.4) и ПДД. Сразу же после оформления ДТП в
ГИБДД водитель должен явится в парк для оформления письменного объяснения о случившемся.
В течение 3 рабочих дней с момента происшествия водитель обязан прибыть в парк для разбора случая.
1.11. Водитель, следующий за транспортом, с которым произошло ДТП или вагоном (поездом), делающим задержку, а также водитель, проезжающий во встречном направлении, обязаны принять меры по оповещению Старшего диспетчера диспетчерского отдела Службы движения о данном ДТП, задержке движения.
1.12. О каждом несчастном случае на производстве пострадавший или очевидец должен немедленно сообщить непосредственному руководителю. Если несчастный случай произошел на линии, то необходимо сообщить бпижайшему линейному работнику Службы движения или Старшему диспетчеру диспетчерского отдела Службы движения.
1.13. О каждой задержке движения (независимо от виновности), выбытии подвижного состава из движения и другом браке, водитель обязан представить письменное объяснение в течение суток в отдел экплуатации парка:
по окончании смены в парке - лично начальнику маршрута или ответственному работнику;
по окончании смены на линии - передать со сменяющим его водителем.
1.14. Во время работы водитель обязан быть опрятным, в форменной одежде установленного образца и удобной обуви с устойчивым каблуком высотой не более 4 см.
1.15. Водитель обязан содержать рабочее место в чистоте.
1.16. Водитель обязан быть вежливым и предупредительным.
1.17. При обнаружении в салоне вагона забытых вещей, посторонних предметов и т.п. водитель обязан действовать согласно специальной инструкции, утвержденной приказом «Горэлектротранс».
1.18. Водителю запрещается устанавливать дополнительное оборудование и вносить изменения в конструкцию вагона (поезда).
1.19. Во время работы на линии и в парке водитель несет ответственность за сохранность:
трамвайного вагона (поезда), его оборудования;
экипировочного инвентаря и документации (согласно п. 27 ДИ).
При применении медицинских средств из аптечки, а также при использовании огнетушителя в случаях возгорания подвижного состава, водитель должен по окончании смены предоставить в отдел эксплуатации парка объяснение об обстоятельствах случая, и дать заявку на пополнение использованных медикаментов и замену огнетушителя.
1.20. Передача управления трамвайным вагоном (поездом) допускается только по производственной необходимости с обязательным оформлением в книге поезда.
Водитель может передать управление только:
сменяющему его водителю;
работникам, имеющим удостоверение на право управления транспортным средством (трамваем) и служебное удостоверение с правом контроля и отдачи распоряжений на линии.
Водитель-инструктор обязан допускать к управлению трамвайным вагоном (поездом) прикрепленного стажера или ученика.
1.21. К работе в качестве водителя-инструктора допускаются водители 4 и 5 разрядов, прошедшие обучение, имеющие свидетельство водителя-инструктора и утвержденные приказом по парку.
1.22. Водители:
впервые нанимаемые на работу после обучения;
имеющие перерыв в работе более 2 месяцев;
назначаемые на работу но новом маршруте;
при переводе на нопый тип подвижного состава
допускаются к управлению трамваем после прохождения повторного (внепланового) инструктажа по охране труда и стажировки. Продолжительность стажировки устанавливается в соответствии с «Положением
об атестационной комиссии в «Горэлектротранс» и в обособленных структурных подразделениях» в зависимости от стажа и срока перерыва в работе по специальности.
1.23. Водитель несет ответственность в установленном законом порядке за нарушения требований настоящей инструкции. В зависимости от степени и характера нарушения, допущенного водителем, к нему могут быть применены следующие меры воздействия:
Запись в книжке водителя о допущенном нарушении;
Изъятие из книжки водителя талонов №№ 1,2,3;
Изъятие книжки водителя;
Наложение дисциплинарного взыскания;
частичное или полное лишение премии;
взыскание в установленном законом порядке суммы материальною ущерба, причиненного предприятию.
2. ЯВКА ВОДИТЕЛЯ НА РАБОТУ И ПРИЕМКА ВАГОНА (ПОЕЗДА).
2.1. Водитель, согласно путевому листу (наряду на работу водителя), прибывает на смену в парк или на конечную станцию с учетом подготовительно-заключительного времени.
2.2. Перед началом работы водитель обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр и тестирование на алкотестере с применением индивидуального мундштука. Для прохождения медицинского осмотра водитель обязан иметь при себе выданный ему в личное пользование индивидуальный мундштук алкотестера.
2.2.1. При заступлении на смену в парке водитель обязан предъявить диспетчеру:
путевой лист (наряд на работу водителя) с личной подписью водителя о готовности его к работе по состоянию здоровья и отметкой о прохождении предрейсового медицинского осмотра;
водительское удостоверение на право управления транспортным средством, выданное ГИБДД, а в случае его изъятия - временное разрешение и паспорт;
При наличии в водительском удостоверении отметки «ОЧКИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ» водитель обязан работать в очках. Водителю рекомендуется иметь при себе запасные очки. (При использовании контактных линз запасные очки не требуются),
книжку водителя с талонами предупреждения (№№ 1,2,3);
удостоверение о проверке знаний ПТЭ электроустановок потребителей и ПТБ при эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 В.
2.2.2. При заступлении на смену на конечной станции водитель обязан предъявить диспетчеру:
путевой лист (наряд на работу водителя) с личной подписью водителя о готовности его к работе по состоянию здоровья;
водительское удостоверение на право управления транспортным средством, выданное ГИБДД, а в случае его изъятия - временное разрешение и паспорт;
При наличии в водительском удостоверении отметки «ОЧКИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ» водитель обязан работать в очках. Водителю рекомендуется иметь при себе запасные очки, (При использовании контактных линз запасные очки не требуются).
книжку водителя с талонами предупреждения (№№ 1,2,3);
удостоверение о проверке знаний ПТЭ электроустановок потребителей и ПТБ при эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 В;
водитель-ученик (без права самостоятельной работы) – учётную книжку, водитель-стажёр - лист стажёра.
2.2.3. При заступлении на смену на трассе маршрута у контрольного пункта водитель обязан предъявить контролеру:
путевой лист (наряд на работу водителя) с личной подписью водителя о готовности его к работе по состоянию здоровья;
водительское удостоверение на право управления транспортным средством, выданное ГИБДД, а в случае его изъятия - временное разрешение и паспорт;
При наличии в водительском удостоверении отметки «ОЧКИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ» водитель обязан работать в очках. Водителю рекомендуется иметь при себе запасные очки. (При использовании контактных линз запасные очки не не требуются).
книжку водителя с талонами предупреждения (№№ 1,2,3);
удостоверение о проверке знаний ПТЭ электроустановок потребителей и ПТБ при эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 В;
2.2.4. При (мене водителя на конечной станции или на трассе маршрута сменяющий водитель обязан предъявить сменяемому водителю путевой лист (наряд на работу водителя), должным образом оформленный диспетчером конечной станции или контролёром.
2.3. Документом на право выезда из парка или с конечной станции и движения поезда по маршруту является путевой лист (наряд на работу водителя), должным образом оформленный диспетчером парка или конечной станции.
2.4. Допуск к работе учеников-водителей и стажеров производится в соответствии с пунктами ДИ 1.22, 2.1, 2.2, 2.3.
В путевом листе (наряде на работу) водителя-инструктора должен быть указан табельный номер водителя-стажёра, стоять штамп «Водитель работает со стажёром»;
в путевом листе (наряде на работу) водителя-стажёра должен быть указан табельный номер водителя-инструктора, стоять штамп «стажёр».
2.5. После получения у диспетчера парка допуска к работе водитель должен получить:
книгу вагона, проверив в ней:
отметку мастера о выполнении заявок и готовности вагона поезда к работе на линии (штамп, заверенный подписью),
при повторной заявке отметку лица, уполномоченного приказом по «Горэлектротранс»,
при приемке вагона (поезда) убедиться в выполнении всех заявок, и при необходимости оформить повторную заявку в журнал повторных заявок и книгу вагона;
закрепленный за (вагоном) поездом инструмент и инвентарь;
талон о прохождении технического осмотра;
пакет документов по обязательному страхованию транспортных средств под личную подпись.
2.6. При отсутствии в книге вагона отметки о выполнении заявок водитель должен получить у мастера письменное подтверждение выполнения заявок и разрешение на приемку вагона (поезда).
2.7. Выпускаемый на линию трамвайный вагон должен быть экипирован:
правилами пользования наземным пассажирским транспортом;
противооткатным упором (башмаком);
знаком аварийной остановки;
медицинской аптечкой;
огнетушителями порошковыми или углекислотными, емкостью не менее 5л, один из которых находится в кабине водителя, в том числе:
для четырехосного вагона - не менее двух,
для сочлененного - не менее трех,
ёмкостью с сухим песком до 8 кг;
съёмными аварийными сцепными приборами;
тремя штырями (1 «аварийный», 2 - «простых»);
ломиком для перевода стрелки;
двумя деревянными вкладышами для фиксации пера стрелки;
в зимнее время: лопатой, метелкой, скребком;
книгой вагона;
расписанием движения вагона (поезда) (поездным расписанием);
рукояткой реверсивного вала (съемной), где это предусмотрено конструкцией;
запасным комплектом плавких предохранителей, где это предусмотрено конструкцией (при получении необходимо проверить их исправность);
радиоусилителем и микрофоном, где это предусмотрено конструкцией;
запасом песка в песочницах;
маршрутными указателями (лобовые и боковые указатели);
опозновательным знаком «Начинающий водитель» установленной формы, если водитель, управляющий вагоном, имеет стаж работы менее 2-х лет;
маршрутной схемой;
индивидуальными средствами защиты:
диэлектрическими перчатками (необходимо при получении проверить их пригодность к применению путем скручивания);
хлопчатобумажными рукавицами;
сигнальным жилетом.
2.8. При обнаружении повреждения трамвайного вагона (поезда) водитель должен сделать запись в книге вагона и заверить ее у дежурного мастера.
2.9. При обнаружении неисправностей, с которыми запрещается эксплуатация трамвайного вагона (поезда) на линии (согласно ПТЭ пункт 3.3.2, 2001 г.), водитель обязан сообщить об этом ответстенному за выпуск и записать заявку в книгу вагона, если заявка повторная и в журнал повторных заявок.
При предоставлении другого (исправного) вагона - немедленно приступить к его приемке.
При отсутствии другого (исправного) вагона - водитель поступает в распоряжение диспетчера парка и при необходимости может быть направлен на работу на другой наряд, маршрут с соответствующим оформлением путевого листа (наряда на работу водителя).
После устранения выявленных неисправностей водитель должен немедленно произвеси приемку вагона, оформить путевой лист (наряд на работу водителя) у диспетчера, получив письменное указание о времени отправки и пути следования.
2.10. Выезжать на линию на гехнически неисправном трамвайном вагоне (поезде) запрещается.
2.11. Перед началом движения трамвайного вагона (поезда) на территории парка или в депо водитель обязан:
убедиться в отсутствии запрещающих плакатов на подвижном составе;
убедиться, что кожухи (ограждения) электрооборудования находятся в «закрытом состоянии»;
убедиться в отсутствии ремонтных рабочих (в поезде, в смотровой канаве, на крыше);
убедиться е отсутствии на рельсах или на близком от них расстоянии предметов, мешающих движению поезда;
проверить, закрыты ли откидные борта;
при наличии блокировки контактного провода в депо, убедиться в наличии разрешающего сигнала (красного);
окриком: «Осторожно, поезд №, трогается с пути №.„..»,
предупредить об отправлении поезда, подать 3 предупредительных звонка, дважды включить на маневровую позицию, с интервалом между рывками не менее 2-х секунд, сразу же выключая контроллер;
закрыть двери и, обеспечивая безопасность движения, выехать с территории депо или отстойных путей (при движении поезда должна быть открыта первая дверь первого вагона);
соблюдать скорость движения поезда по путям депо и территории парка не более 5 км/час;
при подъезде к воротам депо и проезде их подавать сигналы звонком.
2.12. При движении трамвайного вагона (поезда) на территории парка, водитель должен быть внимателен в местах слияния путей. Преимуществом проезда пользуется водитель, у которого нет помехи справа.
2.13. Перед выездом с территории парка водитель обязан доложить ответственному за выпуск, на какую конечную станцию (в соответствии с расписанием или письменным распоряжением диспетчера) следует
вагон (поезд).
2.14. Выезжать на линию на подвижном составе без кондуктора запрещается.
2.15. На нулевом рейсе, обеспечивая безопасность движения, водитель обязан проверить на прямом участке пути, определенном приказом по парку:
действие всех видов тормозов;
наличие свободного хода поезда (выбега);
плавность набора скорости;
работу вагона в режиме автономного хода (при его наличии);
в отсутствие постороннего шума и стука;
состояние колёсных пар.
При обнаружении проката на бандажах колесных пар, произвести запись о неисправности в книге поезда, сообщить об этом диспетчеру конечной станции и диспетчеру парка, далее действовать согласно их указаниям. Ответственность за прокат колесных пар устанавливает комиссия парка.
2.16. В случае обнаружения на нулевом рейсе какой-либо неисправности водитель должен действовать в соответствии с пунктами 4.9, 4.10, 4.19, 4.20 настоящей инструкции.
2.17. На нулевом рейсе водитель обязан останавливать трамвайный вагон (поезд) на всех обязательных остановках и производить посадку и высадку пассажиров во все вагоны и двери поезда.
2.18. По прибытии трамвайного вагона(поезда) на конечную станцию водитель обязан:
оформить приемку вагона в путевом листе (наряде на работу водителя) и в книге вагона в соответствующей графе указать дату, свою фамилию, табельный номер и сверить запись личной подписью,
произвести осмотр вагона, оформив осмотр в путевом листе – в соответствующей графе указать время осмотра салона и заверить запись личной подписью.
СМЕНА ВОДИТЕЛЕЙ И ПРИЕМКА ПОЕЗДА НА ЛИНИИ.
2.19. Смена водителей и сдача трамвайного вагона (поезда) должна производиться только в пункте, указанном в путевом листе (наряде на работу водителя),
2.20. Запрещается передавать управление сменяющему водителю или другому лицу (п. 1.20 настоящей инструкции), если он находится в болезненном состоянии, в состоянии алкогольного, токсического или
наркотического опьянения.
Водитель должен о своих подозрениях сообщить диспетчеру парка, диспетчеру конечной станции или ближайшему линейному работнику и действовать в соответствии с п. 2.28 настоящей инструкции.
2.21. При сдаче трамвайного вагона (поезда) водитель, убедившись в наличии у сменяющего водителя путевого листа (наряда на работу водителя) с допуском к работе на данном вагоне (поезде), сообщает ему:
о техническом состоянии вагона (поезда);
об изменениях в движении по трассе маршрута, полученных им распоряжениях о режиме движения вагона (поезда);
о состоянии пути и контактной сети;
о результатах осмотра салона (салонов).
Для передачи устных и письменных сообщений, сменяющийся водитель должен сопровождать вагон (поезд), находясь в салоне один - два перегона от пункта смены.
2.22. Приступающий к работе водитель должен действовать в соответствии с п.п. 2.1 - 2.4 настоящей инструкции.
2.23. Водитель, принимающий смену, должен убедиться в наличии:
пакета документов по обязательному страхованию транспортных средств,
Талона о прохождении технического осмотра транспортного средства
книги вагона и правильности её оформления,
закрепленного за вагоном (поездом) инструмента и экипировки.
2.24. Водитель, принимающий смену, обязан проверить исправность оборудования и эффективность действия тормозов и убедиться в отсутствии прокатов бандажей колесных пар. Обнаружение проката
оформляется в книге поезда за личной подписью обоих водителей.
2.25. Принимать трамвайный вагон (поезд) с неисправностями, угрожающими безопасности движения, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Неисправности должны устранять оба водителя и (или) линейный слесарь. При невозможности устранения неисправности водители обязаны сообщить об этом диспетчеру конечной станции или контролёру и выполнять их распоряжения.
2.26. При обнаружении неисправностей, не указанных сдающим смену водителем, действовать в соответствии с пунктом 4.23 настоящей инструкции.
2.27. Приемка трамвайного вагона (поезда) оформляется личной подписью водителя в книге вагона.
2.28. В случае неявки сменяющего, водитель обязан сообщить об этом диспетчеру конечной станции и продолжить работу, но не более одного оборотного рейса, при условии, что общая продолжительность
работы (с учётом подготовительно-заключительного времени) не будет превышать 10 часов, после чего вагон (поезд) направляется в парк по письменному указанию линейного работника Службы движения.
3. РАБОТА ПАССАЖИРСКОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ЛИНИИ.
ДВИЖЕНИЕ ПОЕЗДА ПО ПЕРЕГОНУ.
3.1. При управлении трамвайным вагоном (поездом) водитель обязан обеспечивать:
безопасность движения;
соблюдение правил дорожного движения;
соблюдение правил технической эксплуатации трамвая;
соблюдение правил технической эксплуатации электроустановок потребителей;
выполнение требований охраны труда;
выполнение действующих приказов, указаний и распоряжений, относящихся к работе водителя;
высокую культуру обслуживания пассажиров;
выполнение расписания движения;
сохранность подвижного состава;
экономный рас ход электроэнергии.
3.2. Во время движения трамвайного вагона (поезда) водителю запрещается:
Отвлекаться от управления поездом, принимать пищу, курить, разговаривать, пользоваться видео- и аудиотехникой (радио, МРЗ-плеер и т.д., в том числе с использованием наушников), мобильным телефоном (в том числе оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук);
размещать в кабине посторонние предметы, препятствующие свободному выходу, отвлекающие внимание водителя и ухудшающие обзор;
провозить в кабине посторонних лиц (в кабине могут находиться закрепленный за водителем стажер или ученик водителя, начальник маршрута или водитель трамвая - наставник при исполнении своих служебных обязанностей);
производить посадку и высадку пассажиров до полной остановки вагона (поезда) и на перегонах между остановочными пунктами, за исключением аварийных случаев или вынужденной длительной остановки, вызванной задержкой движения (пункт 4.10 настоящей инструкции);
приводить в движение и вести вагон (поезд) с открытыми дверьми салона;
осуществлять длительное движение вагона (поезда) на реостатных позициях контроллера водителя (маневровая позиция).
3.3. Водитель обязан вести свой вагон (поезд) через контрольные пункты в соответствии с поездным расписанием, а в случае отправки в рейс с отклонением от расписания - с заданным временем пробега, не создавая при этом препятствий для нормальной работы другим водителям (затяжки движения, излишние простои и т.п.).
3.4. При проезде мимо контрольного пункта на первом или нулевом рейсе водитель обязан проинформировать контролера о номере наряда, по которому он работает, предъявив поездное расписание.
3.5. Водитель обязан вести свой вагон (поезд) со скоростью, не превышающей установленные ограничения (знаки режима движения), с учетом интенсивности движения, дорожных и атмосферных условий,
наполнения салона вагона (поезда).
3.6. Во время управления вагоном (поездом) водитель обязан следить за исправной работой оборудования вагона (поезда), за состоянием контактной сети и путей.
3.7. Дистанция безопасности за впереди идущим транспортом выбирается в зависимости от дорожных условий и скорости движения, которая позволила бы своевременно остановить вагон (поезд) и предотвратить ДТП.
3.8. Запрещается следовать за впереди идущим поездом на расстоянии менее 60 метров при скорости движения до 20 км/час и, менее 120 метров при скорости свыше 20 км/час.
3.9. При разъезде со встречным поездом водитель обязан выключить контроллер, при необходимости снизить скорость для обеспечения безопасности движения.
Скорость движения мимо стоящего поезда не более 15 км/час;
Движение запрещено, если при разъезде 2-х поездов на междупутье находится человек.
3.10. Следовать укороченным рейсом или по измененному маршруту разрешается только по письменному распоряжению диспетчера парка, диспетчера конечной станции или линейного работника Службы движения, записанному в путевом листе (наряде на работу водителя).
Водитель обязан предупреждать пассажиров об изменении пути следования
3.11. В случае опоздания водитель может производить нагон времени из расчета 5 мин. на 1 час пробега.
Запрещается нагон времени при отправлении подвижного состава по вновь рассчитанному интервалу (при введении положений или интервальном роспуске) и водителям, заканчивающим движение на маршруте.
3.12. В случае отклонения от заданного времени пробега, водитель обязан зафиксировать на лицевой стороне путевого листа (наряде на работу водителя) в графе «Сведения о задержках движения» адрес, время начала и окончания простоя на линии, причину простоя на линии, которые заверяются личным штампом диспетчера.
3.13. При проезде мимо шествий и колонн воинских частей скорость не более 10 км/час.
При проезде мест скопления пешеходов(2-х и более человек), скорость не более 5 км/час.
3.14. При проезде регулируемых пешеходных переходов дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части.
3.15. При проезде нерегулируемых пешеходных переходов водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть;
3.16. При появлении пешеходов на проезжей части вне зоны пешеходного перехода, снизить скорость движения, вплоть до полной остановки, обозначая свое присутствие светом, звуком, и установить с пешеходом зрительный контакт;
3.17. При движении по смещенному обособленному пути с целью обозначения движущегося транспортного средства водитель должен включить ближний свет фар.
3.18. В случае заболевания и невозможности продолжить управление поездом, водитель обязан остановить вагон (поезд) и сообщить об этом Старшему диспетчеру диспетчерского отдела Службы движения или водителю сзади идущего поезда. Водитель следующего вагона (поезда) обязан произвести сцепку с вагоном (поездом) заболевшего водителя (Инструкция по сцепке и буксировке приложение № 2 к ДИ),
перейти в кабину первого вагона и довести поезд без пассажиров до ближайшей конечной станции или парка.
ОСТАНОВКА ПОЕЗДА. ПУСК ПОЕЗДА.
3.19. Водитель обязан останавливать вагон (поезд):
на остановочных пунктах;
по запрещающему сигналу светофора или регулировщика;
по требованию сотрудников милиции, линейных работников «Горэлектротранс»;
для пропуска транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
для пропуска шествий воинских частей, групп детей
при угрозе дорожно-транспортного происшествия (при наличии препятствий движению, угрозе наезда или столкновения);
при сообщении об утечке тока.
Водитель обязан остановить вагон (поезд) экстренным тормозом в случаях, угрожающих безопасности движения, в том числе:
по тревожному сигналу кондуктора, пассажиров, пешеходов или другого лица;
при любом внезапном толчке;
при появлении постороннего стука и шума;
при обрыве или резком колебании контактных проводов, отключении напряжения контактной сети;
в случае если пути залиты водой на высоту свыше 50мм над головкой рельса и протяжённостью более 5 метров.
3.20. При подъезде к остановочному пункту водитель обязан:
снизить скорость движения;
следить за пассажирами, находящимися на посадочной площадке, а в случае, если остановочный пункт находится на проезжей части, за пассажирами следующими на посадку от тротуара к вагону (поезду);
произвести остановку вагона (поезда) плавно, так, чтобы передняя площадка моторного вагона находилась против указателя остановочного пункта;
на вагонах, где управление положением створок дверей оборудовано кнопкой «разрешение», водителю запрещается включать кнопку «разрешение» до полной остановки вагона (поезда) и выключать кнопку «разрешение» до полного оканчания высадки и посадки пассажиров во все двери вагона (поезда);
при скоплении воды, грязи на остановочном пункте остановить вагон (поезд) так, чтобы вода не препятствовала выходу (входу) пассажиров.
3.21. При скоплении вагонов (поездов) (3-х и более) расстояние между стоящими поездами может быть сокращено до 3-х метров, при этом подъезд к стоящему поезду должен быть со скоростью не более 5 км/час, с предварительной остановкой за 15 метров.
3.22. Водители пассажирских вагонов (поездов) обязаны останавливать вагон (поезда) на всех обозначенных остановочных пунктах и производить посадку и высадку пассажиров во все двери салона. При наличии указателя «Остановка для двух трамваев одновременно» и наличии на остановке трамвая, водитель должен производить остановку согласно пункту 3.21. настоящей инструкции.
3.23. Допускается проезд мимо остановочных пунктов со скоростью не более 5 километров в час:
при следовании неисправных вагонов без пассажиров к месту ремонта;
при движении по специальному наряду;
при движении служебных вагонов (поездов);
при движении находящихся в обкатке вагонов (поездов).
3.24. На остановочном пункте, после полной остановки водитель обязан:
при наличии уклона зафиксировать вагон (поезд) стояночным тормозом (где это предусмотрено конструкцией);
открыть все двери салона вагона (поезда) для высадки и посадки пассажиров;
объявить название остановочного пункта и довести до пассажиров информацию по безопасности движения (при движении по изменённому маршруту - путь следования);
следить за высадкой и посадкой пассажиров, при необходимости входа/выхода инвалида в инвалидном кресле-каталке:
убедившись, что нагон (поезд) надежно удерживается на месте, поставив рукоятку реверсивного вала контроллера вположение «0», снять ее и взять с собой. Если предусмотрено конструкцией вагона допускается не снимать рукоятку реверсивного вала контроллера при блокировании цепей управления с помощью встроенного замкового устройства;
отключить все высоковольтные электрические цепи;
надеть сигнальный жилет и хлопчатобумажные рукавицы;
закрыть дверь кабины и выйти из вагона;
открыть фиксаторы и выдвинуть или откинуть аппарель;
помочь произвести посадку/высадку пассажиру в инвалидном кресле;
убрать и зафиксировать аппарель;
проследить за переходом кондуктора из вагона в вагон (при работе 1 кондуктора на парном поезде);
на оборотной конечной станции проследить за возвращением в салон кондуктора после отметки у датчика карты конечного пункта (ККП).
3.25. Перед отправлением вагона (поезда) с остановочного пункта водитель обязан:
объявить пассажирам об окончании посадки;
объявить название следующей остановки и путь следования при отклонении от установленного маршрута, периодически доводить до сведения пассажиров установленную информацию об оплате проезда и т.д. Объявление не установленной информации запрещается;
закрыть все двери вагона (поезда);
начинать движение с остановочного пункта только убедившись, что посадка и высадка пассажиров закончена;
убедившись в безопасности движения, оттормозить вагон (поезд) и произвести плавный пуск;
запрещается начинать движение и вести вагон (поезд) с открытыми дверями.
3.26. ЗАПРЕЩЕНО движение вагона (поезда) с не полностью закрытыми дверями.
УПРАВЛЕНИЕ ПОЕЗДОМ НА ПОДЪЕМАХ И СПУСКАХ.
3.27. Скорость движении трамвайного вагона (поезда) на мостах, уклонах и путепроводах не должна превышать скорости, установленной соответствующим знаком.
Если на указанных участках скорость движения не ограничена, то водитель обязан выбирать скорость в зависимости от дорожных условий и профиля пути.
3.28. Если перед началом спуска установлен знак «Техническая остановка», водитель обязан остановить вагон (поезд) с целью проверки действия тормозов. При обнаружении неисправности хотя бы одного вида тормозов водитель обязан произвести высадку пассажиров (согласно п. 4.10 настоящей инструкции), сообщить Старшему диспетчеру Диспетчерского отдела Службы движения и следовать в парк или до
ближайшей конечной станции, обеспечивая безопасность движения. Скорость движения не должна превышать 10 км/час.
3.29. На затяжных спусках запрещается движение на ходовых позициях контроллера водителя.
3.30. Скорость движения на спецустройствах разводных мостов должна быть не более 10 км/час.
3.31. Дистанция между вагонами (поездами) на подъемах и спусках выбирается в зависимости от их скорости и дорожных условий, но не менее 120 м.
3.32. Приближение вагона (поезда) к стоящему впереди вагону (поезду) разрешается на расстояние:
не менее 60 метров на Пискаревском путепроводе в оба направления, эстакаде Володарского моста (вдоль реки Невы), Кронштадтском путепроводе;
не менее 30 метров на остальных подъемах и спусках.
3.33. Водителю запрещается оставлять вагон (поезд) при вынужденных остановках на подъемах и спусках.
УПРАВЛЕНИЕ ПОЕЗДОМ НА КРИВЫХ УЧАСТКАХ ПУТИ, ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО СТРЕЛКАМ И КРЕСТОВИНАМ.
3.34. При движении вагона (поезда) по кривым участкам пути скорость движения не должна превышать скорость, указанную на знаке режима движения.
3.35. При проезде кривой, обозначенной знаком «негабаритная кривая», преимуществом проезда пользуется водитель, управляющий вагоном (поездом), идущим по направлению со стороны черной стрелки, обозначенной на знаке.
3.36. На крестовинах трамвайных путей скорость движения должна быть не более 15 км/час. Проезд всего поезда по крестовинам должен проходить при выключенном контролле