Межпредметные и межкурсовые связи: география
Этап урока, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные Учебные Действия ученика |
I. Самоопределение к деятельности. | - Добрый день, ребята! Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Какой раздел истории мы с вами изучаем? Мы изучили родину шахмат, хлопка, современных цифр, которые мы неточно называем арабскими? О какой стране идет речь? Правильно, Индия. 1 номера достают из конверта задания. 1 вариант – для А, вариант 2 – для Б. Время 3 минуты. Поменялись листочками. Проверили ответы - посчитали количество правильных ответов, поставили оценку. Написали, кто проверил. 2 номера сложили работы в конверт. | Древний Восток. Древняя Индия Работа в парах. Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Самопроверка задания. Ответы не даны. | Л: мотивация, смыслообразование; П: моделирование, построение логической цепи рассуждений; Р: коррекция, волевая саморегуляция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Актуализация. | Работа с картой. Мы с вами на материке – Евразия, перемещаемся на восток -
По карте назовите, какие страны мы изучили. Следуя по карте, учащиеся называют – Северная Африка - Египет, Западная Азия - Финикия, Палестина, Ассирия, Персия, Южная Азия - Индия, далее – Восточная Азия - Китай.
Свое государство китайцы называли Поднебесной империей? Почему?
Вывод:
Они поклонялись небу и считали, что все природные явления зависят от воли небес.
Почему именно Китаем, мы завершаем изучение Древнего Востока.
Фиксируется факт №1: Удаленность Китая от других стран.
Описывая свое государство, древние китайцы называли его «срединным»? Какой возникает вопрос?
Факт №2
Изолированность Китая
А что вы ожидаете узнать об этой стране?
Какими источниками информации мы будем пользоваться?
А чтобы легче и интереснее было изучать - составим маршрутный лист.
Работа с картой – интерактивная, атлас, контурная карта.
1. Назовите реки Китая.
2.Укажите красным цветом территории древнекитайских государств 12 – 13 веков до нашей эры.
3. Назовите их.
Обозначьте стрелками набеги гуннов.
4. Какие полезные ископаемые есть в Китае.
5. Найдите основные районы земледелия.
Какой вывод можем сделать.
Китай расположен в Восточной Азии. На его территории протекают две реки – Янцзы и Хуанхе. Долины этих рек наиболее благоприятны для земледелия.
Китай богат полезными ископаемыми.
Это способствовало развитию ремесла.
В древности жители называли Хуанхе рекой «тысячи бедствий» или «рекой слез». Почему?
Работа с документом.
Миф о Юе.
У каждого ученика есть документ.
1. Как в мифе показаны масштабы великого бедствия?
2. Что в Китайском мифе о Юе совпадает с мифом шумеров.
3. Сравните поступки главных героев. Что в них общего и что различное.
Физкультминутка.
Динамическая пауза.
| Воспроизводят знания в устной форме, проговаривают материал. Высказывают свое предположение по очереди. №1 – предлагают наиболее интересные варианты. Китай – на краю пояса цивилизаций Древнего мира. Она удалена от других стран. Далее на востоке стран больше нет. Формулируют проблему: Почему китайцы считали свою страну «срединной»? Высказывают свое предположение по очереди. №2 – предлагают наиболее интересные варианты. Место расположения, климат, правление, достижения культуры. Карта, атлас, учебник, фильм, презентация. Учащиеся работают с атласом. Наносят необходимые обозначения. Заполняют маршрутный лист. Формулируют задание. Групповая работа. Отвечают вслух, дополняют друг друга. Самостоятельно работают в контурных картах. Помогают друг другу. Проверка ответов (коллективная) Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор. Ребята поясняют, что так же как и в Египте и Месопотамии приходилось вести борьбу с разливами и наводнениями. Они строили оросительные каналы и дамбы. Один читает. Команда отвечает на вопросы. | П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника Выявляет уровень знаний, необходимых для усвоения нового материала. |
III.Формулирование проблемы | Дается фрагмент фильма. Ребята, для кого могли построить такие захоронения? Кому могла принадлежать эта армия? Мы можем предположить, что это за личность? Вы смогли сразу правильно выполнить задание? Что вызвало у вас затруднение? Почему? | Учащиеся предполагают. Высказывают свою точку зрения. Фиксируют возникшее затруднение. Причина – не знают подробности жизни и деятельности этого человека. | П: формулирование проблемы; Р: целеполагание; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор |
IV. Формулирование темы урока, постановка задач урока. | Как можно назвать тему нашего урока? Какой возникает вопрос? Какова будет тема нашего дальнейшего изучения? Чему мы сегодня должны научиться? У вас есть памятка, которая вам поможет при работе. | Учащиеся предлагают свою тему урока. Формулируют вопросы. Формулируют тему. Правление Цинь Шихуанди Задача: · кто такой Цинь Шихуанди · Как управлял Китаем · Что происходило в Китае в годы его правления | |
V. Построение проекта выхода из затруднения. | Проблемная ситуация. Откройте параграф 19, стр. 105. Прочитайте текст учебника со слов в 221 году до н.э. Можем мы по ученику ответить на все вопросы? Что необходимо для этого? Работа с документом. Документ. Работа со справочным материалом. Вывод. Цинь Шихуанди первый китайский император. Объединил и укрепил государство. | Изучают эталон. (групповая работа), сверяют его содержание с теоретическим материалом темы в учебнике. Выдвигают и обосновывают гипотезы. Найти дополнительную информацию. | П: анализ, синтез, подведение под понятие, выведение следствий, моделирование, использование знаково-символических средств, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Р:планирование, прогнозирование; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
VI. Первичное закрепление. | Организует работу по проговариванию способа решения проблемы. Что положительное было во время правления Цинь Шихуанди. Что отрицательного? | Выбирают способ, на котором будет основано решение учебной задачи. Формулируют все «за» и «против». | П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует самостоятельную работу самопроверку по эталону. Работают с памяткой. Заполняют маршрутный лист. | Выполняют самостоятельную работу. Пошаговая самопроверка по эталону. | Р: Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). К:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
VIII. Включение в систему знаний и повторение. | Организует самостоятельное выполнение дифференцированных заданий (маршрутный лист) | Выбирают задания, самостоятельно выполняют задания по выбору. Через 10 минут работа проверяется по эталонам. Ученики сами оценивают результат работы. | Р: планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий), прогнозирование (предвосхищение результатами уровня усвоения, его временных характеристик). Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий). |
IX. Рефлексия. | Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках. | Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оцениваютсвою деятельность и деятельность товарищей. | П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). |
XI. Домашнее задание. | Предлагает задания для домашней работы: работа с маршрутным листом |