Автор проекта | ||||||
Фамилия, имя, отчество. | Николаева Валентина Викторовна | |||||
Город, область | ||||||
Номер, название ОУ | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад | |||||
Описание проекта | ||||||
Название темы вашего учебного проекта | ||||||
«Вода — Волшебница» | ||||||
Краткое содержание проекта | ||||||
Проект направлен на формирование у дошкольников первичных представлений об объектах окружающего мира; о свойствах объектов (воды). На развитие любознательности и познавательной мотивации. Формирование позитивных установок к творчеству. Реализация проекта осуществляется через следующие формы деятельности: рассматривание, наблюдение, игры экспериментирование, чтение художественной литературы, ситуативные разговоры с детьми, создание книжки-малышки. | ||||||
Образовательные области | ||||||
Проект реализуется через следующие образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. | ||||||
Возраст дошкольников, группа | ||||||
5-6 лет (старшая группа) | ||||||
Приблизительная продолжительность проекта | ||||||
2 недели | ||||||
Основа проекта | ||||||
Образовательные стандарты | ||||||
Формирование у дошкольников первичных представлений о воде, ее состояниях; развитие познавательных интересов, любознательности; развитие навыков наблюдения экспериментирования; развитие воображения и творческой активности; формирование способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения | ||||||
Планируемые результаты обучения | ||||||
После завершения проекта дошкольники приобретут следующие умения: - личностные: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельности, способность к принятию собственных решений. - метапредметные: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности, расширение словарного запаса - предметные: у дошкольников сформированы представления о значении воды в жизни человека, расширены представления о свойствах воды; | ||||||
Вопросы, направляющие проект | ||||||
Основополагающий вопрос | Можно ли жить без воды? | |||||
Проблемные вопросы учебной темы | Нужна ли вода человеку? | |||||
Учебные вопросы | Где можно встретить воду? Какая бывает вода? Кому еще нужна вода? Как мы заботимся о воде? | |||||
План оценивания | ||||||
График оценивания | ||||||
До работы над проектом | Воспитанники работают над проектом и выполняют задания | После завершения работы над проектом | ||||
1. Беседа с детьми для выяснения первоначального опыта, знаний и интересов детей. 2. Ознакомление родителей и детей с планом проекта 3. Мозговой штурм. 4. Представление буклета 5. Разработка критериев самооценки детей. | 1. Познавательно-исследовательская деятельность (эксперименты, экскурсии, наблюдения) 2. Дидактические игры. 3. Подвижные игры. 4. Слушание и обсуждение. экологических сказок, заучивание стихов, разгадывание загадок. 5. Художественно-эстетическое творчество (рисование) 6. Создание мини-лаборатории «Волшебная капелька» | 1. Итоговое занятие. 2. Выставка детских работ. 3.Анкетирование родителей 4.Рефлексия | ||||
Описание методов оценивания | ||||||
Методы оценивания используемые нами для выявления опыта воспитанников и постановки учебных задач: стартовая презентация— выявление интересов и опыта участников проекта; мозговой штурм — позволяет участвовать во взаимодействии всем детям, развивая навыки эффективной коммуникации, позволяет оценить понимание детьми учебного материала, скорректировать план и сроки работы над проектом; план проекта — позволяет воспитателю оказать помощь в планировании времени, детям и родителям чувствовать ответственность за выполнение проекта; продукты учебной деятельности — позволяют оценить уровень усвоения знаний по теме проекта; анкета для родителей— позволяет узнать мнение родителей об успешности проекта; рефлексия— ситуативные беседы с детьми, позволяющие выявить уровень имеющихся знаний, умений, навыков и правильно подобрать материал для мониторинга успешного обучения каждого ребенка, кроме того дети получают возможность обсудить с педагогом свои потребности и интересы, что поможет им установить связь между опытом и работой в проекте. | ||||||
Сведения о проекте | ||||||
Необходимые начальные знания, умения, навыки | ||||||
Объем знаний и умений, в соответствии с программными требованиями, о свойствах и состояниях воды, умение выполнять рисунки, выражать свои чувства и эмоции в соответствии с возрастом. | ||||||
Учебные мероприятия | ||||||
| ||||||
Материалы для дифференцированного обучения | ||||||
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) | Дополнительные практические занятия, беседы и наблюдения, чтение дополнительной литературы. Дополнительная работа с родителями. Определение ребенка в группе. | |||||
Одаренный ученик | Самостоятельно работает со знакомым материалом: проводит опыты, эксперименты, делает выводы | |||||
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта | ||||||
Технологии — оборудование (отметьте нужные пункты) | ||||||
Фотоаппарат, лазерный диск, видеомагнитофон,компьютер(ы), принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, видео-, конференц-оборудование, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений, телевизор | ||||||
Технологии — программное обеспечение (отметьте нужные пункты) | ||||||
СУБД/электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM | ||||||
Материалы на печатной основе | 1.Киселева Л.Г. «Формирование экологической культуры дошкольников» Волгоград издательство «Учитель» 2008 - 170 с. 2.Смирнова В.В. «Тропинка в природу» Экологическое образование в детском саду» Санкт-Петербург. Издательство «Союз» 2010 - 208с. 3.Кондаурова Т.И. «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет» Волгоград Издательство «Учитель» 2011 — 172с. 4.Масленникова О.М. «Экологические проекты в детском саду» Волгоград Издательство «Учитель» 2010 — 232с. | |||||
Другие принадлежности | ||||||
Интернет-ресурсы | Список веб-адресов, необходимых для проведения проекта | |||||
Другие ресурсы | Экскурсии, эксперименты, родители. | |||||
Приложение
Занятие по экологии «Волшебница вода»
Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность.
Словарная работа: ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Приучать отвечать полным ответом.
Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера; опыты (превращение снега в воду и др.); беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде».
Материалы и оборудование: Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, марганцовка, ложечки, тазик, сосуды разной формы, белый лист бумаги, стаканчики с молоком, салфетки, символы, обозначающие свойства воды.
Ход занятия:
Дети играют в приемной. Включается аудиозапись «Ручеек».
- Ребята, слышите? Что это? (ответы детей)
- Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие. Проходите в группу.
- Вы догадались, о чем будет наше занятие? Отгадайте загадку:
Она и в озере, она и лужице
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит.
Что это? (вода)
- О чем мы сегодня будем говорить на занятии?
- Да о воде. - Где можно встретить воду? (ответы детей)
- Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить
Без неё нам не прожить.
- А что такое вода? (Ответы детей)
- Мы сегодня попробуем немного узнать о воде.
Опыт 1. Подойдите к тазику, возьмите стаканчики с водой и вылейте в тазик. Что вы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили)
Перельём воду в разные бутылочки.
Вывод: вода - это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы.
- Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ.
(прикрепить на доску)
- Садитесь за столы, продолжим наше занятие в лаборатории.
- Как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Давайте проверим.
Опыт 2. «Вода бесцветная»
На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой. - Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)
- Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Видно картинку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Поему через стакан с водой картинку видно?
Вывод: Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная. (перед детьми вывешивается символ этого свойства).
- Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом?
Опыт 3. «Вода может изменить свой цвет»
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка.
- я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках?
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
- А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. (Вывешивается символ).
Опыт 4. «Вода может принимать любой вкус»
- давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей) Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей)
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.
Опыт 5. «Вода не имеет запаха»
- А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. (Вывешивается символ этого свойства воды)
- Подойдите, пожалуйста, к доске. О чем мы сегодня говорили на занятии? Расскажите, что вы сегодня узнали о воде?
- Понравилось вам наше занятие. Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное. Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Наше занятие закончено. Молодцы!
« Значение воды в жизни человека»
Цель: рассказать о назначении воды в нашей жизни, показать где, каком виде существует вода; дать детям первые элементарные знания о круговороте вода в природе; развивать познавательный интерес к природе; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Предварительная работа: разучивание стихотворений, загадок о воде.
Развивающая среда: широкие и длинные полоски голубой бумаги, шапочки «капельки», красные и синие карточки, глобус.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята! Я предлагаю вам отгадать загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю капает опять. (Вода)
Воспитатель: Правильно, это вода.
(Ребенок читает стихотворение о воде)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по морям и океанам. Начнем мы свое путешествие с реки.
А как же «рождается речка»? Хотите узнать?
(Приглашаю к себе детей, кладу самую широкую и длинную голубые полоски бумаги).
Воспитатель: На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков.
Хотите сделать свою большую реку?
Самая широкая и длинная полоска бумаги превратиться в главную речку, остальные в ручейки. Расположите голубые полоски так, чтобы ручейки впадали в большую реку.
Вот так много воды.
У нас есть река с которой мы начнем наше путешествие.
Воспитатель: Ребята, а на чем мы сможем отправиться в путешествие по воде?
Давайте построим корабль.
А чтобы нам не затеряться в морях и океанах, я предлагаю взять с собой глобус.
Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем намного больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой. Голубой краской изображена на глобусе вода, все моря и океаны нашей планеты. Они занимают в два раза больше места, чем суша.
Воспитатель: Ребята, как мы используем воду?
Воду пьют все на свете. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает ток. И моет всех тоже вода. Умываются люди, умываются машины, принимают душ города, дороги. А еще вода – самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, по океанам и морям день и ночь плывут суда – везут тяжелые грузы и пассажиров. Раньше люди видели в ней первооснову всего существенного на Земле, ей поклонялись, как божеству, дарующему жизнь, ее боялись, как неведомую и опасную силу, ей приписывали магические свойства. С давних времен вода служила для защиты от врагов.
Люди не редко селились не на суше, а на воде, в постройках, возведенных на сваях, вбитых в дно реки или озера. Такой дом был надежно защищен от зверей и врагов. Казалось бы, на Земле много воды, проблем не будет. Но большая часть воды сосредоточена в морях и океанах и содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению. На долю пресных вод приходиться малая часть. Потому воду нужно беречь. Без воды не замесить тесто для хлеба, не сделать ни бумаги для книг, ни ткань для одежды, ни конфеты – ничего не сделать без воды! Вот она какая, вода!
Воспитатель: Дети, подумайте, откуда берется вода в кране?
Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается.
В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.
К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
Загадка:
Кругом вода, а с питьем беда? (Море)
Незаметно, мы выплыли в открытое море.
(На острове подвижная игра «Ходят капельки по кругу»).
Появляется доктор Айболит.
Доктор Айболит: Ребята, вы знаете, что в морях очень много водорослей, они образуют целый лес. Морские водоросли очень полезные. Это целая аптека с витаминами. А еще из водорослей делают мое любимое лекарство, которого больше всего на свете боятся маленькие дети. Кто догадался, что это за лекарство? (Йод).
Доктор Айболит открывает дорожную аптечку и показывает йод.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад (Возвращаемся через океан).
Океан – это самое большое водное пространство.
Игра «Вода – не вода».
Дети послушав стихотворение, скажите, откуда пришла вода?
Стихотворение о воде.
Спросил на днях малыш соседа
У струйки, льющейся из крана:
Откуда ты? Вода в ответ:
Издалека, из океана!
Потом малыш гулял в лесу
Росою искрилась поляна.
- Откуда ты? – спросил росу.
И я, дружок из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
- Поверь, и я из океана!
- Ты газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана донесся шепот:
- Знай, малыш, и я пришла и океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
Откуда ты? Ты кто такой?
В звонкой льдинке и слезинке,
И в дождинке, и в росинке –
Нам откликнется всегда Океанская вода!
Воспитатель: Жизнь на Земле зародилась из воды. Вода необходима не только, людям, но и растениям, животным – всему живому на земле.
Поэтому ее нужно беречь и охранять.
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги –
Мы ведь не планете не одни!
Воспитатель: Ребята, вот мы и вернулись в наш детский сад.
Понравилась вам путешествие?
Что нового узнали?