В практике градостроительства наряду со специализированными центрами города создается обширная сеть общественных зданий обслуживающего назначения. Сеть обслуживания представляет собой комплекс однородных по функции учреждений, равномерно расположенных по территории города и обслуживающих отдельные его элементы. Это, например, сети учреждений образования, здравоохранения, торговли, общественного питания и т. д.
Здания, в которых размещают обслуживающие учреждения разного назначения, группируются в комплексы — общественные центры. Городские центры, центры жилых районов и микрорайонов; центры в местах приложения труда и зонах отдыха составляют систему центров, которая должна быть органически связана с архитектурно-планировочной структурой города. Организация обслуживания населения и создание стройной системы культурно-бытовых учреждений города составляют одну из важнейших проблем градостроительства. Ее решение создает наиболее комфортные условия проживания в городе, позволяет удовлетворять разнообразные потребности населения при разумном использовании времени.
Учреждения обслуживания города должны быть организованы в единую систему, охватывающую селитебные территории, места приложения труда и зоны массового отдыха с учетом особенностей обслуживания в каждой из этих зон и их взаимосвязи.
В нашей стране культурно-бытовое обслуживание населения организуется по ступенчатой системе. Население пользуется теми или иными учреждениями повседневно, периодически или эпизодически. В соответствии с этим и характером учреждений определяются ступени обслуживания, которые представляют собой взаимосвязанную систему общегородского, районного и микрорайонного обслуживания. Важнейший принцип ступенчатой организации обслуживания — совместное размещение учреждений в общественном центре.
Каждая ступень обслуживания, как правило, соответствует структуре городской застройки: повседневное обслуживание сосредоточивается в микрорайоне, периодическое — в жилом районе, эпизодическое имеет общегородское значение.
Первая ступень: учреждения повседневного обслуживания населения, которые размещаются в микрорайоне из расчета не свыше 5—7 мин ходьбы от наиболее отдаленных жилых домов, что соответствует пешеходной доступности в пределах 500 м или геометрическому радиусу обслуживания около 500 м. К повседневному обслуживанию относятся: детские ясли-сад, общеобразовательная школа, столовая-кафе, продовольственный магазин с отделом промтоваров, жилищно-эксплуатационная контора, парикмахерская, мастерские мелкого ремонта, отделение связи и сберкасса, аптека, раздаточный пункт детской молочной кухни, приемный пункт химчистки, комплекс физкультурных площадок и микрорайонный сад, тепловой узел, трансформаторные подстанции, стоянка легковых автомобилей и др.
Вторая ступень объединяет учреждения периодического обслуживания населения, которые размещаются в жилом районе из расчета 15—20 мин ходьбы, что соответствует пешеходной доступности в пределах 1500 м или геометрическому радиусу обслуживания около 1500 м. Районные административные учреждения, кинотеатры, клубы, спортивные сооружения, библиотеки, магазины и др.
Третья ступень — это учреждения эпизодического обслуживания общегородского значения, размещение которых ограничивается лишь временем транспортной доступности. Учреждения эпизодического пользования обслуживают население всего города. Сюда относятся административно-деловые учреждения, театры, крупные кинотеатры и библиотеки, музеи, выставочные залы, специализированные магазины, крупные универмаги, салоны, дома моделей, рестораны и др. Время, затрачиваемое населением на поездки в эти учреждения, при составлении генеральных планов обычно лимитируют в пределах 30 мин. Учреждения эпизодического пользования, особенно в крупных и крупнейших городах, размещают также в пригородных и зеленых зонах (спортивные сооружения, специализированные учреждения отдыха и лечения, загородные музейно-выставочные комплексы и др.).
Подобная система обслуживания отличается достаточной гибкостью и легко трансформируется в зависимости от конкретных градостроительных условий.
Для удовлетворения потребностей человека необходимо наличие определенных видов культурно-бытового обслуживания. Каждый из этих видов, как правило, имеется на всех ступенях обслуживания. В пределах одного вида обслуживания каждой ступени соответствуют свои учреждения, отличные от учреждений других ступеней.
В настоящее время учреждения эпизодического пользования все более тяготеют к транспортным коммуникациям. Это прогрессивная тенденция, однако размещение общественных объектов вдоль магистралей требует обязательного разделения транспортного и пешеходного движения.
В зависимости от конфигурации территории жилого района, ее размер может быть от 150 до 400 га. Размещение общественного центра в геометрическом центре территории обеспечивает максимальную зону обслуживания (150—400 га) жилых районов, но в конкретных условиях это не всегда возможно. При смещении общественного центра к периферии зона обслуживания в пределах того же радиуса обслуживания значительно сокращается.
Целесообразность эксцентричного размещения центра возрастает в жилых районах с небольшой территорией.
Важнейшее условие правильного размещения общественного центра — наличие транспортной связи с соседними районами и центром города, с промышленной зоной, зоной отдыха. Общественный центр рекомендуется размещать вблизи точек выхода основных пешеходных путей района к транспортным магистралям. Общественный центр следует размещать на расстоянии 40—60 м от жилых домов и отделять защитной полосой декоративной зелени.
Рис. 7 Система общественных центров селитебной территории.
Рис. 8 Пример выполнения курсовой работы. Схема транспортной структуры города. Масштаб 1:50 000.
Как видно из теоретической части работа над третьей схемой курсовой работы состоит из двух частей. Сначала студенту предлагается разработать транспортный костяк города (систему магистральных улиц и дорог), опираясь на вышеизложенные принципы и правила проектирования транспортной сети. Приветствуются интересные и необычные композиционные решения, отвечающие ранее созданной рельефной и ландшафтной ситуации.
Затем на эту структуру наносится сеть общественных центров города исходя из требований пешеходной доступности и рационального размещения на его территории.
Масштаб схемы увеличивается вдвое для возможности более детальной проработки.
На схеме соответствующими условными знаками обязательно выделить магистральные улицы районного и городского значения, все три уровня общественного обслуживания, указать радиусы обслуживания.
В пояснительной записке описывается транспортная структура и сеть обслуживания, даются пояснения к рациональности конкретного решения.
Рис. 9 Схемы построения уличных сетей.
Планировочная организация селитебной территории города.