СМИ: понятие и виды.
СМИ или масс-медиа – любое средство, служащее для передачи массовой коммуникации.
Массовая коммуникация – созданная индивидом или группой людей сообщение, направленное по средствам технических средств большой аудитории.
Традиционно выделяют 8 видов СМИ:
- книги
- газеты
- журналы
- радио (конец 19, начало 20 века)
- кино
- телевидение
- интернет
- различные носители информации (пластинки, кассеты, карты памяти)
Словолитный процесс Иоганна Гуттенберга.
Словолитный процесс – изготовление в больших количествах одинаковых литер.
Литера (от лат. Litera – буква) – это прямоугольный металлический или деревянный брусок с рельефным зеркальным изображением буквы или знака на одной из его сторон.
Словолитный процесс состоит из 4 этапов:
- на торце металлического бруска с прямоугольным сечением гравировалось рельефное зеркальное изображение шрифтового знака. В качестве материала использовалась сталь. В русскоязычной технической литературе брусок называется пуансон.
- пуансон вдавливается в более мягкую металлическую пластину, в результате чего на ней получалось углублённое обозначение шрифтового знака. Такая пластина называлась матрица (от лат. Matrix – исток, начало). Для изготовления матриц было необходимо подобрать металл, который бы легко поддавался теснению и не размягчался бы при заливке в него другого раскалённого металла, из которого изготавливались литеры. Она делалась из меди.
- матрица помещалась в словолитную форму скорее всего она представляла собой детали, составленные таким образом, что между ними возникало пространство, снизу это пространство закрывалось матрицей. Словолитная форма изготавливалась из бронзы или латуни.
- сверху, в отверстие полости заливался расплавленный металл, в результате получалась литера. По одной версии для изготовления литеры Иоганн Гуттенберг использовал сплав из 70% свинца, 25% олова, 5% сурьмы. По другой версии он использовал только олово.
3. Наборный процесс Иоганна Гуттенберга.
Наборный процесс – изготовление печатной формы, составленной из отдельных, заранее отлитых литер. Наборный процесс проходил следующим образом:
1. наборщик смотрел на лист бумаги, который был прикреплён к тенаклю (от нем. Tenakel - подставка для прикрепления страницы рукописи).
2. в соответствии с текстом, наборщик набирал форму, литеры для которой брались из наборной кассы. Наборная касса – ящик, разделённый перегородками на множество отделений по числу шрифтовых знаков.
3. наборщик ставил литеры в верстатку. Верстатка – металлическая пластинка с двумя неподвижными бортами, расположенными под прямым углом и одной передвижной стенкой, устанавливаемой в зависимости от длины набираемой строки.
4. литеры, собранные в строку уже затем помещались в печатную форму.
Печатный процесс Иоганна Гуттенберга.
Печатный процесс – множество изготовленных оттисков или копий, получаемых с печатной формы. Чтобы получить оттиск нужна была краска, бумага, печатный станок. Многие решения при сождании печатного станка И. Г заимствовал из виноделия.
1. талер – (от нем. Teller – стол) – стол где располагается печатная форма.
2. корета – подвижная поверхность.
3. печатная форма – поверхность на которой формируется печатный и пробельный элемент и которая служит для многократной передачи изображения или текста на бумагу.
4. декель – это рамка, обтянутая тканью или пергаментом и помещённая между поверхностью, прижимающей бумагу и печатной формой. Он служит для выравнивания давления при печати. Материал устраняющий неровности поверхностей между печатной формой. На этой же рамке закреплялись иголки пунктуры на которых закреплялись листы бумаги.
5. фрашкет - рамка, предохраняющая поля оттиска от попадения на них краски.
6. винт с ножевым рычагом. Он служит для создания давления между талером и тигелем, от чего зависит качество печати.
7. букса – деревянный брусок, на который крепится тигель.
8. тигель – четырёхугольная прижимная плита, пресс.
Краска, используемая в те времена не подходила, т.к. наносит на металлическую поверхность. Опытным путём И. Г пришлось искать новую краску. В итоге он остановился на краске, состоящей из сажи и льняного масла.
Бумага (от итал. Bombagia – хлопок) – материал из растительных волокон: целлюлозы и древесной массы, соответственным образом обработанный и беспорядочно соединён в тонкий лист.
Пергамент – лист, специально обработанный для письма из кожи животного. Назван в честь города Пергама в малой Азии, где в 3-2 веках до н. э впервые возникало его производство.
5. Продукция типографии И. Гуттенберга. И. Фуст и П. Шеффер.
В 1447 году в городе Майнце И. Г основывает типографию, где начинает печатать небольшие издания – календари, учебники и т. д.
42-строчная библия. Замысел создания библии возник у И. Г в 1450 году. Создание библии – 1452-1455 годы. Текст был отпечатан в 2 колонки по 42 строки. 1 том – 324 листа, 648 строк. 2 том – 317 листов, 634 строки. Отпечатанные листы фальцевали в один сгиб и собирали в 10 листовые тетради. Ни фолиации, ни сигнатуры в библии не было. (Фолиация – нумерация листов, сигнатура – нумерация тетрадей). О тираже высказывались различные мнения. Исследователи утвердили следующие цифры: 150 экземпляров на бумаге и 35 на пергаменте. Шрифт содержал 290 знаков: 47 прописных и 243 строчных буквы, знаки препинания, лигатура.
Иоганн Фуст
был скорее всего ростовщиком или банкиром. Из-за его связи с Иоганном Гутенбергом, Фусту приписывалось изобретение книгопечатания; также он считался учителем и партнером Гутенберга. Некоторые видели в нем покровителя и патрона, который понял ценность изобретения Гутенберга, и снабжал его средствами; другие считают его дельцом, который воспользовался тем, что у Гутенберга не было денег, и отнял у последнего доходы от изобретения. Как бы то ни было, в Хельмаспергеровском нотариальном акте от 6 ноября 1455 года говорится, что Фуст одалживал деньги Гутенбергу (вероятно, 800 гульденов в 1450 году и еще 800 в 1452 году) для того, чтобы тот закончил свою работу, и что в 1455 году Фуст предъявил иск Гутенбергу, требуя вернуть одолженные деньги и проценты (всего 2026 гульденов). Дело выглядит так, что Фуст не платил обещанные 300 гульденов в год, которые должны были тратиться на покрытие расходов, заработные платы и т. д., а также, по словам Гутенберга, обещал не требовать проценты.
Дело решилось в пользу Фуста. Решение суда изложено в нотариальном акте конспективно, и допускает различные толкования. Иногда утверждают, что Фусту перешла вся типография и тираж 42-строчной Библии.
Издательская марка Фуста и Шеффера
После процесса в Майнце открылась другая типография, во главе которой встали Иоганн Фуст и бывший подмастерье Гутенберга Петер Шеффер. Шеффер стал зятем Фуста, женившись на его единственной дочери Кристине. Первым изданием типографии Фуста и Шеффера стала так называемая Майнцская псалтирь, отпечатанная 14 августа 1457, ин-фолио в 350 страниц. Это была первая книга, в которой содержится выходная дата целиком. Псалтирь стала известна, благодаря красоте своих больших инициалов, напечатанных красной и синей краской при помощи составных клише. Псалтирь перепечатывалась с тех же клише (т. е. переиздавалась) несколько раз: в 1459 (29 августа), 1490, 1502 (последнее издание Шеффера) и в 1516-м. Другие издания Фуста и Шеффера:
- «Объяснение церковных обрядов» Гийома Дюрана (Guillaume Durand ;1459), ин-фолио, 160 листов
- Климентины с толкованием Джованни Д'Андреа (Giovanni d'Andrea; 1460), 51 лист
- Святая Библия на латыни (1462), фолио в двух томах, 242 и 239 листов, 48 строк на полной странице
- Шестая книга декреталий, с толкованием Д'Андреа, 17 декабря 1465 года, фолио 1211 листов
- «Об обязанностях» Цицерона, 88 листов.
Петер Шёффер.
Нанятый Фустом, Шеффер был основным работником в типографии Иоганна Гутенберга. После ссоры Фуста с Гутенбергом, Шеффер свидетельствует в суде против последнего. К 1457 году они с Фустом открыли свою типографию, назвавшись «Fust und Schöffer» (Фуст и Шёффер) [2] .
Самые известные работы Шеффера:
- Майнцская Псалтирь (1457)
- «Об обязанностях» Цицерона (1465)
- «Гербарий» Иоганна фон Кауба (Herbarius latinus; 1484)
- так называемый «Сад здравия » (Gart der Gesundheit или Hortus Sanitatis; 1485)
- «Саксонская хроника » Конрада Бото (1492)
«Гербарий» — первый травник, напечатанный в Германии. Компилятивное собрание цитат из арабских и европейских средневековых рукописей. Составителем текста стал франкфуртский врач Иоганн фон Кауб (он же, возможно, автор «Сада здравия»). Ничего неизвестно об авторе иллюстраций, благодаря которым «Гербарий» приобрел большую популярность. В книге описаны и снабжены иллюстрациями 150 растений, а также 96 лекарственных средств. К 1499 году «Гербарий» был переиздан десять раз.
Шефферу приписываются такие нововведения в книгопечатании, как датировка книг, издательская марка (printer’s mark), греческий шрифт, печатание цветными красками и др.
После смерти Фуста, Шеффер сосредоточился на выпуске книг по теологии, гражданскому и церковному праву.
Известно, что Шеффер женился на единственной дочери Фуста, Кристине, и его сыновья также занялись книгопечатанием. Его сын Иоганн выпускал книги с 1503 по 1531 годы. Другой сын, Петер Младший, руководил книгопечатным делом в Майнце (1509—1523), Вормсе (1512—1529), Страсбурге (1530—1539) и Венеции (1541—1542). В 1526 Петер Шеффер Младший напечатал первый Новый завет на английском языке. Перевод подготовил Уильям Тиндейл Иво, сын Петера Младшего, выпускал книги в Майнце в 1531—1555 годах