Систем
Автоматизированная банковская система (АБС) – это система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации, таких, как средства вычислительной техники, телекоммуникационные средства, программные средства, средства создания и заполнения машинной информационной базы или совокупность этих средств, предназначенная для автоматизации банковской деятельности и отвечающая установленным к ней требованиям.
Основными целями внедрения автоматизированных банковских систем являются:
— увеличение возможностей банков в проведении операций на финансовом рынке и обслуживании населения;
— сокращение времени на проведение операций;
— увеличение пропускной способности;
— сокращение численности персонала банка;
— улучшение качества обслуживания клиентов;
— гарантия непрерывного обслуживания клиентов;
— повышение квалификации персонала банка;
— увеличение номенклатуры услуг, предоставляемых банком;
— снижение себестоимости банковских операций.
Таким образом, главная цель автоматизации банковской деятельности состоит в максимизации прибыли за счет неиспользованных ресурсов и повышении качества банковских услуг.
Исторически развитие автоматизированных банковских систем (АБС) прошло ряд этапов:
1 этап. Начальный этап. Основан на использовании автономных рабочих мест банковских специалистов, позволяющих формировать платежные документы и баланс. Этот этап характеризуется относительной простотой реализации, практической независимостью от коммуникаций.
2 этап. Переход к единому операционному дню - естественный шаг на пути к формированию единой банковской бухгалтерии, ориентированной на отчетность (учет, счета, платежки, кредиты, сводный баланс).
3 этап. Создание интегрированных систем банковского учета, нацеленных на расширение аналитических возможностей в многофилиальном банке, в том числе и возможности анализа клиентской базы (клиринг, аналитика, контроль, хранение, филиальная сеть, разграничение полномочий).
4 этап. Характеризуется развитием АБС, направленных на интегрированность в отношении возможностей анализа отчетности и на многофункциональность системы управления банковской деятельностью (многопродуктивность, информативность, связанность, гибкость, мобильность).
5 этап. Создание интегрированных АБС. Характерными чертами такого рода систем являются формирование единого информационного пространства, адаптируемость в зависимости от изменяющихся требований и внешних условий, комплексность решений.
Существуют различные подходы к классификации АБС.
По величине банков, на которые ориентирована АБСа, можно выделить три их категории:
1) для крупных банков. АБС этой категории основаны на концентрации банковских услуг в центральном отделении банка на основе высокопроизводительных микропроцессорных вычислительных систем, которые связаны с многочисленными отделениями банка;
2) для средних банков. АБС этой категории не содержат явно выраженного ядра системы, в них отсутствуют жесткие требования к производительности, способны обслуживать от сотен тысяч до миллиона счетов всех видов, их внедрение и эксплуатация не требует больших затрат, широко используются локальные вычислительные сети, объединяющие АРМ сотрудников банка;
3) для небольших банков. АБС третьей категории носят локальный характер и обслуживают клиентов непосредственно; часто такие системы являются отделениями более крупных банков; используют персональные компьютеры, соединенные в локальные вычислительные сети.
Основная масса предлагаемых на отечественном рынке АБС по стоимости и требованиям к вычислительным средствам рассчитана на средние и небольшие банки.
Автоматизированные банковские системы можно также классифицировать по поколениям. В настоящее время выделяют шесть поколений автоматизированных банковских систем.
1-е поколение: автономные персональные компьютеры; базовый элемент технологии — бухгалтерская проводка; автономные АРМы, не связанные или слабо связанные по данным; обмен информацией на гибких дисках с компьютера на компьютер. В настоящее время не встречаются.
2-е поколение: персональные компьютеры, объединенные в сеть; базовый элемент технологии — бухгалтерская проводка; автономные АРМы, связанные по данным через файлы на сервере; технология «файл—сервер». В настоящее время не встречаются.
3-е поколение: персональные компьютеры, объединенные в сеть; базовый элемент технологии — бухгалтерская проводка, реже — документ; автономные АРМы, связанные по данным и слабо связанные по функциям; технология переходная от технологии «файл—сервер» к технологии «клиент—сервер».
В настоящее время практически не встречаются.
4-е поколение: персональные компьютеры, объединенные в сеть; базовый элемент технологии — бухгалтерская проводка (редко), документ, сделка; автономные АРМы, связанные по данным и иногда по функциям; технология двухуровневая «клиент—сервер». Распространены, в том числе в крупных банках.
5-е поколение: персональные компьютеры в распределенной сети с несколькими серверами приложений; базовый элемент технологии — документ или сделка; логические АРМы, сильно связанные по данным и по функциям внутри локальной вычислительной сети (ЛВС), слабо по данным в пределах распределенной сети; трехуровневая технология «клиент—сервер». Широко распространены.
6-е поколение: базовый элемент технологии — документ (реже) или сделка; логические АРМы, динамически формируемые по компонентной технологии; сильно связаны по данным и функциям. Перспективная технология, единичные разработки.
В АБС ранних разработок (1-3 поколения) базовым элементом была проводка, т.е. любая банковская операция рассматривалась как набор проводок, которые операционист производил практически вручную, заполняя экранные формы. Такая информационная банковская технология называется операционной.
В настоящее время повышается уровень абстракции, и в новых AБС базовым элементом технологии становятся документ — совокупность проводок или сделка — совокупность документов. Например, выдача — сопровождение — возврат кредита. Такие информационные банковские технологии называются документарными и объектными соответственно. В будущем базовым элементом технологии будет клиент, т.е. совокупность связанных с ним сделок.
Еще одним важным критерием классификации АБС является вид информационных банковских технологий, лежащих в основе построения автоматизированной банковской системы.
Операционные технологии построены в виде цепочки операций; информационная технология в этом случае представляет собой набор технологических операций для каждого функционального отдела банка, состыковать которые достаточно сложно. Например, кредитный отдел выполняет операции по договорам, но проводки в баланс делают сотрудники бухгалтерии, вследствие чего происходят постоянные задержки и возможна потеря информации; в основе такой информационной технологии лежит проводка.
Документарные технологии построены на автоматизации документооборота банка; документ перемещается от одного исполнителя (отдела банка) к другому, обрабатывается, автоматически формируются проводки и производятся учетные операции, что позволяет снизить трудозатраты и повысить скорость прохождения процессов. В основе такой информационной технологии лежит документ. Поскольку в обработке документа принимают участие несколько подразделений банка, то важной задачей является координация работы всех подразделений банка и обеспечение их взаимодействия, что возможна только при наличии единого информационного пространства банка. В настоящее время этот вид технологий рассматривается как наиболее удачный для автоматизации банковского дела.
Объектные технологии основаны на том, что одни документы в процессе деятельности банка могут порождать другие, а обработку одних может приводить к изменению других. Если выполняется какая-либо сделка, т.е. любая банковская операция привлечения или размещения средств, покупки (продажи) каких-либо активов, то все документы и проводки по этой сделке выполняются автоматически по цепочке. В основе такой информационной технологии лежит сделка. Приведем в качестве примера объектной технологии процедуру оформления депозитного договора в автоматизированной банковской системе. Операционист вносит в компьютер информацию о заключенном депозитном договоре путем заполнения карточки сделки соответствующего вида, в которой указываются все основные реквизиты договора: срок, процентная ставка, сумма и т.д. АБС автоматически генерирует кассовый документ для внесения наличных средств. После приема наличных денег кассир, который видит документ на экране своего рабочего места, помечает документ как исполненный и система автоматически формирует проводку для отражения данной операции в бухгалтерском учете. Аналогично выполняются любые платежные операции, например, операции начисления или выдачи процентов. Таким образом, депозитный договор отражается в АБС с помощью одной сделки и нескольких документов и проводок, т.е. с помощью объектов трех различных типов.
Существуют и другие основания для классификации АБС.