Упражнение «Яблоко и червячок»




Взаимоотношение педагога с педагогическим коллективом

В педагогических коллективах кроме официальных взаимоотношений складываются и развиваются самые разнообразные отношения, которые возникают стихийно и официально ничем не регламентируются. Характер взаимоотношений влияет на уровень морально-психологического состояния педагогов и проявляется в таких показателях, как уровень удовлетворенности отношениями в коллективе, отсутствие конфликтов среди педагогов, уверенность в своих сослуживцах. Взаимные отношения служат почвой для формирования общественного мнения в коллективе, возникновения коллективных настроений, проявляются в тех или иных традициях, выступают фактором, образующим социально-психологический климат коллектива. Целью нашего семинара-практикума является формирование представления о педагогическом взаимодействии как важнейшем условии эффективности образовательного процесса. Сегодня мы постараемся научиться определять пути и способы решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия педагогов, почувствовать ответственность и вклад каждого участника в решение общих задач, сформировать умение эффективного педагогического общения. Приготовьте листок бумаги и ручку.

Упражнение «Три качества»


Напишите на листе бумаги три своих качества:
1) качество, которое мне помогает в работе;
2) качество, которое мешает в работе;
3) качество, которое я ценю, но понятия не имею, как лучше его проявить в работе.

Дальше всё просто: первое развиваем, второе укрощаем, с третьим экспериментируем.

Упражнение «Яблоко и червячок»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из различных ситуаций.

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций

- конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера. («Сейчас как упаду на тебя и раздавлю»).

- избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера («Вон посмотри, какая там красивая груша»)

- компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны. («Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам»)

- приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. («Такая, видно, у меня доля тяжкая»)

- сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. («Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные»)

Кеннет Томас считает, что:

- при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;

- при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;

- и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше.

Почему одни люди легко общаются со всеми, а у других так не получается? По-видимому, для успешного общения человек должен сам обладать некоторыми особыми качествами и умениями. У некоторых людей они есть с самого начала, другие при желании могут им научиться.

Упражнение «Ассоциации»


Напишите на листе бумаги слово «ОБЩЕНИЕ» вертикально
О -

Б -

Щ -

Е -

Н -

И -

Е -


После чего необходимо на каждую букву слово прописать ассоциацию, причем задача такова, что ассоциации должны быть позитивные. Вот теперь вы дали собственную характеристику этому процессу. Сфотографируйте. Пусть это будет вашей памяткой.

 

Конфликт


Конфликт сам по себе не страшен. Он может быть как созидательным, так и разрушительным. Все дело в том, как воспользоваться ситуацией, как разрешить его, и умеют ли участники конфликта сделать так, чтобы конфликт принес пользу, причем обеим сторонам.
Деструктивные стороны конфликта:
• Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.
• Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.
• Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.
• Представление о победителях или побежденных как о врагах.
• Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.
Конструктивные стороны конфликта:
• Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).
• Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.
• Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.
• Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.
• Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.
• Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Что же делать?

1. Будьте сдержанны, не опускайтесь до оскорблений, не показывайте эмоций.

2. Говорите о своих чувствах, не обвиняя другого. Лучше сказать: «Мне не нравится, когда это происходит», чем «Ты доставил мне неприятности».

3. Не обсуждайте с другими. Конфликт касается только его участников, не нужно звать людей «со стороны».

4. Минимизируйте контакты с противником, если это возможно. Пусть пройдет время, пока остынут эмоции.

5. Работайте усерднее, чтоб к вам невозможно было придраться.

Упражнение

«Притча о прощении и благодарности».


«В одном селении умирал человек, прославившийся своей скупостью. Кроме старой сиделки, некому было скрасить его последние минуты, ибо никогда и ни с кем не делился он ни деньгами, ни жилищем, ни сердечным теплом. Но однажды на пороге его хижины появился путник, чье лицо светилось мудростью и любовью. - узнав о твоей болезни, я пришел попрощаться и поблагодарить тебя, сказал он хозяину хижины. Тот с удивление взглянул на гостя: - Нет в этом мире человека, который мог бы быть мне благодарен. Но путник продолжал: -Много лет назад я просил у тебя денег, так как никто больше не хотел давать мне взаймы, ты был моей последней надеждой. И твой отказ заставил меня пересмотреть всю мою жизнь. Я научился зарабатывать деньги сам, научился надеяться только на свои силы. И теперь я богат, счастлив и свободен – благодарю тебе».

Не надо помнить обиды, отпуская ситуацию, мы принимаем ответственность за свою жизнь на себя и остаемся здоровыми и свободными людьми, испытывая в душе легкость.

Кроме того, прощая, мы становимся сильнее и можем сами достичь того, что ожидали от других. Прощение и благодарность – это волевой акт, дающий нам силу.

Упражнение “Комплимент ”

А теперь предлагаю обменяться приятными словами. Конечно, в дистанционной форме. Отправьте комплимент человеку, с которым вы работаете, напишите, что вы цените в нём. Он в свою очередь отправит другому, а другой третьему. Интересно, а от кого придет комплимент вам? Понравился вам комплимент?

Наш коллектив такой, каким мы сами его делаем, и каждый из нас привносит в него что-то свое. Кто-то смех или юмор, кто-то доброту, строгость, дисциплину, организованность и т. д. – все это очень важно для коллектива. Давайте вносить в наш коллектив только доброе и позитивное!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: