Они не имеют характера отдельной процедуры, но имеют значение для финансового положения должника. Хотя насчет места процедуры есть целая дискуссия. Конкретного перечня мер нет в ФЗ, но исходя из духа закона, делается вывод о том, что сюда следует относить финансовую помощь должнику.
Санация - меры, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве
По сути это оказание финансовой помощи должнику в размере, достаточном для погашения задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам и восстановления платежеспособности должника. В обмен должник возлагает на себя определенные обязательства по отношению к лицам, предоставившим финансовую помощь.
Каких-то более детальных моментов в законе нет, то есть только основы.
Наблюдение.
Наблюдение - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Данная процедура по смыслу закона относится к факультативным, то есть она находится за рамками процедуры банкротства.
Цель – установить, действительно ли должник не может удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанности по обязательным платежам. Мы не только понимаем, каково финансовое положение должника, но и сохраняем его имущество.
Наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом.
Не применяется к:
1) должнику, в отношении которого уже принято решение о ликвидации
2) отсутствующему должнику (В случаях, если гражданин - должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности)
Есть свои процедурные особенности для с/х предприятий и профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Вся деятельность в рамках наблюдения возлагается на временного управляющего.
Направления его действий:
1) оценка финансового положения должника на предмет возможности удовлетворения требований и целесообразности проведения реорганизационных или ликвидационных процедур
2) контроль за действиями руководства должника
Подтверждается кандидатура временного управляющего определением АС, куда было подано заявление о признании банкротом, или собранием кредиторов с уведомлением СРО АУ.
Не позднее чем в течение девяти дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих направляет в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, способом, обеспечивающим доставку в течение пяти дней с даты направления, либо представляет кандидатуру арбитражного управляющего, а также при необходимости информацию о наличии допуска арбитражного управляющего к государственной тайне.
В случае непредставления заявленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего или информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, в течение четырнадцати дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом либо протокола собрания кредиторов о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражный суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве на тридцать дней. В этом случае заявитель, а также иные лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве из числа членов другой саморегулируемой организации.
ВУ действует одновременно с руководством должника, последнее не устраняется от управления ЮЛ, но ВП может обратиться в АС с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности.
Установлены законом также права ВП в рамках наблюдения – ст. 66 ФЗ.
Интереснее ознакомиться с его обязанностями.
Временный управляющий обязан:
· принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
· проводить анализ финансового состояния должника;
· выявлять кредиторов должника;
· вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
· уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
· созывать и проводить первое собрание кредиторов.
Временный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения.
Окончание наблюдения
Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве, если иное не установлено законом (ст 75 ФЗ).
Финансовое оздоровление.
Финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Осуществляется под контролем кредиторов и суда после принятия судом заявления о признании лица несостоятельным.
Вводится на основании решения собрания кредиторов, если имеется ходатайство учредителей или участников должника, собственника имущества должника – унитарного предприятия, уполномоченного гос органа, а также третьего лица или третьих лиц при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника. Размер обеспечения должен превышать размер обязательств должника на 20%.
Но АС может и сам ввести ФО, если будет как СОИО банковская гарантия. Требование 20% сохраняет при этом силу.
Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами, не противоречащими настоящему Федеральному закону.
Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой.
В качестве предмета обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения.
Требования:
1) графиком погашения задолженности дб предусмотрено начало погашения задолженности не позднее чем через 1 месяц после вынесения АС определения о введении ФО
2) требования всех кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, дб удовлетворены не позднее чем за 1 месяц до даты окончания срока этой процедуры
3) требования кредиторов 1 и 2 очередей дб удовлетворены не позднее чем через 6 месяцев с даты введения ФО
4) погашение требований кредиторов должно осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.
Органы управления должника функционируют только на свои средства.
Должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:
· влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на пять процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;
· связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;
· влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;
· влекут за собой получение займов (кредитов).
Временный управляющий заменяется административным управляющим. Он также имеет ряд прав и обязанностей, утверждается АС. Смотрим ст. 83 ФЗ.
Административный управляющий в ходе финансового оздоровления обязан:
· вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
· созывать собрания кредиторов в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
· рассматривать отчеты о ходе выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления (при наличии такого плана), представленные должником, и предоставлять собранию кредиторов заключения о ходе выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления;
· предоставлять собранию кредиторов или комитету кредиторов на рассмотрение информацию о ходе выполнения графика погашения задолженности в порядке и в объеме, которые установлены собранием кредиторов или комитетом кредиторов;
· осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов;
· осуществлять контроль за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
· осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов;
· в случае неисполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности требовать от лиц, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, исполнения обязанностей, вытекающих из предоставленного обеспечения;
· исполнять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом обязанности.
В заключение процедуры должник предоставляет АУ отчет о результатах проведения ФО.