Тема: «Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста».
«Семья – это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро» В.А. Сухомлинский.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Л.Н. Толстой.
«Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям».
Л.Н. Толстой.
Что такое семья?
Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколение. Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально - нравственного облика. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких.
Актуальность темы
Актуальность темы состоит в том, что детский сад – первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждения, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы воспитателей зависит уровень педагогической культуры родителей, а следственно, и уровень семейного воспитания детей.
Всю первичную информацию об окружающем мире ребенок познает в семье. Именно в период дошкольного детства ребенок наиболее открыт миру. Он воспринимает добро и зло, пытаясь с помощью взрослых сделать свои выводы и суждения о многих предметах и явлениях, которые его окружают. Отношения между родителями и детьми - решающий момент социализации.
Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.
Цель. Создание условий для формирования представлений у дошкольников о семейных ценностях посредствомигровой деятельности.
Задачи.
1. Обогащать представления детей о семье, семейном укладе, о значимости семьи в жизни каждого человека.
2. Сформировать основы нравственных качеств личности ребенка, его начальных поведенческих позиций.
3. Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
4. Привлечь родителей к ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи.
5. Сформировать у родителей теоретические знания и практические навыки в вопросах позитивного взаимодействия с детьми, гармонизации детско-родительских отношений.
Формы работы:
-анкетирование родителей;
-беседы с родителями и детьми;
-родительские собрания;
-консультации, памятки для родителей;
-детские праздники (в подготовке к праздникам родители принимают активное участие: готовят костюмы, поделки и т. д);
-проектная деятельность;
-спортивные праздники;
-участие в различных конкурсах.
Ожидаемые результаты:
-иметь представление о семье;
- иметь представление о составе семьи, к определенному полу;
- знать семейные традиции, обязанности;
- уметь распределять семейные обязанности;
-у дошкольников развивать все компоненты устной речи, память, внимание, мышление, воображение, мелкая моторика;
- повысить активность родителей.
План работы
Срок реализации: 1 год.
Сентябрь
1. Анкета для родителей «Индивидуальный подход в воспитании вашего ребёнка»
2. Чтение стихотворения и рассказы о семье. Разучивание физминуток.
Октябрь
1. Рассматривание и обсуждение с детьми фото и иллюстраций о семье.
2. Выставка «Дары осени».
Ноябрь
1. Стенгазета «Ладошки» ко дню матери.
2. Интегрированное занятие «Волшебное путешествие по сказкам».
Декабрь
1. Беседа «Дружба и сила всех победила».
2. Детям совместно с родителями изготовить «Гирлянда дружбы» (каждое звено – это член одной большой и дружной семьи)
3. Выставка совместных поделок «Ёлочка – зелёная иголочка».
Январь
1. Выставка «Узоры на окне».
2. Разучивание «Колядки».
Февраль
1. Оформление стенгазеты «Папа и я, лучшее друзья».
2. Беседа с детьми о здоровом образе жизни «Полезные привычки в семье».
3. Консультация для родителей «Правило безопасного поведения дома».
4. Коллаж «Опасные предметы».
Март
1. Изготовление фотогазеты «Королева красоты» (с использованием фотографий мам).
2. Изготовление с детьми «Подарок для мамы».
3. Общий и совместный труд с детьми «Трудовые поручения».
Апрель
1. Чтение художественной литературы о домашних животных
(разучивание музыкальных игр, потешки с элементами пальчиковой гимнастики, стихи, сказки, рассказы).
2. Беседа о космосе (с просмотром видеофильма).
Май
1. Рассматривание иллюстраций на тему «9 Мая». Беседа.
2. Выставка рисунков «Дом, в котором мы живём».
Интегрированное занятие во второй младшей группе «Путешествие в страну сказок»
Тема: «Путешествие в страну сказок»
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, здоровье, музыка, социализация.
Программные задачи:
1. Продолжать закреплять знания о русском народном фольклоре.
2. Учить детей эмоционально, выразительно рассказывать знакомые сказки.
3. Развивать диалогическую и монологическую речь.
4. Воспитывать желание задавать вопросы.
5. Упражнять детей в порядковом счёте в пределах.Развивать умение анализировать, осуществлять последовательность действий. Развивать пространственные отношения (впереди, сзади, между). Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры в игровой форме.
6. Закреплять навык ходьбы по извилистой дорожке, сохраняя равновесие. Упражнять детей в прыжках с продвижением вперёд. Развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать радостное эмоциональное отношение к выполнению упражнений, при помощи участия взрослых в качестве персонажей сказки.
7. Формировать нравственные качества малышей: сострадание, желаниеприйти на помощь.
Материал к занятию: спортивное оборудование (дуги, плоскостные обручи, лиса (кукла, плоскостной колобок, плоскостные фигурки к сказке «Репка», лисят и рыбок по 5шт. (демонстрационный материал, карточки с геометрическими фигурами на каждого ребёнка, большие плоскостные геометрические фигуры, раздаточный материал для игры «Части- целое» на каждого ребёнка, солнышко-рисунок-оформление. Предварительная работа: заучивание закличек о солнышке в свободное от занятий время, индивидуальная работа по развитию речи (рассказывание сказок по схеме, чтение знакомых сказок, индивидуальная работа по ФЭМП (счёт до 5, сравнение совокупности предметов по количеству, ориентировка в пространстве, индивидуальная работа по физической культуре.
1. Орг. момент.
Воспитатель: Ребята давайте с вами и с гостями поздороваемся.
Здравствуйте, ладошки. Хлоп-хлоп-хлоп.
Здравствуйте, ножки. Топ-топ-топ.
Здравствуйте, щечки. Плюх-плюх-плюх.
Пухленькие щечки. Плюх-плюх-плюх.
Здравствуйте, губки. Чмок-чмок-чмок.
Здравствуйте, зубки. Щелк-щелк-щелк.
Здравствуй, мой носик. Бип-бип-бип.
Здравствуйте гости.
2. Сообщение темы и цели.
Воспитатель: Вы, ребята, любите сказки? (Да). Я тоже их очень люблю! А какие сказки вы знаете?
Дети: (называют «Репка», «Маша и медведь», «Курочка ряба», «У солнышка в гостях» и т. д.)
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие в сказочный
мир, в мир, где живут только сказки. А на чём мы можем туда отправиться?
Дети: На автобусе, на самолёте, на велосипеде, т. д.
Воспитатель: В этот сказочный автобус садиться нужно по билетам. А
билетами будут картинки, отгадав героя сказки, вы можете проходить в автобус.
Называйте по очереди и проходите. Тема, назови мне из какой сказки этот
герой? А теперь ты, Ксюша, назови (дети оп очереди называют героев сказок).
Воспитатель: Вот и хорошо! Все сели? Отправляемся в путь. (звучит
музыка).
3. Основная часть.
Воспитатель: Дети, посмотрите, как ярко светит весеннее солнышко!
Порадуйте его, расскажите заклички, которые вы знаете.
Светит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку,
Мы захлопали в ладоши,
Очень рады солнышку.
Солнышко-появись.
Красное покажись!
1 остановка.
Воспитатель: Интересно, ребята, а в какую сказку мы с вами попали? (на
фланелеграфе перепутались герои сказки «Репка»). Давайте поможем нашим
героям (дети рассказывают сказку и выкладывает на фланелеграфе фигурки героев сказки, соблюдая очерёдность героев и последовательность действий).
Задание: 1. Кто стоит впереди бабки (внучки, Жучки?
2 Кто стоит сзади кошки (деда, бабки?
Воспитатель: Какие молодцы, помогли сказочным героям, теперь нам пора
идти дальше.
Воспитатель: Впереди, ребятки, густой лес, деревья упавшие, автобус наш
там не проедет, придётся нам пешком дальше идти. Пойдём? - (Да).
(Подлезают под дугами)
2остановка:
Воспитатель: Ваня, спроси у мышки, почему она плачет? (на стуле сидит
мышка игрушка)
Ребёнок: Мышка, почему ты плачешь?
Воспитатель: Мышка мне сказала, что она бежала быстро-быстро от
страшной кошки не заметила, как хвостиком яичко задела и разбила. Дед да баба плачут и она не знает как им помочь.
Воспитатель: Ребята, вы догадались в какую сказку мы попали?
Дети: «Курочка Ряба».
Воспитатель: Не расстраивайся, Мышка, мы тебе поможем. Деда с бабой
утешим. Подойдите, дети, к своим тарелочкам и помогите мышке разбитое
яичко собрать (дети собирают из двух частей целое яичко).
Воспитатель: Мышка говорит спасибо, за то, что вы ей помогли. За это она
хочет научить вас играть в одну интересную игру. Я сейчас превращу вас в
маленьких мышат и мы поиграем. Раз, два, три в мышку всех деток преврати.
Физминутка:
На полянку, на лужок
Приглашаю мышек.
Эй, мышата, улыбнитесь,
Влево, вправо повернитесь,
Лапками захлопайте
Весело затопайте.
Дружно мышки покружитесь
И тихонечко садитесь.
Воспитатель: Спасибо тебе, мышка, за игру. Ну, а нам дальше идти пора
(дети прощаются). А на пути болото, а на болоте кочки! Чтобы в болото не
попасть нужно с кочки на кочку перепрыгивать (дети прыгают из обруча в
обруч).
3 остановка:
Воспитатель: А это что за сказка? (на мольберте колобок).
Колобок: Здравствуйте, детки, помогите мне от лисички убежать, гонится
она за мной, хочет меня съесть!
Лиса (кукла): А, вот ты где!
Колобок: Ты не ешь меня лисица
Вдруг смогу тебе я пригодиться.
Лиса (кукла): Ладно! Может и отпущу! Только сначала выполните моё
задание! Я вот тут рыбки наловила, да не знаю, хватит ли её моим лисятам?
Воспитатель: Дети, как узнать сколько лисят? (счёт до 5). Что нужно
сделать, чтобы узнать хватит ли лисятам рыбки?
Дети: Надо каждому лисёнку дать по рыбке (дети выкладывают под
каждым лисёнком рыбку).
А сколько рыбок? (дети считают до 5)
Всем лисятам хватило?
Дети: Да. Рыбок столько, сколько лисят-5.
Лиса: Ишь, хитрые какие! Я лисичка-сестричка хитрая, просто так не
отдам вам Колобка. Поиграйте со мной в игру «Найди свой домик»
(геометрические фигуры, на полу большие геометрические фигуры, у детей карточки или маленькие фигуры. Пока играет музыка дети двигаются, музыка остановилась, дети бегут в свои домики. Игра повторяется несколько раз, дети могут меняться карточками).
Лиса: Ладно уж! Отпущу Колобка, пусть бежит себе!
Колобок: Ой, спасибо, вам, ребятки, что спали меня от лисы, я побежал. До
Свидания.
4. Рефлексия.
Воспитатель: Да и нам, ребята, идти дальше пора! Вот и наш автобус. Пора
в д/сад возвращаться. Занимайте свои места! Поехали! (звучит музыка).
- В каких сказках мы побывали?
- Что мы там делали?
- Мы сегодня не просто побывали в сказках, мы сделали много добрых дел,
помогли героям сказок.
- Кому мы помогали?
(Воспитатель хвалит каждого ребёнка)
- Дети, вот мы и приехали, а герои вам гостинцы передали.