Усиленные разрушения и деформации левкаса происходят под металлическими окладами икон. Скопляющаяся на внутренней поверхности окладов конденсатная влага обильно насыщает левкас. Он усиленно набухает, а в период понижения влажности воздуха резко усыхает и разрушается. Плесневые грибы и бактерии в периоды повышенной влажности разрушают коллагеновый клей в левкасе, он деструктируется еще больше и может дойти до состояния распыления.
Кракелюры в левкасе. Еще более распространенными дефектами левкаса являются трещины — кракелюры. Характер и рисунок кракелюров зависят от вызвавших их причин. Например, неравномерное распределение кракелюров в левкасе обусловлено неравномерностью тол-
щины его слоя. В местах утолщения слоя левкас испещрен особенно резкими кракелюрами. В частности, это наблюдается на лузге, где левкас всегда толще, чем на других участках доски произведения.
Диагональное расположение трещин связано с направлением процарапанных по поверхности доски борозд, которые были сделаны перед нанесением слоя левкаса, чтобы улучшить его связь с поверхностью доски (ил. 43). Иногда наблюдается чередование рисунка кракелюров на разных участках доски по ее ширине. На одном участке может быть довольно равномерная сетка с почти одинаковым количеством вертикальных и горизонтальных трещин, на соседнем участке — сложное сочетание изогнутых и ломаных линий, а еще дальше могут преобладать горизонтальные трещины и нет вертикальных (см. рис. на с. 43 и ил. 42).
Причина такого чередования рисунка кракелюров в структуре древесины основы. Равномерная сетка кракелюров обоих направлений образуется в средней части доски, где находится участок спелой древесины, дающей минимальную усушку. Кракелюры с преобладанием горизонтального направления образуются в левкасе, лежащем на периферической части древесины, где доска и грунт получают равномерную усушку в поперечном направлении к волокнам. Поскольку древесина не изменяет своих размеров вдоль волокон, постольку левкас дает трещины только поперек расположения волокон в древесине. Нечеткая, сбивчивая сетка кракелюров занимает переходную зону между спелой и свежей (периферической) частями ствола дерева. При нормальном высыхании левкаса и на хорошо выдержанной доске трещины в левкасе длительное время не появляются. Процесс появления кракелюров при нормальных условиях хранения произведения чрезвычайно медленный. Густота сетки кракелюров, как правило, зависит от возраста левкаса: чем он старше, тем сетка гуще. Примером этого может служить левкас иконы XIV века «Борис и Глеб» (ГИМ). В левкасе ясно различимы три его разновременных слоя. Мелкая и частая сетка кракелюров приходится на слой XIV века. Другой участок, с резкими редкими трещинами относится, как это установлено в процессе реставрации произведения, к XVI веку. Левкас, не повреж-
денный кракелюрами, нанесен в первой четверти XX века (ил. 77).
Рисунок кракелюрной сетки может иногда указывать на древность произведения и особенно помогает распознать подлинное произведение от подделки, ибо искусственно вызванная сетка кракелюров почти всегда имеет отличие от естественных сеток.
Причиной появления жестких кракелюров являются излишнее содержание клея в левкасе и слабый контакт левкаса с поверхностью доски (см. рис. и ил. 47). Жесткие кракелюры — это кракелюры с острыми приподнятыми краями фрагментов левкаса, разрушенного ими. Иногда жесткие кракелюры появляются на произведении после того, как левкас и красочный слои были перенасыщены раствором клея при реставрации.
Именно по сетке кракелюров плесневые грибы активно поражают левкас произведения, хранящегося в сырых помещениях (ил. 50). Споры плесневых грибов через трещины, нарушившие красочный и защитный слои, получают свободный доступ к левкасу. Питательной средой при повышенной влажности является коллагеновый клей левкаса. В результате жизнедеятельности плесневых грибов левкас теряет связующее и деструктируется, превращаясь в рыхлую массу мела или алебастра.
Удаление разрушенного левкаса и замена поздними вставками при поновле-нии икон нередко причиняли непоправимый ущерб произведениям. Способ этот описан во множестве источников о по-новлении живописи. Например, в наставлении афонского автора Дионисия Фур-нографиота (начало XVIII века): «Если на лицевой стороне повреждено поле, а изображение святого цело, то наперед очисти поле и сними весь старый гипс, потом пропитай доску клеем... загипсуй это место и положи золото и краску, поднови самое изображение, покрой его лаком, и икона будет как новая...» В этом рецепте, как видно, рекомендуется изображение сохранить, а заменить только разрушенный левкас фона. Эта «класси-
ческая система» удаления и замены левкаса фона достаточно широко практиковалась при поновлении икон в России. Примером может служить икона XVII века «Григорий Богослов», на которой подлинный левкас фоновой части был удален и заменен рельефом из нового левкаса во второй половине XIX века (ил. 56). К сожалению, нередко понови-тели шли еще дальше и уничтожали части изображений фигур и даже голов (ил. 60).
При поступлении произведения на реставрацию в документации описываются все виды разрушений, имеющие место в левкасе. Описание делается по такой схеме: отставания прочного, недефор-
мированного левкаса от поверхности доски, отставания левкаса от поверхности доски вместе с паволокой, растрескавшийся деформированный левкас — жесткие кракелюры с отставанием, расслоение левкаса, вздутия левкаса (выпирания) с изломами, сферические глухие вздутия, левкас, лежащий на доске, источенной жуками-точильщиками, левкас, пораженный плесневыми грибами (свежей плесенью), левкас, ослабленный плесенью, с шелушением и без шелушения красочного слоя, распыленный левкас (результат поражений плесневыми грибами или бактериями), левкас, рассыпавшийся на фрагменты, хрупкий левкас с избытком реставрационного клея, повторные отставания и деформации левкаса после покрытия живописи лаком, левкас, смешанный с воском.
Каждый вид разрушения требует индивидуального подхода при его ликвидации.
Глава 3. РАЗРУШЕНИЯ КРАСОЧНОГО СЛОЯ