Рождение Донбасса как промышленного региона во
Второй половине ХІХ века
Геологическое изучение Донецкого края.
1.Зарождение промышленности.
2.Строительство железных дорог.
3.Вклад иностранцев в развитие Донбасса.
4.…там, за рекой полноводной,
Где пригнулись к земле ковыли,
Тянет гарью горючей, свободной,
Слышны гуды в далёкой дали...
Нет, не вьются там по ветру чубы,
Не пестреют в степях бунчуки…
Там чернеют фабричные трубы, Там заводские стонут гудки.
Александр Блок «Новая Америка»
На этом уроке вы научитесь:
1) рассказывать о событиях, связанных с освоением богатств края, его геологическим изучением;
2) характеризовать отрасли промышленности, активно развивающиеся в Донбассе во второй половине 19 века;
3) определять влияние строительства железных дорог на экономическое развитие региона;
4) давать оценку деятельности людей, внесших вклад в развитие промышленности региона;
5) работать с разнообразными источниками информации – фотографиями, легендами, картами;
Рассмотрите фотографии Юзовки конца ХІХ века. Какие изменения произошли в пейзаже края по сравнению с периодом Дикого поля?
Геологическое изучение Донецкого края 1.
В чем состояло значение добычи угля для развития промышленности Российской империи и Донецкого края?
Еще при Петре І в Российской империи (на Урале и в Воронежской губернии) один за другим появляются железоплавильные и сталелитейные заводы, для бесперебойной работы которых требовалось большое количество топлива. Запасы древесины уже не могли удовлетворить потребностей бурно развивающей промышленность, и еще с петровский времен начинается процесс изучения и исследования запасов каменного угля.
Одним из первых регионов страны, но который обратил внимание царь, был Донецкий бассейн. В 1696 году, возвращаясь из первого Азовского похода, Петр І познакомился со здешним каменным углем. История хранит крылатую фразу, якобы произнесенную им во время отдыха на берегу реки Кальмиуса, когда правителю страны показали кусок черного, хорошо горящего минерала: «Сей минерал, если не нам, то нашим потомкам зело полезен будет».
Для изучения «горючего минерала» в 1700 году Петр І основывает приказ рудокопных дел, при котором создается специальная казенная команда рудознатцев (геологов-самоучек), в задачу которых входит обследование донецких степей и районов вдоль течения Донца.
В конце 1721 года одной из экспедицией во главе с рудознатцем Григорием Капустиным открыто месторождение ископаемого угля на реке Кундрючьей, в Восточной части современного Донбасса. Это открытие положило начало работам по разведке каменного угля в нашей местности.
Это интересно:
Когда-то территорию нашего края покрывали тропические леса, которые затем были поглощены морем. В результате тления, продолжавшегося тысячелетия, эта пышная растительность превратилась в торф, каменный уголь, образовав Донецкий угольный бассейн.
Работы по исследованию месторождений «горючего камня» продолжили Семен Чирков, Никита Вепрейский, Евграф Ковалевский, Алексей Гурьев, внеся значительный вклад в изучение и исследование недр края.
Это интересно:
* Каменный уголь дает тепла в три раза больше, чем самые хорошие дрова.
* Горючий камень – ископаемый каменный уголь – был известен еще в античности. Его примитивная добыча велась в древних Китае и Греции, где он использовался как топливо.
Древнеримские виллы отапливались углем, добытым на месторождениях в Италии и Греции.
* В 315 г. до н. э. ученик Аристотеля Теофраст назвал уголь «горящим камнем» – «антраксом»
(откуда и название «антрацит»).
* Активное использование угля началось менее 270 лет назад. При нынешних темпах добычи разведанных запасов угля хватит примерно на 500 лет.
* Обычно уголь залегает под землей, но иногда он выходит на поверхность, а дождевые и снеговые воды открывают все новые и новые пласты.
Многочисленные геологические экспедиции и разведки начала 19 века дали возможность уточнить запасы полезных ископаемых, чтобы приступить к их промышленному освоению. Так, три геологические экспедиции, организованные горным инженером Евграфом Ковалевским в 1827 г. подтвердили предположения о больших горных образованиях края, названного Е.Ковалевским по названию речки Северский Донец «Донецким кряжем». С легкой руки исследователя этот термин навсегда вошел в нашу историю.
Двумя годами позже (1829 г.) в статье, опубликованной в «Горном журнале»
Е.Ковалевский впервые поместил карту, на которую были нанесены 25 месторождений угля. Это была первая геологическая карта Донбасса.
В статье инженер впервые употребил и название «Донбасс», окрестив этим термином территории в зоне Северского Донца и Донецкого кряжа.
Несколько угольных пластов в районе Старобешево обнаруживает в 1827гг. экспедиция горного инженера А. Оливьери. Продолжаются поисковые работы в районе Кальмиуса, активно изучают недра края и другие экспедиции.
Собранные ими материалы стали основой для зарождения и развития угольной промышленности Донбасса во второй половине ХІХ века.
- В чем состоит заслуга Е.Ковалевского в изучении нашего края? Какие термины были вошли в наш обиход, благодаря ему?
- Какие экспедиции и когда были организованы для исследования недр Донбасса?
Каковы были результаты этих экспедиций?
– – –
Заработная плата на рудниках была низкой — от 60 коп. до 1 руб. в месяц и выплачивалась нерегулярно. На каждом шагу горняков подстерегали пожары, обвалы, приводившие к человеческим жертвам.
Но, невзирая на это, количество шахт росло, а вместе с ними увеличивалось количество добытого угля. В середине ХІХ века в Донбассе добывали до 6 млн.
пудов угля в год, в 1870 году - 15,6 млн. пудов, а в 1900 году – 672 млн. пудов, что составляло более 90% общероссийской добычи. Угольная промышленность становилась главной отраслью промышленности Донбасса.
Это интересно:
Уголь, превращённый в электроэнергию, приводит в действие машины, движет поезда, обеспечивает работу радио, телефона, освещает дома, улицы. При обжиге угля на кокс получают в качестве побочных продуктов светильный газ (метан), аммиачные воды и каменноугольную смолу. Метан используют в промышленности и в быту. Из аммиачных вод получают аммиак и нашатырный спирт.
– – –
4. Вклад иностранцев в развитие Донбасса Какой вклад в развитие Донбасса был внесен иностранцами?
Большую роль в развитии и промышленном освоении Донбасса сыграл иностранный капитал. Природные богатства, дешевая рабочая сила, привлекали сюда предпринимателей из Франции, Бельгии, Германии, Великобритании, Италии.
Политика России делала выгодным для них ввоз денег в страну и выгодное размещение в одно из предприятий, которые российское правительство обеспечивало государственными заказами.
Из двенадцати металлургических заводов в крае, одиннадцать было основано на средства иностранных предпринимателей, и лишь один работал полностью на русских капиталах. Иностранные акционерные общества добывали до 70% угля в Донбассе, а иностранные капиталы вкладывались в разные отрасли промышленности.
Семь учредителей Новороссийского Общества, построившего металлургический завод в Юзовке, были иностранцами: братья Брассей и Гуч; барон Вайзман; инженеры Виль-Ворт и Огильви, а его правлении из 6 человек только один был русским.
Только из большой английской семьи Джона Юза участие в управлении заводом и угольных рудников принимали четыре сына: Джон (коммерческий директор Новороссийского Общества), Артур (был директором завода), Айвор (заведовал на заводе сталеплавильным отделом) и Альберт.
Семья Джона Юза (1889 год) В конце ХІХ века Донбасс иногда называли «десятой бельгийской провинцией». Эта европейская страна сделала огромный вклад в развитие нашего края. Горнодобывающая промышленность, металлургия, производство стекла, строительная индустрия, газ, вода, электричество, трамваи — вот неполный перечень сфер интересов бельгийских предпринимателей. Они инвестировали (вкладывали) в эти отрасли Донбасса ежегодно более 150 миллионов франков ежегодно.
Одна из бельгийских компаний, созданная в 1897 году, обосновалась в Дружковке. Она купила у купцов Никанора и Ивана Борисовских сахарорафинадный завод и в 1898 году открыла на его базе Торецкий сталелитейный и механический завод, который стал выпускать оборудование для железных дорог.
С 1893 года, успешно работал металлургический завод Донецкого общества, основанный французами (сейчас Дружковский машиностроительный завод). Французские капиталы вкладывались преимущественно в угольную и металлургическую промышленность, металлообработку и машиностроение.
Открытка начала ХХ века с видом Дружковского металлургического завода Донецкого общества Излюбленными сферами немецких предпринимателей была электротехника, химические производства, металлургическая и металлообрабатывающая промышленности, торговля.
В 1889 году немецкий предприниматель Эдуард Теодор Боссе организовал к югу от завода Юза предприятие, которое должно было обеспечить машинами и оборудованием развивавшуюся угледобычу. В дело с ним вошел еще один немец – Рудольф Геннефельд. Завод так и назывался – «Машиностроительный и чугунолитейный завод Боссе и Геннефельда» (ныне АО «Донецкгормаш»).
Взяв в долгосрочную аренду часть земли помещиков Рутченко, партнеры стали производить разное оборудование для подземных работ: паровые и углеподъёмные машины, лебедки, котлы, паровые и ручные насосы, вентиляторы, клети, вагонетки, буровые инструменты.
Завод неуклонно развивался, строились цеха, устанавливалось новое оборудование, внедрялись новые технологии.
Однако привлечение иностранных капиталов имело и отрицательные Эдуард Боссе последствия: находясь под покровительством правительства, иностранные капиталисты модернизировали и расширяли заводы и шахты лишь в объеме, необходимом для поддержания конкурентоспособности. Штат администрации они предпочитали набирать главным образом из иностранцев. В 1913 году из 250 инженеров, работавших на металлургических заводах Донбасса, 81 был иностранцем, из 259 служащих со средним техническим образованием — 108.
К тому же большая часть денег, получены от работы предприятий, вывозилась за границу, а не шли на развитие промышленности края.
- Чем привлекал иностранных предпринимателей Донбасс?
- Приведите примеры вклада иностранцев в развитие края.
- Объединившись в пары, определите положительные (1-й партнер) и отрицательные (2-й партнер) черты влияния иностранцев на наш регион.
Тесты и задания для самоконтроля
1. Геологическая экспедиция под руководством Е.Ковалевского была организована:
а) в 1827 г., б) в 1837 г., в) в 1839 г., г) в 1842 г.
2. Названия «Донецкий кряж» и «Донецкий бассейн» предложил:
а) Д.Менделеев, б) А.Горлов, в) М.Курако, г) Е.Ковалевский.
3. Первая в Донбассе Курско-Харьковско-Азовской железной дороги была открыта:
а) 5 января 1870 г.; б) 11 февраля 1875 года; в) 17 мая 1881 года; г) 24 декабря 1899 года.
4. Уголь Донбасса с железной рудой Кривого Рога связала железная дорога:
а) Курско-Харьковско-Азовская, б) Екатерининская, в) Донецкая, г)Одеса – Балта;
5. Запуск первой доменной печи в крае датирован:
а) 1869 годом; б) 1871 годом; в) 1883 годом; г) 1898 годом.
6. Соотнесите исторические личности и их заслугами:
1. Дж. Юз А. Первооткрыватель угля на Донбассе
2. С. Поляков Б. Составитель первой топографической карты края
3. Г.Капустин В. Строитель Курско-Харьковско-Азовской железной дороги
4. Е. Ковалевский Г. Директор-распорядитель юзовского металлургического завода
7. Дополните предложения:
Первыми примитивными орудиями шахтерского труда были кайло и …………… Первую геологическую карту Донбасса составил ……………… Первый в России завод по изготовлению ртути был построен в 1885 году вблизи……………… Разрешение на строительство Донецкой каменноугольной железной дороги получил промышленник …………
8. Выберите из перечисленных исторических личностей тех, кто не имеет отношения к промышленному освоению края в ХІХ веке:
а) Самуил Поляков; б) Георгий Береговой; в) Савва Мамонтов; г) Евграф Ковалевский;
д) Иосиф Кобзон; е) Эдуард Боссе; ж) Сергей Бубка; з) Алексей Гурьев, и) Джон Юз;
к) Никита Хрущов
9. Подберите 3-4 аргумента, подтверждающих, что иностранцы с удовольствием вкладывали деньги в промышленность Донбасса?
10. Используя материал параграфа, текст документа и дополнительные источники, дайте оценку условий труда и жизни рабочих на металлургических заводах.
Из правил работы рабочих на заводе Новороссийского общества. 1886г.
«Рабочий не имеет права оставлять завод до истечения условленного времени, а директор может уволить рабочего за неисправность и дурное поведение до истечения срока.
За опоздание, то есть неявку в 5 с половиной часов (хотя работы должны начинаться ровно в 6 часов) вычет из жалованья: за 5 минут – 5 коп., за 10 минут – 10 коп., за 15 минут – 15 коп., свыше 15 минут – дневная плата, за прогул целого дня – трехдневная плата.
За недобросовестное поведение, ослушание и грубость против начальства штраф 3 рубля и увольнение…»
Вопросы к документу
1. Найдите в документе положения, который нарушают права работающих.
2. Справедливой ли была система штрафов?
Это нужно запомнить 1829 г. – создание Е.Ковалевским первой геологической карты Донбасса.
1868 г.– начало строительства железных дорог в Донбассе 1869 г. – начало строительства Джоном Юзом металлургического завода год основания города Юзовки (Донецка) 1870 г. – открыта первая в крае Курско-Харьковско-Азовская железная дорога Рекомендуем почитать Костыря И. Дума о Донбассе. – Донецк: ЧП «ЦСО», 2007. – 480 с.
Лисянский А.С. Конец Дикого поля. – Донецк: Донбасс, 1973. – 131 с.
Юз и Юзовка / Гайдук В.А., Ляшенко В.Г., Мозговой В.И., Навка И.П.- Донецк: