Приведенная классификация расходов позволяет также сформировать финансовый результат деятельности страховых организаций в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и представлением информации в отчете о прибылях и убытках по следующим группам: доходы по обычным видам деятельности; операционные доходы, внереализационные доходы; чрезвычайные доходы.
Классификация расходов страховой организации по сравнению с классификацией доходов является более сложной. Для того чтобы подразделить расходы на относящиеся к страховой и иной деятельности, необходимо выделить четыре группы:
расходы, связанные с нанесением страхового обязательства;
расходы по ведению стразовой деятельности;
расходы по управлению – общехозяйственные расходы;
прочие расходы.
1. К расходам страховщика, связанным с нанесением страхового обязательства относятся:
страховые выплаты по договорам страхования, состразования и перестрахования;
суммы страховых премий по рискам, переданным в перестрахование;
вознаграждения и тантьемы, выплаченные по договорам перестрахования;
возврат части страховых премий, а также выплата выкупных сумм по договорам страхования (сострахования, перестрахования) в случаях, предусмотренных законодательством и (или) условиями договора;
суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
2. Расходы по ведению страховой деятельности можно разделить на две группы:
расходы, понесенные страховой организацией в связи с заключением, ведением и исполнением договоров страхования (сострахования, перестрахования). Эти расходы принято также относить к прямым расходам;
административно-управленческие расходы, которые признаются косвенными расходами.
В состав расходов по ведению страховой деятельности, связанных с обеспечением страховой защиты имущественных интересов страхователей и застрахованных включаются:
вознаграждения, уплаченные за оказание услуг страхового агента и страхового брокера;
оплата услуг специалистов (экспертов, сюрвейеров, аварийных комиссаров, юристов, адвокатов и др.), привлекаемых для оценки страхового риска, определения страховой стоимости имущества и размера страховой выплаты, оценки последствий страховых случаев, урегулирования страховых выплат;
оплата инкассаторских услуг;
опала услуг организаций по выдаче справок, заключений, статических данных и т.п.;
оплата услуг актуариев;
оплата услуг по изготовлению страховых свидетельств (полисов), квитанций, бланков строгой отчетности и иных подобных документов;
расходы по оплате труда работников подразделений страховой организации, прямо связанных с заключением, поддержанием и исполнением договоров страхования (сострахования, перестрахования).
Для целей управленческого учета и анализа страховых тарифов, эффективности и рентабельности страховых операций по видам страхования, формирования маркетинговой политики в отношении определенных сегментов рынка страховых услуг и других целей управления расходы, связанные с нанесением страхового обязательства и ведением страховой деятельности, могут также группироваться по следующим направлениям:
аквизиционные расходы – расходы, которые производятся с целью заключения новых договоров страхования. К ним относятся: расходы на изготовление страховых свидетельств, полисов, квитанций и других бланков строгой отчетности и т.п.; расходы, связанные с размножением правил страхования; оплата услуг учреждений здравоохранения на медицинское освидетельствование, по выдаче справок, заключений; реклама, связанная с введением нового вида страхования; оплата услуг учреждений и организаций по выдаче статических данных и т.п.;
комиссионные расходы – комиссионные вознаграждения, уплаченные за оказание услуг страхового агента и страхового брокера. Если страховой агент – физическое лицо, то в состав данных расходов также включаются ЕСН и отчисления от сумм начисленного ему вознаграждения на обязательное социальное страхование;
ликвидационные расходы - расходы, производимые после наступления страхового случая: оплата услуг различных специалистов(сюрвейеров, аварийных комиссаров, юристов, адвокатов, сотрудников детективных агентств и др.), привлекаемых для оценки ущерба, размера страховой выплаты, оценки последствий страховых случаев и т.п.; затраты на проезд экспертов к месту страхового события; судебные расходы; расходы на переписку, связанную со страховым случаем, и др.
3. Расходы по управлению – общехозяйственные расходы по своему характеру аналогичны расходам иных организаций и включают:
расходы по оплате труда работников административно-управленческого аппарата;
оплат консультационных и информационных услуг, а также аудиторских услуг, оказанных с целью подтверждения годового бухгалтерского учета и в соответствии с другими требованиями законодательства;
расходы на публикацию бухгалтерской отчетности;
расходы на содержание зданий и помещений, оборудования и инвентаря;
другие расходы, связанные с уставной деятельностью страховой организации.
4. Прочие расходы включают операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы в соответствии с классификацией, установленной ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Таким образом, для формирования финансового результата деятельности страховой организации необходимо в аналитическом учете обеспечить классификацию доходов и расходов как по общепринятым признакам, соответствующим ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, так и по специальным признакам, учитывающим особенности деятельности страховых организаций.