Как мечтать, но быть успешным




 

Размышление 1. «Про приметы и сбычу мечт»

Не знаю у кого как, но у меня все 3 желания загаданные и записанные (а потом подожжённые и в виде пепла проглоченные) под бой курантов сбылись. И это совершенно объяснимо. Никакой магии – дело техники:

1) Только задумайтесь какой степени чёткости понимания «чего хочу» надо достичь чтобы за 1 минуту успеть: написать на клочке бумаги, сжечь над бокалом, выпить его. О чём это говорит? – о том, что желание, т.е. Цель абсолютно чётко определенная (Specific) и измеренная в качественном показателе чаще всего (Measurable).

2) При этом если человек взрослый и более-менее рациональный (ведь бумагу, карандаш и зажигалку надо подготовить заранее), то значит желание его (Цель) будет огромным, трудно-достижимым (раз уж пришлось желание загадывать), но всё же не фантастичным, т.е. реальным и достижимым (Achievable or Attainable)

3) Тот факт, что человек прибег к такому «крайнему» способу как загадать желание говорит о чём? – Правильно! О том, что ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ, т.е. желание это очень-очень значимое (Relevant)

4) И хотя на бумажке не всегда пишется, но как бы подразумевается, что желание это загадывается на текущий год, ну в крайнем случае понимается, что вы же его загадываете чтобы результат получить в своей жизни – значит оно как-то, но совершенно точно имеет ожидаемый срок, т.е. ограничено во времени (Time bound)

Вот и получается, что на самом деле когда мы всерьёз мечтаем и загадываем желания мы ставим себе SMART-цели, так что не так уж оно и чуждо тем, кто делает порой невероятные вещи, трудясь на ниве добротворчества и социальной активности.

Размышление 2. «Про то, почему не надо путать цели и пути их достижения»

Расскажу на примере из жизни

Совсем рядом с моим домом есть приют для бездомных людей с инвалидностью.

«Как было бы славно накормить всех постояльцев приюта для бездомных..." - помечталось мне глядя на 2 сковородки аппетитных котлет. Интересно.. Сколько это будет стоить и сколько времени займёт.(после подсчётов в голове). «Мдааа, малореально, а может.. (далее последовали размышления о том как можно было бы собрать денег на закупку продуктов, попросить подругу погулять с дочерью и взять у неё ещё 1 сковороду, или лучше в духовке как в дет.саду делают).. «Эхх.. это подвиг.. 1 раз можно, но это не решение» - такой был сделан вывод. 1 сковорода котлет отправилась как всегда в морозилку (на экстренные случаи для быстрого приготовления ужина), друга в холодильник на ближайшие дни. А мысль «хочу кормить людей», заряженная энергией желания, улетела куда-то в космос. Видимо заряд был сильный, потому что прошло совсем немного времени, как прилетел ответ.

"Пожалуйста" - ответила мне жизнь в виде приглашения в команду автоволонтёров БФ «Ночлежка» в новый проект по сбору и доставки готовой еды для бездомных, остающейся нереализованной в сети ресторанов готовой еды. И ещё через пару дней доставка 5 мешков коробок и свёртков с первоклассными разнообразными полезными блюдами ждали меня – ту, которая хотела накормить бездомных людей.

Мои вложения составили: 1час 5 минут времени и какие-то минимальные затраты на бензин (т.к. вечером по городу и не далеко).

Как думаете, реально ли мне было собрать столько денег и найти столько времени, чтобы эти 5 мешков изготовить и упаковать самой?

К чему это? К тому, что очень часто люди, а значит и руководители СО НКО, а значит их организации занимаются подменой понятий: вместо Целеполагания сосредотачиваются на размышлениях о каком-то способе достижения, который или 1ым приходит в голову или кажется более простым/дешёвым/быстрым/исполнимым. Это не верно.

Миссией СО НКО является решение какой-то социальной проблемы, т.е. деятельность СО НКО направлена на то, чтобы из точки «Сейчас» переместить общество в точку «Прекрасное будущее без этой проблемы».

Сначала надо чётко понять проблему «сейчас», затем осознать цель «как должно быть».

И только после этого искать, выбирать, придумывать способы достижения.

И именно этого требуют серьёзные грантодатели – чёткости осознания «что меняем» и «к чему стремимся».

Способов всегда гораздо больше, чем вы знаете в 1ый момент, и на самом деле их всё равно всегда ещё больше. Даже самый мощный телескоп видит только часть звёздного неба – помните об этом и никогда не зависайте в своих поисках и размышлениях на каком-то одном варианте.

 

Размышление 3. Про «эффективность»

Вероятно, я не одна, кто не любит жестокое слово «эффективность», которое, увы, чаще всего измеряется грантодателями в количестве ресурсов, необходимых на достижение единицы результата. Но, на самом деле, не всё так плохо и этому можно противостоять – именно по этой причине в Фонде президентских грантов требуются качественные показатели.

Приведу отвлечённый пример, когда «эффективность» не является мерилом. Простите меня те, кому он покажется жестоким – зато очень наглядный.

«Не хочу чтобы были бездомные животные» - так звучит миссия. Легко можно поставить отличную СМАРТ-цель: к концу следующего года ни одного бездомного животного на улицах.

Какой самый эффективный способ с точки зрения затрат? – Вероятнее всего «поймать или потравить». И так, к слову, когда-то и было, когда главным качественным критерием оценки решения проблемы был такой показатель как «быстро». Сейчас этот способ уже никто не одобрит (если мы говорим о благополучном мирном времени, когда бездомные животные не являются реальной массовой угрозой для жизни и здоровья людей).

Поэтому не надо ругаться на то, что «требуют показатели» - надо их выявлять. А для этого надо чётко понимать: что изменилось по сравнению с тем как было. А если мы говорим о планировании – чётко понимать «что будет по сравнению с сегодня». Так что да, это всё снова про конкретность и измеримость цели.

Ах да! Есть ведь ещё «значимость» показателей. На самом деле тут всё тоже совершенно технологично: ищите тех, для кого значимыми являются те критерии, которые значимы для вас. И это снова про Цели. Ищите тех, у кого Цели лежат в том же направлении что и ваши. Миссия фирмы, корпоративная социальная ответственность, мероприятия по тим-билдингу и корпоративная этика – вот те места, где можно найти направления целей и поискать совпадения.

В условиях кризиса и ограниченности ресурсов именно «эффективность» дала быть максимальной – и это нормально, этого не надо бояться и опускать руки. Надо искать эффективных партнёров и технологии работы не для «хочу делать таким образом как хочу/привык/умею», а для «хочу получить такой результат».

 

Размышление 4. «Всё надо делать, невозможно выбрать что-то одно.»

Феномен нерешительности в условиях множества гипотетических возможностей и недостаточности информации/данных действительно может приводить к метаниям и очень сильному разбросу действий, т.е. они как бы все будут направлены куда-то в одну сторону, но уж очень по разным траекториям. Есть мнение, что такое поступательно-хотичное движение одновременно в разных направлениях позволяет хоть как-то двигаться – дело вкуса. В этом тоже есть доля истины, т.к. закон сохранения энергии говорит о том, что ничто не исчезает бесследно. А «принцип Парето» гласит, что только 20% усилий дают 80% результаты – и мы чаще всего не знаем какие это 20%. И, да, очень может быть, вы сделаете какой-то небольшой шаг, кого-то толкнёте, сподвигните, а дальше по этой дорожке побежит кто-то другой и будут большие победы.

Просто надо понимать, что это специфическая политика и способ существования. Этот способ энерго-затратен, имеет высокие риски разочарований и самое главное: высокий риск заиграться и совсем «разбросаться». Чтобы не потеряться, и чтобы движение всё же было необходимо установить и соблюдать некоторые правила:

- назначить какие-то маркеры (время или объём вложений) по достижении которых вы производите оценку эффективности этого пути и или продолжается или «стоп». В менеджменте есть такой термин «минимизация убытков»: когда стало понятно, что что-то пошло не так и риск отрицательного результата стал выше приемлемого и управляемого значения надо как можно быстрее завершить процесс, постаравшись минимизировать потери. И это нормально. Да, человек, болеющий идеей может пойти напролом и добиться своей цели переломив всё, но это всегда путь разрушений. Вы уверены, что это хороший для вас вариант? А для вашей организации?

- назначить точку для сверки компаса (день, или какой-то результат). Дойдя до этой точки результата посмотрите: «Где ваша Цель»? Не слишком ли вы от неё отклонились?

- никогда не сожалеть о том, что вы куда-то пошли и никуда не пришли. Это нормальная ситуация в выбранной модели существования. Вместо сожалений должно быть: (1) зафиксировать пройденный путь и потраченные ресурсы (это – Опыт! И он еще может пригодиться, не вам – так другим, любой путь всегда содержит некоторое число ошибок). (2) поблагодарить всех кто с вами шёл – они ваша Команда, если пережить горечь неудачи вместе, то велик шанс пойти вместе по другой дороге, которая приведёт к успеху.

На самом деле если вы нарисуете всё своё хаотично-поступательное движение на листе бумаги, то получите карту отрезков. Так вот… Если потратить время на описание каждого отрезка, то получится, что это много маленьких мини-проектов, каждый из которых имеет свою чёткую СМАРТ-цель. А значит, что для каждой из них вы можете найти союзников и помощников и ресурсы. Главное правильно распределить их в пространстве-времени, т.к. «одновременно» это всё же в некотором смысле «параллельно», ни вы ни другие критически-важные сотрудники не смогут идти по 2-м дорогам в один момент времени. На самом деле именно в этом – в отсутствии чёткого календарного и ресурсного планирования – кроется единственная и главная причина разочарований в стратегии «поступательно-хаотичного движения к своей Миссии-Мечте»

Кстати: риски никогда не бывают нулевыми, поэтому надо постоянно их оценивать, проводя контроль и анализ результатов, ситуации, исполнимости и сочетания планов. На самом деле именно в этом – главная задача руководителя НКО и этому надо уделять должно внимание. Не умеете? Учитесь и ищите помощников для этого вида работы.

 

Размышление 5. Про «И всё же надо выбрать»

Конечно, в подавляющем большинстве случаев всё равно встаёт вопрос выбора, хотя бы в момент принятия решения об участии в каком-то грантовом конкурсе. А заявке должно быть чётко прописано что и как будет делаться. Т.е. надо выбрать способ решения/путь движения/технологию работы.

Как это сделать?

На последнем шаге это всегда просто волевое усилие руководителя. Именно поэтому руководитель – это всегда человек, заслуживающий особого уважения – он несёт на себе ответственность.

Если руководитель стал им не ради удовлетворения амбиций «я крутой, я за базар отвечаю», то руководитель будет стремиться к тому, чтобы принятое им решение было как можно более обоснованным и взвешенным. И это те самые критерии по которым оцениваются заявки у приличных грантодателей: «что у нас есть чтобы это сделать?» (команда, ресурсы), «почему мы уверены, что этот кто-то на кого мы рассчитываем нам поможет?» (партнёры) «а мы получим что хотим?» (результаты), «а мы посмотрели, как это делают другие? а то может можно дешевле?, а может что-то можно не купить, а попросить на 1 раз?» (обоснованность бюджета).

Все другие, не выбранные способы и пути из-за недостатка ресурсов надо положить себе «под подушку» и продолжить о них мечтать – ведь завтра эти ресурсы запросто могут вас найти сами или вы о них узнаете. А у вас вот и планчик под рукой. Дорога ложка к обеду, не правда ли?

Так что любое время «тишины» или вынужденной перестройки – время анализа и планирования. И даже если у вас нет этого времени – значит ваша ближайшая цель: найти такую возможность в текущем году (например). Чем более чётко будут сформулированы ваши запросы к внешнему миру - тем быстрее он вам на них ответит. Чем более чётко вы будете понимать «что надо» - тем более целеустремлённым и внимательным будет ваш взгляд и ум, это называется «целеустремленность» и «избирательность внимания» (только цели со способами не путайте и гибкости не теряйте).

А ещё мысль: Интересно.. а кто-нибудь пробовал подавать заявку с целью «апробация нескольких методов работы с целью проверки эффективности и выбора наилучшего с учетом особенностей территории/специфики целевой аудитори…?» - а ведь это вполне себе инновационный проект с внятной целью. И если посмотреть обучающие видео Фонда президентских грантов, то там есть рассказ о том, как «мы не знали как.. поэтому решили сначала…» ДА, я снова возвращаюсь к мысли о том, что не надо не любить СМАРТ, надо им правильно пользоваться и чётко понимать «что хотим получить на этом шаге».

 

Размышление 6. Про сроки

Наверное, оно самое неприятное. Но социологи неумолимы: на любое устойчивое социальное изменение нужно время эволюции, часто смена поколений (мы же не рассматриваем способы внедрения новой гуманистической идеологии и решения социальных проблем такие как устроить революцию с уничтожением приверженцев «старой идеологии», правда? Хотя это весьма быстро и экономически-эффективно в краткосрочной перспективе).

Собственно это я к чему: вполне нормально, если ваша конечная Мечта-Цель и Миссия имеет срок, уходящий куда-то далеко-далеко, возможно вы даже и не доживёте. И это печально, но факт. Всё что можно сделать в этой ситуации это признать сей факт и просто начать планировать этот путь. Ускорить его можно – и это как раз в Ваших руках. Так что все мы на самом деле не «решаем проблему» а способствуем её решению, выполняя какую-то конкретную задачу сегодняшнего дня. И если начать думать так, то СМАРТ-цели становятся совершенно очевидными.

 

А вообще, коллеги, весь этот многостраничный философско-менеджерский «лонг-рид» я закончу так:

Не бойтесь мечтать!

Идите к своим мечтам внимательно глядя под ноги,

и пусть каждый ваш шаг будет достижение конкретной Цели.

Ведь Мечта – она в сердце, туда голову задирать не надо, голова она чтобы СМАРТ-цели формулировать.

 

В качестве пост-скриптума: найдите как полностью называется книга с которой началась современная космонавтика «______ и эффекты всемирного тяготения» Константин Циолковский. Пусть это вас вдохновит, ведь люди хоть и не птицы, а в Космос летают 😊



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: