Интернет — библиотека 21-го века
Прочитайте текст и выполните задания
Сегодня трудно себе представить, ЧТО всего два десятилетия назад, для того чтобы найти ответ на интересующий тебя вопрос, нужно было отправиться в библиотеку и провести там довольно продолжительное время. Современным школьникам достаточно нажать несколько кнопок, чтобы ответ на нужный вопрос предстал перед глазами. Можно сказать, что чтение ещё совсем недавно было «последовательным». Чтобы что-то узнать, брали книгу, читали и, если обнаруживали, что той информации, которую искали, недостаточно, брали другую, потом третью и т. д. Чтение в Интернете становится «параллельным»: мы можем одновременно обращаться к разным источникам информации. Такую возможность дают гиперссылки[1]. Гиперссылки позволяют перепроверять, дополнять, уточнять, сравнивать информацию по теме в разных источниках.
Информация, воспринимаемая с экрана, не статична, а динамична. В одной и той же части экрана одна информация может заменять другую — без участия читателя или в связи с его личным желанием.
Информация в Интернете часто сопровождается анимацией, мультипликацией, нередко напоминающей весёлые комиксы, которые хорошо запоминаются.
Что даёт читателю Интернет
Интернет предоставляет каждому читателю максимальную свободу в выборе информации. В любую минуту читателю доступно содержание практически любой книги, когда-либо и где-либо опубликованной, содержание любой статьи, получение любой справки.
Чтение в Интернете формирует особые читательские навыки. Нужно уметь «отделить зёрна от плевел», выбрать из моря информационных текстов те, которые дают наиболее точную и развёрнутую информацию.
Интернет требует скорости восприятия информации. Благодаря этому человек учится воспринимать в течение короткого времени большие объёмы информации.
Чтение в Интернете даёт возможность более осознанно читать литературные произведения. Вы можете запросить информацию, скажем, из исторических справочников, словарей, и многие не совсем понятные слова и описания сразу приобретут свои первоначальные смыслы, станут ясными и будут помогать пониманию дальнейших поворотов сюжета.
Чтение в Интернете и чтение книги
Чтение разных источников в Интернете даёт возможность сравнивать различные подходы к пониманию событий, образов и символов. Оно имеет большое познавательное значение, но не может заменить чтения книги — неторопливого мысленного диалога с талантливым другом. Медленное вдумчивое чтение книги требует подчас интеллектуального напряжения, позволяет возвращаться к прочитанному, сравнивать, вспоминать, сопереживать её героям, создавать яркие эмоциональные образы.
С распространением Интернета книга не уйдёт и её чтение также. Дело не в том, какое средство будет выбираться — книга или компьютер, где будет текст — на бумаге или на экране монитора. Дело в другом: что именно будут читать, как будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания, какую культуру явления можно будет воспринимать с помощью различных медиа-ресурсов.
1. Почему текст назван «Интернет — библиотека 21-го века»? Приведи объяснение.
Объяснение:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В тексте тебе встретились выражения «последовательное» и «параллельное» чтение. Как ты их понимаешь?
Ответ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Чем отличается чтение в Интернете от чтения обычной книги? Выпиши из текстов слова, описывающие читательские навыки, необходимые для чтения в Интернете и для чтения обычных художественных книг. Приведи по два таких описания.
Чтение в Интернете | 1. |
2. | |
Чтение обычной художественной книги | 1. |
2. |
4. Что такое гиперссылка? Запиши определение этого понятия.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Что часто используется в Интернете для запоминания информации? Дай два ответа, содержащиеся в текстах.
1) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Познакомься с точкой зрения шестиклассника Марата Дагарова:
«А я не пользуюсь Интернетом. У нас дома большая библиотека. Я могу в любой момент взять понравившуюся мне книгу».
Какие новые читательские возможности появились бы у Марата, если бы он стал пользователем Интернета? Используя информацию из текста, приведи два примера новых читательских возможностей.
1) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. В одном из обсуждений прозвучало следующее мнение о чтении в Интернете:
«Интернет требует быстрого восприятия целого ряда коротких сообщений, поверхностного чтения. Это не способствует умению сконцентрироваться, напротив — рассеивает внимание, приучая ухватить то, что только кажется сутью. Информация «устаревает», текст забывается, как только прочитан.
Чтение носит механический характер. Компетентное чтение заменяется потреблением забавного и прикольного. Падает общий культурный уровень людей».
Большинство присутствующих это мнение НЕ поддержали. Запиши один из аргументов, который они могли бы привести, защищая свою точку зрения.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. В текстах говорится о том, что «Интернет предоставляет каждому читателю максимальную свободу в выборе информации».
Какие положительные и отрицательные последствия возникают в связи с этим? Приведи по одному возможному последствию.
Положительное последствие:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отрицательное последствие:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] Гиперссылки — выделенные цветом и подчёркнутые ссылки, которые используются для открытия других текстов.