Как правильно распоряжаться финансами?
В предыдущей статье я рассказывал, как мы с мамой совершали покупки в супермаркете.
После проведенного мной полезного выходного дня я задумался над тем, как нужно правильно распоряжаться деньгами. Мама мне это рассказала.
В разных культурах по-разному относятся к теме карманных денег у детей. Где-то не принято выдавать деньги на карманные расходы, где-то государство рекомендует родителям, когда и сколько нужно давать детям. В России единого подхода нет. Кто-то считает карманные деньги баловством и излишеством, кто-то жизненной необходимостью.
Мама рассказала, что психологи и специалисты по финансам полагают, что при грамотном подходе карманные деньги становятся для ребенка не развлечением, а инструментом, который обучит его финансовой грамотности.
Карманные деньги: за и против.
В нашей стране нет закона, по которому родители обязаны выдавать детям карманные деньги (к примеру, в Германии власти рекомендуют родителям, сколько евро в месяц выдавать детям разного возраста). Решение давать или не давать, всегда остается за семьей. Но правильному обращению с финансами ребенка могут научить только родители.
Аргументы противников карманных денег:
ü все необходимое у ребенка и так есть;
ü он все равно потратит их на ерунду;
ü он не будет знать цену деньгам.
Такие риски действительно существуют, если родители не пытаются воспитать в ребенке правильное отношение к деньгам:
ü дают ребенку бессистемно большие суммы;
ü не подсказывают, как рациональнее использовать деньги;
ü не обсуждают с ребенком его неразумные траты, а ругают его за них.
Аргументы сторонников карманных денег:
ü ребенок научится ставить и достигать финансовые цели;
ü поймет цену деньгам, научится сберегать и тратить с умом;
ü не только научится пользоваться наличными, но и освоит современные средства платежа (банковскую карту), конечно, при поддержке родителей.
Мама сказала, что такое положительное влияние карманных денег возможно, только если сами родители действуют ответственно:
ü обсуждают с ребенком его траты, его права и обязанности в отношении денег, делятся своим опытом, анализируют опыт ребенка;
ü придерживаются правил: например, если ребенок потратил все деньги, выданные ему на неделю, за день и просит еще – ему придется подождать назначенного дня.
После рассказа мамы, у меня возник следующий вопрос: «С какого возраста можно давать детям деньги и сколько»?
Мама сказала, что Гражданский кодекс позволяет совершать мелкие сделки с шести лет. Мелкие сделки – это покупки на небольшие суммы, каждодневные траты, например на хлеб в булочной. Так что дошкольникам уже можно выдавать небольшие суммы. Но размер суммы в первую очередь зависит от доходов и расходов семьи.
Также я поинтересовался: «Нужно ли контролировать траты ребенка»?
Мама сказала, что контролировать траты ребенка нужно. Но это надо делать деликатно.
Сейчас есть финансовые инструменты, с которыми ребенок чувствует ответственность за свои деньги, а родители могут ненавязчиво следить за его расходами. Например, во многих банках можно завести дополнительную карту к своему счету, для ребенка, достигшего возраста семи лет, установить на ней лимит и выдать ее ребенку – он сможет распоряжаться картой самостоятельно. Родитель будет получать уведомления обо всех операциях и следить за расходами ребенка: сколько и на что он потратил, сколько накопил.
Мама сказала, что ошибки и бездумные траты непременно будут, но за ними должны следовать извлеченные уроки – такова цена финансовой грамотности.
После нашего с мамой разговора я отметил, что мне уже исполнилось семь лет, и попросил ее открыть мне карту и установить на нее небольшой лимит, чтобы я мог самостоятельно, но в присутствии взрослых совершать покупки.
Через две недели мы пришли в банк, и менеджер Екатерина выдала мне уже мою банковскую карту. Мама установила на нее небольшой ежемесячный лимит.
Теперь, когда я с родственниками хожу в магазин, я могу позволить себе купить то, что мне необходимо, и иногда то, что хочется.
Несмотря на то, что у меня теперь есть банковская карта, мама дает мне немного карманных (наличных) денег. Она говорит, что это для того, чтобы я мог расплачиваться в магазинах не только банковской картой, но и наличными денежными средствами, так как расплачиваясь наличными деньгами я должен буду сам рассчитать сумму покупки и сдачу.
Я очень рад, что моя мама учит меня быть самостоятельным в финансовых вопросах, несмотря на то, что я еще маленький.
Обсуждения с мамой позволяют мне узнавать много новой и полезной информации о финансовой грамотности и банковском деле. Но чтобы много знать – нужно многому учиться!
Выполнил: