Бально-рейтинговая кадастровая оценка туристских пространств
Гордеев Ю.А.
Развитие инвестиционных проектов развития туризма и программ инвестиционной привлекательности туристских районов невозможно проводить без постоянно обновляющихся и дополняемых данных о туристских ресурсах. Основой разработки федеральных и региональных программ развития туризма, по мнению многих ученых, должен стать Единый кадастр туристских ресурсов РФ.
Кадастр туристских ресурсов - обобщенная (экономическая или экологическая) потребительная (стоимостная или балльная) оценка туристских ресурсов. Кадастр должен представляется в региональной либо тематической форме.
Кадастр представляется в региональной или тематической формах.
Единый кадастр туристских ресурсов является информационной системой, включающей сведения о статусе туристических объектов, их географическом положении и границах, природопользователях, научной, экономической, экологической и культурной ценности, а также режиме их охраны и использования.
Подобной подробной базы данных пока нет ни в одной из стран.
На сегодняшний день особое внимание следует уделить вопросам совершенствования системы управления туризмом на уровне региона, выявить объекты туристского интереса и определить наиболее эффективные формы развития туризма с учетом спроса и предложения на рынке туристских услуг.
Исходя из этого филиалом ФГБОУ ВПО «РГУТиС» в городе Смоленске предлагается сформировать методологические подходы к разработке кадастров туристских пространств с помощью бально-рейтинговой оценки турресурсов и туробъектов Смоленской области.
Ведение бально-рейтинговой кадастровой оценки должно осуществляется в целях:
- учета и оценки состояния туристических ресурсов;
- определения перспектив развития туристических ресурсов и повышения эффективности их использования;
- учета кадастровой информации при планировании социально-экономического развития районов.
Бально-рейтинговая кадастровая оценка должна вестисьво взаимодействии с другими государственными отраслевыми кадастрами, регистрами и информационными системами и быть предназначена для:
- накопления и систематизации данных о существующих и перспективных туристических ресурсах, их мониторинга;
- анализа эффективности использования туристических ресурсов;
- формирования и периодической корректировки сведений о наличии, сохранности и месторасположении туристических ресурсов;
- оценки состояния туристических ресурсов, принятия на ее основе решений по их использованию в туристических зонах и планированию развития в них туризма;
- разработки отраслевых и межотраслевых программ использования и охраны туристических ресурсов;
- контроля за выполнением взаимосогласованных решений республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов о регулировании использования туристических ресурсов;
- привлечения инвестиций в туристическую отрасль.
Хотя данный Проект пока находится в процессе создания, собранная на первых этапах филиалом ФГБОУ ВПО «РГУТиС» в городе Смоленске информация по «Живой карте России» уже может использоваться. Она открывает перед профессионалами турбизнеса возможности работать эффективнее и качественнее.
Разработка кадастров туристских ресурсов основана на бально-рейтинговой оценке 7 основных видов туристского пространства (ТП)и их подвидов.
1. Природное ТП:
– Памятники природы(геологические, гидрологические, ботанические, зоологические, комплексные);
– Особо охраняемые природные территории (природные заповедники, национальные парки, природные парки, природные заказники, дендрологические парки, ботанические сады).
2. Культурно - историческое ТП:
– Памятники истории;
– Памятники культуры;
– Памятники архитектуры;
– Памятники археологии;
– Музеи и музейные экспозиции;
– Религиозные памятники (сакральные объекты).
3. Рекреационное ТП:
– Курорты;
– Лечебно–оздоровительные местности;
– Природные лечебные ресурсы;
– Лечебно-оздоровительные учреждения (санатории, пансионаты, турбазы, оздоровительные комплексы, курортные поликлиники, лагеря отдыха);
– Спортивно-оздоровительные сооружения (дворцы спорта, спортивные комплексы, спортивные базы, стадионы, яхт-клубы, бассейны).
4. Сервисное ТП:
– Предприятия питания (рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные, буфеты, кафетерии, кофейни);
– Средства размещения (гостиницы, пансионаты, мотели, кемпинги, коттеджи, особняки, дачи, пансионы);
– Предприятия сферы сервиса (торговля, транспортные услуги, бытовые услуги).
5. Антропологическое (этническое) ТП:
– Этнокультурные центры;
– Этнические деревни;
– Этнические парки;
– Этнические центры;
– Народные художественные промыслы;
– Мастерские ремесел;
– Деревни мастеров.
6. Событийное ТП:
– Деловые мероприятия;
– Мероприятия в сфере культуры и искусства;
– Спортивные события;
– Праздники.
7. Мифологическое ТП:
– Мистические места (благоприятные, неблагоприятные («гиблые места»);
– Мистические объекты (природные, сакральные, культурно-исторические и архитектурные объекты).
На основе паспортов туристических пространств «Живой карты России» нами предлагается провести бально-рейтинговую оценку как туристического пространства Смоленской области в целом, так и ее районов. С помощью этой же методики можно провести оценку турпространств как регионов России, так и отдельных городов, памятных мест и турмаршрутов.
Основными критериями оценки должны стать следующие общие для всех турпространств параметры (всего 100 баллов):
– Степень уникальности - от 0 до 10 баллов;
– Состояние объекта и степень сохранности - от 0 до 10 баллов;
– Готовность объектов туризма к показу - от 0 до 10 баллов;
– Обустроенность территории - от 0 до 10 баллов;
– Состояние дорог - от 0 до 10 баллов;
– Транспортная доступность - от 0 до 10 баллов;
– Общая площадь объекта показа - от 0 до 10 баллов;
– Средства размещения и питания - от 0 до 10 баллов;
– Ежегодные мероприятия местного,
региональногои международного уровня - от 0 до 10 баллов;
– Готовность местных жителей к ведению
туристического бизнеса - от 0 до 10 баллов.
Есть и несколько другие критерии оценки:
- привлекательность для туристов, их познавательная иэкологическая ценность (связь объекта с конкретным историческимсобытием, субъектом, жизнью и творчеством известных людей, природнойсредой, эстетические достоинства);
- рекреационная ценность (возможность использования объекта дляорганизации отдыха и оздоровления туристов);
- известность (популярность среди туристов);
- необычность (экзотичность);
- сохранность (состояние объекта, его подготовленность к приемутуристов);
- месторасположение (расстояние до объекта, удобство подъезда кнему, пригодность дороги для передвижения автотранспорта).
Следующие критерии оценки:
- Крупное историческое событие, вошедшее во все учебники
- Сохранность исторического ландшафта
- Наличие экспозиций или музеев
- Наличие памятников или монументов
- Наличие мест отдыха
- Наличие уникальной сувенирной продукции