Примеры использования дедуктивных рассуждений




Вопрос 11

11. Какие рассуждения называют дедуктивными? Какова их структура? Приведите примеры использования дедуктивных рассуждений в 1,2,3 и 4 классах.

Дедукция (лат, deductio – выведение) - в широком смысле слова - такая форма мышления, когда новая мысль выводится чисто логическим путем (по законам логики) из предшествующих мыслей. Такая последовательность мыслей называется выводом, а каждый компонент этого вывода является либо ранее доказанной мыслью, либо аксиомой, либо гипотезой.

Умозаключение – это способ получения нового знания на основе некоторого имеющегося. Умозаключение состоит из посылок и заключения.

Дедуктивным называется умозаключение, в котором посылки и заключение находятся в отношении логического следования. (Стойлова Л. Н.)

Посылки – это высказывания, содержащие исходное знание.

Заключение – это высказывание, содержащее новое знание, полученное из исходного. В умозаключении из посылок выводится заключение.

Дедуктивные рассуждения (умозаключения) с большей или меньшей строгостью следует использовать при изучении начального курса математики, так как именно они воспитывают строгость, четкость, лаконичность мышления. Особенность дедуктивных рассуждений заключается в их тесной связи с индуктивными. А так же – то, что в начальных классах они применяются в неявном виде, т. е. общая и частная посылка в большинстве случаев не проговариваются, ученики сразу приступают к действию, которое соответствует заключению. Для сознательного проведения дедуктивного рассуждения необходима большая подготовительная работа, направленная на сознательное усвоение общего вывода, свойства, закономерности. Этого требуют особенности мышления младшего школьника, которое отличается конкретностью. Но сознательное усвоение общего вывода позволяет пользоваться дедуктивным рассуждением.

При решении простых задач на разностное сравнение имеет смысл уже обращаться к дедуктивным рассуждениям, используя наглядность только на этапе проверки решения задачи. Например: «У Коли было 6 марок, у Пети 2 марки. На сколько марок больше у Коли, чем у Пети?» Рассуждения уч-ся: «Чтобы узнать, на сколько одно число больше другого, нужно из большего числа вычесть меньше (общая посылка). Умозаключение: значит, нужно из марок Коли вычесть марки Пети».

Для сознательного выполнения дедуктивных умозаключений необходима большая подготовительная работа, направленная на усвоение вывода, закономерности, свойства в общем виде, связанная с развитием математической речи учащихся. Например, довольно длительная работа по усвоению принципа построения натурального ряда чисел позволяет учащимся овладеть правилом:

«Если к любому числу прибавить 1, то получим следующее за ним число, если из любого числа вычтем 1, то получим предшествующее ему число».

Составляем таблицы + 1 и - 1, ученик фактически пользуется правилом как общей посылкой, выполняя тем самым дедуктивные рассуждения. Примером дедуктивных умозаключений в начальном обучении математике является и такое рассуждение «4<5 потому, что 4 при счете называется раньше другого, то это число меньше; частная посылка: 4 при счете называют раньше, чем 5; заключение: 4<5.

Дедуктивные рассуждения имеют место в начальном курсе математики и при вычислении значений выражений. В качестве общей посылки выступают правила порядка выполнения действий в выражениях, в качестве частной посылки — конкретное числовое выражение, при нахождении значения которого учащиеся руководствуются правилом порядка выполнения действий.

Анализ школьной практики позволяет сделать вывод о том, что для формирования у школьников умений рассуждать не всегда используются все методические возможности. Например, при выполнении задания:

Сравни выражения, поставив знак <, > или =, чтобы получилась верная запись: 6+3... 6+2 6+4... 4+6 учащиеся предпочитают заменять рассуждения вычислениями: «6+2 < 6+3, потому что 8<9». Этим ответ ограничивается, так как суждение «8<9» чаще всего не обосновывается. Хотя при выполнении данного задания они могли бы сравнить слагаемые в суммах и сделать умозаключение о том, какой следует поставить знак, не прибегая при этом к вычислениям. Интересный опыт работы по формированию умения рассуждать отражен в опыте работы учителя В.П. Леховой. Она предлагала детям два листа, на одном из которых были написаны общие посылки, на другом – частные. Нужно установить, какой общей посылке соответствует каждая частная. Ученикам дается инструкция: «Вы должны выполнить каждое задание на листе 2, не прибегая к вычислениям, а лишь воспользовавшись одним из правил, записанных на листе 1».

 

Лист 1

1. Если уменьшаемое увеличить на несколько единиц, не изменяя при этом вычитаемого, то разность увеличится на столько же единиц.

2. Если делитель уменьшить в несколько раз, не изменяя при этом делимого, то частное увеличится во столько же раз.

3. Если одно из слагаемых увеличить на несколько единиц, не изменяя при этом другое, то сумма увеличится на столько же единиц.

4. Если каждое слагаемое делится на данное число, то сумма тоже разделится на это число.

5. Если из данного числа вычесть предшествующее ему число, то получим 1.

 

 

Лист 2

Задания расположены в другой последовательности, чем посылки.

1. Найди разность: 84 – 83, 32 – 31, 54 – 53.

2. Назови суммы, которые делятся на 3:

9+27, 6+9, 5+18, 12+24, 3+4, 3+6.

3. Сравни выражения и поставь знаки <, > или =:

125–87... 127–87 246–93... 249–93

584–121... 588–121

4. Сравни выражения и поставь знаки <, > или =:

304: 8... 304:2 243:9... 243:3 1088:4... 1088:2

5. Как быстро найти сумму второго примера в каждом столбике:

25+13=38 134+28=162 257+375=632

27+13= … 139+28= … 257+378= …

 

Таким образом, дедуктивные рассуждения могут являться одним из способов обоснования истинности суждений в начальном курсе математики. Учитывая, что они доступны не всем младшим школьникам, в начальных классах используются и другие способы обоснования истинности суждений, которые в строгом смысле нельзя отнести к доказательствам. К ним относятся эксперимент, вычисления и измерения.

 

 

Примеры использования дедуктивных рассуждений

Класс

Ученику предлагается объяснить, почему число 17 можно представить в виде суммы 10+7.

Общее суждение: Любое двузначное число можно представить в виде суммы разрядных слагаемых.

Частное суждение: 17 – двузначное число.

Умозаключение: 17=10+7.

М1М1ч стр.80 №1

Учащимся предлагается обосновать, почему 1+1=2 и 9-1=8.

Общее суждение: Чтобы к числу прибавить 1, надо назвать следующее за ним число при счёте.

Частное суждение: 1+1.

Умозаключение: 1+1=2.

Общее суждение: Чтобы вычесть из числа 1, надо назвать предыдущее перед ним число.

Частное суждение: 9-1.

Общее суждение: 9-1=8.

М1П3ч стр.5 №8

Общее суждение: Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов.

Частное суждение: Петя не Белов.

Умозаключение: Петя Чернов, а Миша Белов.

М1А2ч стр.84 №208

Общее суждение: Рома, Нина и Дима рисовали зверей.

Частное суждение: Зверей Нины и Ромы называют одинаково.

Умозаключение: Нине и Роме принадлежат 1 и 2 рисунки.

Общее суждение: Рома, Нина и Дима рисовали зверей.

Частное суждение: Нине и Роме принадлежат 2 и 1 рисунки. На рисунках мальчиков зверей одинаковое количество.

Умозаключение: Роме и Диме принадлежат 1 и 3 рисунки.

Общее суждение: Рома, Нина и Дима рисовали зверей.

Частное суждение: Нине и Роме принадлежат 2 и 1 рисунки. Роме и Диме принадлежат 1 и 3 рисунки.

Умозаключение: Роме принадлежит 1 рисунок.

Общее суждение: Рома, Нина и Дима рисовали зверей.

Частное суждение: Нине и Роме принадлежат 2 и 1 рисунки. Роме принадлежит 1 рисунок.

Умозаключение: Нине принадлежит 2 рисунок.

Общее суждение: Рома, Нина и Дима рисовали зверей.

Частное суждение: Роме и Диме принадлежат 1 и 3 рисунки. Роме принадлежит 1 рисунок.

Умозаключение: Диме принадлежит 3 рисунок.

Итого: 1 рисунок – Ромы, 2 рисунок – Нины, 3 рисунок – Димы.

М1Д2ч стр.29 №6

Общее суждение: Боря, Дима, Юра и Витя живут в четырёхэтажном доме. Частное суждение: Витя живёт под Димой, а Боря над Димой.

Умозаключение: Дима живёт либо на 2, либо на 3 этаже.

Общее суждение: Боря, Дима, Юра и Витя живут в четырёхэтажном доме. Частное суждение: Дима живёт либо на 2, либо на 3 этаже. Боря живёт выше Димы, но ниже Юры.

Умозаключение: Боря тоже живёт либо на 2, либо на 3 этаже.

Общее суждение: Боря, Дима, Юра и Витя живут в четырёхэтажном доме. Частное суждение: Дима живёт либо на 2, либо на 3 этаже. Боря тоже либо на 2, либо на 3. Боря живёт выше Димы.

Умозаключение: Дима живёт на 2, а Боря на 3 этажах.

Общее суждение: Боря, Дима, Юра и Витя живут в четырёхэтажном доме. Частное суждение: Дима живёт на 2, а Боря на 3 этажах. Витя живёт ниже Димы.

Умозаключение: Витя живёт на 1 этаже.

Общее суждение: Боря, Дима, Юра и Витя живут в четырёхэтажном доме. Частное суждение: Дима живёт на 2, а Боря на 3 этажах. Витя живёт на 1 этаже.

Умозаключение: Юра живёт на 4 этаже.

Итого: 1 этаж – Витя, 2 этаж – Дима, 3 этаж – Боря, 4 этаж – Юра.

Класс

М2М2ч стр.81 №4

Общее суждение: Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Частное суждение: х+27=30.

Умозаключение: 30-27=3.

Общее суждение: Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

Частное суждение: у-8=20.

Умозаключение: 20+8=28.

Общее суждение: Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

Частное суждение: 64-х=64.

Умозаключение: 64-64=0.

М2П1ч стр.47 №11

Общее суждение: Петя, Саша и Дима заняли призовые места в эстафете.

Частное суждение: Дима пришёл не первый и не второй.

Умозаключение: Дима пришёл третьим.

Общее суждение: Петя, Саша и Дима заняли призовые места в эстафете.

Частное суждение: Дима был третьим. Петя был не первым.

Умозаключение: Петя был вторым.

Общее суждение: Петя, Саша и Дима заняли призовые места в эстафете. Частное суждение: Дима был третьим. Петя был вторым.

Умозаключение: Первым был Саша.

Итого: Саша был первым, потом был Петя, а потом Дима.

М2М2ч стр.86 №3

Общее суждение: Фигура жёлтого цвета – треугольник.

Частное суждение: Фигура пятиугольник.

Умозаключение: Пятиугольник не жёлтого цвета.

М2А2ч стр. 21 №293

Общее суждение: В семье несколько детей.

Частное суждение: У одного ребёнка есть брат и сестра. У другого ребёнка сестры нет.

Умозаключение: В семье 3 детей: сестра, брат и брат.

М2Д1ч стр.57 №9

Общее суждение: У Белова, Чернова, Рыжова цвет волос не соответствует фамилии.

Частное суждение: Белов не черноволосый.

Умозаключение: Белов – рыжий.

Общее суждение: У Белова, Чернова, Рыжова цвет волос не соответствует фамилии.

Частное суждение: Белов – рыжий.

Умозаключение: Чернов – блондин, а Рыжов – брюнет.

Класс

М3М1ч стр.10 №4

Общее суждение: «В выражениях со скобками, сначала вычисляют значения выражений в скобках. Затем слева направо по порядку выполняется умножение или деление, а потом сложение или вычитание».

«В выражениях без скобок, содержащих только сложение и вычитание или умножение и деление, действия выполняются в том порядке, как они записаны: слева направо».

Частное суждение:

20+18-30 85-80+67 100-(28+12)

70-56+16 92-72+35 100-(49+21)

Умозаключение:

20+18-30=8 85-80+67=72 100-(28+12)=60

70-56+16=30 92-72+35=55 100-(49+21)=30

М3П1ч стр.94 №14

Общее суждение: Всего 4 пары сестра-брат. Каждая девочка катается с не своим братом. Кавалер в каждой паре выше дамы.

Частное суждение: По росту выше всех Юра Воробьёв, потом по росту идут Андрей Егоров, потом Люся Егорова, затем Серёжа Петров, Оля Петрова, Дима Крымов, Инна Крымова, Аня Воробьёва.

Умозаключение: Юра катался с Люсей, Андрей с Олей, Серёжа с Инной и Аня с Димой.

М3М1ч стр.13 №8

Общее суждение: Все фигуры зелёного цвета не многоугольники.

Частное суждение: Фигура – зелёного цвета.

Умозаключение: Фигура зелёного цвета не многоугольник.

М3А1ч стр.127 №4

Общее суждение: Третьеклассники Юля, Надя, Сева и Лёня делали ёлочные украшения – снежинки, хлопушки, золочёные орехи, гирлянды. Каждый делал украшения только одного вида.

Частное суждение: Лёня и Юля не золотили орехи. Юля не делала ни снежинок, ни хлопушек.

Умозаключение: Юля делала гирлянды.

Общее суждение: Третьеклассники Юля, Надя, Сева и Лёня делали ёлочные украшения – снежинки, хлопушки, золочёные орехи, гирлянды. Каждый делал украшения только одного вида.

Частное суждение: Юля делала гирлянды. Лёня и Юля не золотили орехи. Сева и Лёня не вырезали снежинок.

Умозаключение: Лёня делал хлопушки.

Общее суждение: Третьеклассники Юля, Надя, Сева и Лёня делали ёлочные украшения – снежинки, хлопушки, золочёные орехи, гирлянды. Каждый делал украшения только одного вида.

Частное суждение: Юля делала гирлянды. Лёня делал хлопушки. Сева и Лёня не вырезали снежинок.

Умозаключение: Сева золотил орехи.

Общее суждение: Третьеклассники Юля, Надя, Сева и Лёня делали ёлочные украшения – снежинки, хлопушки, золочёные орехи, гирлянды. Каждый делал украшения только одного вида.

Частное суждение: Юля делала гирлянды. Лёня делал хлопушки. Сева золотил орехи.

Умозаключение: Надя делала снежинки.

Итого: Юля делала гирлянды, Лёня делал хлопушки, Сева золотил орехи, Надя делала снежинки.

М3М1ч стр.61 номер внизу

Общее суждение: Чтобы вычислить площадь прямоугольника, нужно найти его длину и ширину, а потом вычислить произведение полученных чисел.

Частное суждение: Стороны прямоугольника равны 6см и 5см.

Умозаключение: Площадь можно вычислить так: 6*5=30(см).

Класс

М4М1ч стр.31 №2

Общее суждение: Фигура не жёлтого цвета – многоугольник.

Частное суждение: Фигура – шестиугольник.

Умозаключение: Шестиугольник не жёлтого цвета.

Общее суждение: Фигура не жёлтого цвета – многоугольник.

Частное суждение: Фигура – зелёного цвета.

Умозаключение: Фигура зелёного цвета – многоугольник.

М4Ч2ч стр.76 №249

Общее суждение: Коля всегда сидит за одной партой с Витей или Серёжей.

Частное суждение: Все три мальчика пришли на урок.

Умозаключение: Витя и Серёжа вместе сидеть не могут.

Общее суждение: Коля всегда сидит за одной партой с Витей или Серёжей.

Частное суждение: Витя и Серёжа сидят вместе.

Умозаключение: Коля не пришел на урок.

Общее суждение: Коля всегда сидит за одной партой с Витей или Серёжей. Частное суждение: Петя сидит с Серёжей и все четверо мальчиков на уроке.

Умозаключение: Коля сидит с Витей.

М4М1ч стр.54 №15

Общее суждение: Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Частное суждение: 47+х=108

Умозаключение: 108-47=61

Общее суждение: Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

Частное суждение: 65-х=27

Умозаключение: 65-27=38

Общее суждение: Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.

Частное суждение: 81:27=3

Общее суждение: Чтобы найти делимое, надо делитель умножить на частное.

Частное суждение: х:8=12

Умозаключение: 12*8=96

М4М1ч стр.23 №92

Общее суждение: Чтобы найти площадь квадрата, надо его длину умножить на саму себя.

Частное суждение: Сторона квадрата АВСD равна 7см.

Умозаключение: Площадь квадрата АВСD равна 7*7=49(см кв.).

Общее суждение: Чтобы найти периметр квадрата, надо длину его стороны умножить на 4.

Частное суждение: Сторона квадрата АВСD равна 7см.

Умозаключение: Периметр квадрата АВСD равен 7*4=28(см).

М4М1ч стр.26 №111

Общее суждение: Чтобы найти периметр прямоугольника, надо сложить длины всех его сторон.

Частное суждение: Длина прямоугольника АВСD равна 5см, а ширина 3см.

Умозаключение: Периметр прямоугольника АВСD равен 5+5+3+3=16(см).

Общее суждение: Чтобы найти площадь прямоугольника, надо его длину умножить на его ширину.

Частное суждение: Длина прямоугольника АВСD равна 5см, а ширина 3см.

Умозаключение: Площадь квадрата АВСD равна 5*3=15(см кв.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: