Важнейшей характеристикой политической системы являетсяполитический режим. Сам термин «режим» происходит от французкого порядок, система правил, государственный строй. Хотя понятие «политический режим» является основополагающим в политологии, однако трактуется оно достаточно вольно. В настоящее время в науке конкурируют в основном два подхода в трактовке режима:юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления власти институтами государства, исоциологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть и которые в той или иной мере обусловлены социокультурными традициями, системой разделения труда, характером социально-политических отношений и т.д.
Как показал практический опыт, наиболее адекватным способом отображения политического режима является второй подход, дающий возможность сопоставлять официальные и реальные нормы поведения субъектов в сфере власти, отражать реальное состояние дел в области прав и свобод, выяснять, какие группы контролируют процесс принятия решений, и т.д. При социологическом подходе в качестве субъектов власти рассматриваются не только правительство или официальные структуры, но и те, подчас не обладающие формальным статусом группировки, которые реально влияют на принятие решений. В качестве определенной характеристики правления при этом может рассматриваться и деятельность оппозиции. Оппозиция представляет собой политический институт, имеющий целью выражение интересов и ценностей, не представленных в деятельности правящей группы.
Суммируя сказанное, можно сформулировать следующее определение. Политический режим есть совокупность определенных структур власти, которые функционируют в общих (структурных и временных) рамках политической системы общества и преследуют цели ее стабилизации, опираясь в этом на сложившиеся (или же складывающиеся) социальные интересы и используя специфические методы. Режим, таким образом, это своего рода жизнь, "дыхание" политической системы, ее упорядоченная динамика. Таким образом, он весьма близок к политической системе содержательно, что в целом ряде случаев позволяет рассматривать данные понятия как взаимозаменяемые. Из такого понимания мы будем исходить в своих дальнейших рассуждениях. Следует иметь ввиду, что данное определение — всего лишь рабочее, и его неверно было бы рассматривать как окончательное, а также оно вовсе не является новаторским, ибо все основные его компоненты были уже проанализированы политической мыслью, начиная с Античности.
Характеристика политического режима в любой отдельно взятой стране дает подлинную картину принципов организации политической жизни общества.
Политический режим позволяет определить:
1. каковы механизмы властвования, что дает возможность определить как социальные и политические группы формируют органы политической (государственной) власти: через выборы в парламент или путем назначения сверху, при участии узкого круга наиболее влиятельных лиц, или по единоличному усмотрению (например, диктатора).
2. как реально распределяется власть между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями, кто и почему обладает наибольшей долей власти в обществе;
3. кто и как контролирует осуществление политической власти; реализуется ли принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; существует ли система сдержек и противовесов;
4. какова система методов осуществления власти (разрешительные-запретительные, убеждение-принуждение, экономические экономические и др.);
5. каково состояние прав и свобод в обществе; характерно ли признание или непризнание властью естественных неотчуждаемых прав личности и гражданина; реальны ли их гарантии;
6. каково отношение населения к политическому участию: активное, индифферентное, пассивное; каковы формы этого участия: организованные, стихийные и т.д.;
7. каковы способы урегулирования социальных и политических конфликтов;
8. какие политические партии есть в обществе, их внутреннее устройство и принципы взаимоотношений с государством; существует ли оппозиция, ее статус, взаимоотношения с государственной властью;
9. каков политический и юридический статус средств массовой информации, наличие или отсутствие цензуры, степень гласности в обществе;
10. каков политический и юридический статус и роль армии в обществе.
В научной литературе существует большое многообразие классификаций политических режимов. Выделить единственно правильный вариант достаточно сложно. Однако следует отметить, что большинство современных подходов, так или иначе, учитывают два фактора: степень развитости политической демократии и реальный политико-правовой статус личности. Исходя из этого, наиболее общим принципом типологии режимов является деление их на демократические и недемократические. В свою очередь недемократические режимы делятся на тоталитарные и авторитарные. Также выделяют еще ряд промежуточных или переходных типов.
Рассмотрим подробнее сущностные характеристики известных нам типов политических режимов.