Украинские повести Гоголя




Методико-библиографический отдел

Мученик

возвышенной мысли

(1 апреля – 210 лет Николаю Васильевичу Гоголю)

 

 

Биобиблиографический указатель

Новосибирск

От составителя

 

1 апреля – 210 лет (1809-1852) со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. "Мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России" - эти слова Николая Гоголя особенно актуально звучат сегодня, когда празднуется юбилей великого писателя. Н.В. Гоголь - один из самобытнейших русских писателей, его слава вышла далеко за пределы русского культурного пространства. Гоголь не просто писатель, но человек исключительной, трагической судьбы, мыслитель и пророк, начало новой эпохи в художественном сознании России ХIХ века. Произведения Николая Васильевича Гоголя, одной из самых мистических фигур русской литературы, ставят его в один ряд с великими мировыми классиками.

Предлагаемый биобиблиографический указатель «Поэзия прозы» составлен на основе книг и периодических изданий фонда МКУК ЦБС Центрального округа. Материал сгруппирован по тематическим рубрикам, внутри рубрики «Экранизации произведений Н.В.Гоголя» - в алфавите названий фильмов. Список произведений, имеющихся в фонде ЦБС Центрального округа – в алфавите авторов и заглавий книг и статей. Справочно-библиографический аппарат пособия представлен алфавитным указателем названий произведений Н.В.Гоголя, упоминаемых в тексте.

Указатель будет полезен при подготовке тематических мероприятий, книжных выставок и предназначен работникам образовательных учреждений, учащимся, работникам учреждений культуры.

Оглавление

 

От составителя. 2

Биография. 3

Украинские повести Гоголя. 4

Поэма «Мертвые души». 6

Гоголь и театр. 8

Петербургские страницы.. 10

Расшифрованный Гоголь. 11

Память о Н.В. Гоголе. 11

Экранизации произведений Н.В.Гоголя. 12

Литература, имеющаяся в фонде ЦБС Центрального округа. 15

Алфавитный указатель произведений Н.В. Гоголя, упоминаемых в тексте. 26

 

«Много еще пройдет времени, пока уразумеется вполне все глубокое и строгое значение Гоголя, этого монаха-художника, христианина-сатирика, аскета и юмориста, этого мученика возвышенной мысли и неразрешимой задачи»

(И.С. Аксаков)

Биография

Н.В. Гоголь родился 20 марта (1 апреля по н.с.) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, в семье помещика. Николай не был первенцем в семье, но дети были слабыми и умирали в младенчестве. Поэтому мать, Мария Ивановна, отправляется к знаменитому в ту пору врачу М. Я. Трахимовскому в Великие Сорочинцы. Кроме того, дает обет: если родится мальчик, назвать Николаем — в честь чудотворного образа Николая, хранившегося в Диканьской церкви.

Детство и юность писателя прошли в усадебно-поместном кругу. Однако среда, сформировавшая его мировоззрение, вовсе не была патриархальным, идиллическим мирком. В этом смысле немаловажное значение имеет период пребывания Гоголя в Нежинской гимназии, куда он поступил в мае 1821 года. По общему уровню подготовки учащихся Нежинская гимназия высших наук занимала промежуточное место между тогдашними губерскими гимназиями и университетами. В числе профессоров гимназии было несколько человек, в свое время входивших в различные тайные масонские общества. Среди преподавателей выделялся профессор Белоусов, человек прогрессивных взглядов, пользовавшийся большой популярностью среди студентов, и признававший «равенство врожденных прав всех людей». В гимназии Гоголь не только учится – он занимается живописью, участвует в спектаклях, пробует себя и в различных литературных жанрах. Окончив гимназию в 1828 году, Гоголь едет в Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совсем незначительными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал.

Период литературной учебы Гоголя продолжался недолго, он почти полностью исчерпывается гимназическими литературными опытами. В юности Гоголь писал немало стихов, сочинил стихотворную балладу «Две рыбки», трагедию «Разбойники», повесть «Братья Твердиславичи» и сатирическое обозрение «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан». В 1829 году он издал под псевдонимом В.Алова романтическую идиллию «Ганц Кюхельгартен», герою которой приданы те идеальные мечты и стремления, какими он был исполнен в последние годы нежинской жизни. Примечательную особенность идиллии составляют живые зарисовки быта, которые выразительно выступают на фоне идиллических сцен сельской жизни, описаний тоски Ганца. Хотя и в очень слабой степени, здесь проявляются те черты, которые в такой блистательной форме раскроются в более поздних произведениях Гоголя. С точки зрения идейного содержания, мастерства между юношеской идиллией и «Вечерами на хуторе близ Диканьки» (созданными непосредственно вслед за идиллией) лежит целая пропасть, хотя эти произведения и отделены друг от друга всего лишь тремя-четырьмя годами. Книга вызывает насмешливые отзывы. Гоголь сжигает нераспроданные экземпляры и уезжает в Германию.

В конце 1829 года ему удается определиться на службу в Министерство внутренних дел, но не принесло удовлетворения: «Это убийственно! Что за счастие дослужить в 50 лет до какого-нибудь статского советника, пользоваться жалованием, едва стающим себя содержать прилично, и не иметь силы принесть на копейку добра человечеству». Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в «службе государственной», но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.

К этому времени Гоголь печатает ряд художественных произведений и статей. Знакомится с Жуковским, Плетнёвым, Пушкиным, часто бывает в Царском Селе. Выполняет поручения по изданию пушкинских «Повестей Белкина». Дает частные уроки, преподает в Патриотическом институте.

В этот период выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение. 1833 год для Гоголя оказался сложным и напряженным. Одновременно с педагогической работой и трудами по истории он пишет повести, составившие сборники «Миргород» и «Арабески».

Осенью 1835 года он принимается за написание «Ревизора», позже – «Мертвых душ». Сюжет обоих произведений был подсказан Гоголю Пушкиным. В июне 1836 года Гоголь уезжает в Германию, а конец лета и осень проводит в Швейцарии. Известие о гибели Пушкина застает его в Париже. Гоголь ошеломлен и ощущает работу над «Мертвыми душами» как «священное завещание» поэта.

Вскоре «Похождения Чичикова, или Мертвые души» (1842) вышли в свет. 1842-1845 годы – период напряженной и трудной работы над 2-м томом «Мертвых душ». Написание идет чрезвычайно трудно, с большими остановками, преодолением душевной усталости и творческих сомнений.

В 1845 году в состоянии душевного кризиса и резкого обострения болезни Гоголь сжигает рукопись 2-го тома и начинает работу заново.

В начале 1852 года Гоголь сообщает друзьям, что 2-й том «совершенно окончен». Но в последних числах января явственно обнаружились признаки нового кризиса. Его терзает предчувствие близкой смерти.

(7) 19 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь на (12) 24 февраля сжигает беловую рукопись 2-го тома.

(21 февраля) 4 марта 1852 утром Гоголь умер в доме на Никитском бульваре в Москве. Погребение состоялось на кладбище Свято-Данилова монастыря в Москве, а в 1931-м прах писателя был перенесён на Новодевичье кладбище.

Украинские повести Гоголя

 

«Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами, какая поэзия!»

(А. С. Пушкин о гоголевском сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

 

В начале сентября 1831 года были напечатаны «Вечера на хуторе близ Диканьки». Наборщики типографии, в которую Гоголь отдал рукопись, едва завидев в дверях автора, «давай каждый фыркать и прыскать себе в руку, отворотившись к стенке». Этот эпизод Гоголь описал в письме Пушкину и с волнением ждал его суждения о «Вечерах». Отзыв превзошел самые смелые ожидания. Публика же буквально зачитывалась ими.

Еще в период пребывания в Нежинской гимназии Гоголь живо интересовался народным бытом и творчеством. Не ограничиваясь немногочисленными публикациями украинского фольклора, писатель сам с успехом занимался собиранием народных песен. Вынашивая замыслы повестей, составивших «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь обращается к матери и сестре с просьбой прислать ему самые различные сведения об украинских народных обрядах, легендах, поверьях и т.д.

В своих украинских повестях Гоголь вдохновенно воспел народ как олицетворение всего светлого и прекрасного. Главное в «Вечерах» - это отражение духовной одаренности народа, чистоты и благородства чувств простых людей, их живого ума. Герои повестей Гоголя – преимущественно казаки, люди, не находившиеся в непосредственной зависимости от помещичьей власти. Это и определяет общий колорит «Вечеров». Романтизм, получивший в повестях рельефное выражение, имеет неоднородный характер. Некоторые формы романтизма связаны с повествованием об ирреальном, которое вторгается в жизнь. В этом сказывается определенная противоречивость творческих исканий Гоголя раннего периода. Положив в основу повестей поэтические легенды, он перемежает фантастику с яркими реально-бытовыми образами. Рисуя бытовые сцены и картины, писатель насыщает повествование народными сказаниями, которые выступают как существенный момент характеристики героев.

Повесть Гоголя «Вий» считается одним из основополагающих произведений в литературе ужасов (horror). Это первый настоящий триллер в русской литературе. Гоголь мастерски нагнетает напряжение с каждой ночью, которую Хома Брут должен провести у гроба панночки-ведьмы. При этом истинно народный юмор только оттеняет весь ужас происходящего. Вий у Гоголя – повелитель подземного царства. Сила его скрыта за сверхдлинными веками, и он не может использовать их без посторонней помощи. Иносказательно это можно истолковать в том смысле, что нечистой силе должен помогать сам человек – своим страхом. Именно страх Хомы губит его. Человек, посмотревший в глаза Вию, погибает, потому что в этот момент оживают все его страхи и материализуются все его грехи, которые и утягивают его в царство мертвых.

В поэтическом строе «Вечеров» выделяется несколько линий: лирика и патетика, быт и юмор, сливаясь в единое целое, образуют глубоко оригинальные жанровые формы. Юмор, комическое предстают в повествовании о столкновении героев с потусторонним. Юмор здесь служит либо средством развенчания таинственного, либо, освещая характеры людей, бытовые отношения, является контрастным началом по отношению к «нездешнему».

Повести «Вечеров» объединены в общий цикл образами рассказчиков Рудого Панько, Фомы Григорьевича, Степана Ивановича Курочки и панича из Полтавы. Образ рассказчика – это образ простого человека, чуждого светской «изысканности» и жеманства. Его рассказ простодушен, но за этим «простодушием» скрывается умная ирония, вплетается живой народный юмор.

Повесть «Тарас Бульба» - героический мини-эпос, входит в цикл «Миргород». Замысел возник у Гоголя из неосуществленного романа «Гетьман». Основным желанием было показать современникам доблесть предков, героизм «казачьего рыцарства» в борьбе за православную веру. Героизм в повести соседствует с необузданной жестокостью. Подобными внешними средствами передаются не только реалии Средневековья, но и противоречия в душе Тараса. В финале Тарас совершает высший христианский подвиг – кладет «жизнь свою за други своя». По выражению В.Г.Белинского, Гоголь «исчерпал в «Тарасе Бульбе» всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном сознании навсегда запечатлел ее духовный образ». Это произведение сыграло важную роль в становлении украинского национального самосознания, а его главный герой до сих пор и в России, и в Украине почитается образцом героя, защитника православной веры. Гоголь всю жизнь страдал определенной раздвоенностью собственной национальной идентичности: «…никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и как нарочно каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, - явный знак, что они должны пополнить одна другую… чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве».

 

Поэма «Мертвые души»

 

Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным предположительно в сентябре 1831 года. А. С. Пушкин узнал его во время своей кишинёвской ссылки. Ему рассказали, что в городе Бендеры, с момента присоединения к России, кроме военных никто не умирает. Дело в том, что в начале XIX века в Бессарабию бежали крестьяне из центральных губерний Российской империи. Полиция безуспешно пыталась искать беглецов, но они принимали имена умерших. В результате в Бендерах в течение нескольких лет не было зарегистрировано ни одной смерти. Началось официальное расследование, выявившее, что имена умерших отдавались беглым крестьянам, не имевшим документов. Много лет спустя похожую историю Пушкин, творчески преобразовав, рассказал Гоголю: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего как живого, не приняться за большое сочинение! Это просто грех!» … и в заключенье всего отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому. Это был сюжет «Мертвых душ». … Я увидел, что в сочинениях моих смеюсь даром.… Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеянья всеобщего».

Первые главы Гоголь читал Пушкину перед своим отъездом за границу. Работа продолжилась осенью 1836 года в Швейцарии, затем в Париже и позднее в Италии. По возвращении в Россию Гоголь читал главы из «Мёртвых душ» в доме Аксаковых в Москве в сентябре 1839 года, затем в Санкт-Петербурге у Василия Жуковского, Николая Прокоповича и других близких знакомых. Окончательной отделкой первого тома писатель занимался в Риме с конца сентября 1840 года по август 1841 года. Из письма Н.В.Гоголя М.П.Погодину из Рима: «Когда я творил, я видел перед собою только Пушкина… мне дорого было его вечное и непреложное слово… И теперешний труд мой есть его создание. Он взял с меня клятву, чтобы я писал, и ни одна строка его не писалась без того, чтобы он не являлся в то время очам моим…»

А.И.Герцен высоко оценил «Мертвые души: «Предъявить современной России подобное обвинение было необходимо. Это история болезни, написанная рукой мастера».

Подобно Данте Алигьери, Гоголь предполагал сделать поэму трёхтомной, и писал второй том, где выводились положительные образы и делалась попытка показать нравственное перерождение Чичикова. Работу над вторым томом Гоголь начал предположительно в 1840 году. Работа над ним продолжалась в Германии, Франции и, главным образом, в Италии. Существует несколько версий о судьбе второго тома. Графу А.П.Толстому Гоголь сказал: «Вообразите, как силен злой дух! Я хотел сжечь бумаги, давно уже на то определенные, а сжег главы «Мертвых душ», которые хотел оставить друзьям на память после своей смерти». Третий том «Мертвых душ» так и не был написан. Идеологическая задача писателя – показать привлекательные стороны российской действительности и превращение дурного человека в хорошего – оказалась в неразрешимом противоречии с правдой жизни и творческими возможностями самого Гоголя.

Сюжета вне подробностей в «Мертвых душах» нет – главное в содержании поэмы не совпадает с тем, что выглядит главным в сюжете. Из письма Н.В.Гоголя П.А.Плетневу из Москвы: «… главное дело основано на смешном недоумении продающих и на тонких хитростях покупщика и на всеобщей ералаше, которую произвела такая странная покупка, что это ряд характеров, внутренний быт России и некоторых его обитателей…». Автор обличает и высмеивает пороки помещиков, продажность и пагубные страсти чиновничества. Название поэмы имеет двоякое значение. «Мертвые души» - это не только умершие крестьяне, но и другие фактически живые персонажи. Называя их мертвыми, Гоголь подчеркивает их опустошённые, жалкие, «мертвые» души.

В своей поэме Гоголь дает широкую панораму жизни трех главнейших сословий современной ему России – крестьянского, помещичьего и чиновничьего. Павла Ивановича Чичикова можно назвать представителем новейшего, только что зарождающегося в крепостной России класса – предпринимателей, «приобретателей». Активность и деятельность героя отличает его от других персонажей поэмы. Он изменчив, многолик, способен подстроиться под любого собеседника, придать лицу нужное выражение. Благодаря этим качествам Чичиков без труда находит общий язык с помещиками, чиновниками и завоевывает себе нужное положение в обществе. Умение очаровывать и располагать к себе нужных людей Чичиков использует для достижения своей цели, а именно получение и накопление денег. Павлу Ивановичу не чужды положительные свойства русской души, нерасчетливые поступки и наклонности, вроде типично русской страсти к быстрой езде, откуда и возникает знаменитый монолог о «птице-тройке».

В образе Манилова Гоголь изобразил целый класс помещиков, основные качества которых – сентиментальность, постоянные фантазии и отсутствие активной деятельности, бездарные и глупые позеры. В черновом наброске Гоголь так характеризует Манилова: «… по природе добрый, даже благородный, бесплодно прожил в деревне, ни на грош никому не доставил пользы, опошлел, сделался приторным своею добротой…». По мнению исследователя Бориса Левинтова образ Манилова списан с императора Александра I, а Чичиков – карикатурная копия Наполеона. В качестве доказательства своей версии он сравнивает исторические события и факты биографий исторических лиц и персонажей. Один из ключевых персонажей поэмы - Настасья Петровна Коробочка. В.Г.Белинский писал: «Коробочка пошла и глупа, скупа и прижимиста, ее девчонка ходит в грязи, босиком, но зато не с распухшими от пощечин щеками, не сидит голодна, не утирает слез кулаком, не считает себя несчастною, но довольна своею участью». Идею покупать «мертвые души» она вовсе не сочла странной. Более того, она проявила инициативу лично изучить нынешние цены на умерших крестьян, лишь бы не продешевить и не остаться «с носом». Лихач, кутила, говорун Ноздрев готов задирать всех без разбора. В отличие от сентиментального Манилова, в нем кипит энергия. Он отличается вздорным характером, азартен, склонен к обману, при этом считает свою натуру широкой. Фамилия «Ноздрев» подчеркивает его необыкновенный нюх на ситуации, где он может удовлетворить свою страсть к игре, выпивке и скандалу. Не исключено, что одним из прототипов Ноздрева послужил гоголевский зять П.О.Трушковский. Имя Михаила Семеновича Собакевича указывает на сходство с медведем, всячески подчеркиваемое Гоголем. Все предметы в его доме и имении – словно вырублены топором. В.Г.Белинский отмечал: «Собакевич – антипод Манилова: он груб, неотесан, обжора, плут и кулак; но избы его мужиков построены хоть неуклюже, а прочно, из хорошего лесу». За грубой внешностью и суровым характером Собакевича скрывается хитрый, умный и изворотливый человек. По мнению автора поэмы, таким помещикам, как Собакевич не составит труда адаптироваться к грядущим на Руси изменениям и реформам. Замыкает галерею образов помещиков один из самых ярких персонажей Гоголя, литературный герой, чье имя давно уже стало нарицательным - помещик Степан Плюшкин. Являясь самым богатым помещиком губернии, Плюшкин жил в крайней нищете, питаясь объедками и засохшими сухарями. Гоголь характеризует Плюшкина как пример предельного омертвения души. Описание окрестностей поместья свидетельствует о запустении, плохом финансировании и отсутствии твердой руки хозяина: ветхие домишки с дырявыми крышами и окнами без стекол. Согласно гипотезе Ю.В.Манна, по одному из вариантов продолжения «Мертвых душ» Плюшкин должен был оказаться в Сибири, где пережить «смерть и видение ада», а затем воскреснуть к новой жизни и превратиться в сборщика денег на построение Божьего храма.

 

Гоголь и театр

 

«Театр ничуть не безделица, и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображенье то, что в нем может поместиться вдруг толпа из пяти-шести тысяч человек и что вся эта толпа, ни в чем не сходная между собою, разбитая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясеньем, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра»»

(Н.В.Гоголь)

Николай Васильевич Гоголь видел в театре огромную воспитательную, преобразующую силу, способную сплотить тысячи людей. Театр для него был школой добра. Драматург понимал, что сущность психологии театра состоит в этом общем переживании.

Интерес к сценическому действу у Гоголя проснулся еще в детские годы. Отчасти — под влиянием знакомства с украинским народным театром, вертепом. Но в первую очередь — благодаря отцу, который сам сочинял комедии на украинском языке, сам ставил их в домашнем театре своего дальнего родственника и влиятельного покровителя Д. П. Трощинского, и сам же играл в них главные роли. Будущий писатель унаследовал от отца не только пристрастие к театру, но и способность к сценическому перевоплощению.

Эти склонности сполна проявились в годы обучения в Нежинской гимназии, где Николай был одним из заправил ученического театра, выступая в качестве автора пьес, режиссера, оформителя декораций и актера. Ему доставались преимущественно комические роли, которые он исполнял так, что публика покатывалась со смеху. Ободренный успехом на гимназической сцене, Гоголь после переезда в Петербург предпринял попытку стать актером, но испытание обернулось для молодого человека полным провалом. Забавно, что спустя каких-нибудь пять-шесть лет «забракованный» для театра писатель, уже прославивший свое имя книгами «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород», написал гениальную комедию «Ревизор», которая произвела настоящий взрыв на русской сцене.

Гоголь обладал даром обобщать свои наблюдения и создавать художественные типы, в которых каждый мог найти черты знакомых им людей. Сюжет, который Гоголь использовал для своей комедии, не был оригинален. История про мелкого чиновника, которого городничий и другие чиновники маленького уездного городка приняли за ревизора, легла в основу комедии Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе», написанной в 1827 году. Та же история описывалась в повести Александра Вельтмана «Провинциальные актёры», позже название было изменено на «Неистовый Роланд». Вельтман даже упрекнул Гоголя в плагиате. Однако это был несправедливый упрёк. При внешнем сходстве фабулы сюжеты произведений были разными. Принципиальная новизна комедии Гоголя состоит в том, что лицо, которое было принято чиновниками за важную персону, и не собиралось никого обманывать.

Принято считать, что сюжет «Ревизора» был подсказан Гоголю А.С.Пушкиным. Однако еще раньше и без участия Пушкина Гоголь вместе с А.С.Данилевским и еще одним лицеистом И.Г.Пащенко разыграли оригинальную репетицию «Ревизора», отправившись из Киева в Москву.

Всего над текстом комедии Гоголь работал 17 лет. Окончательной редакцией считается текст 1842 года. Наверное, ни одна вещь Гоголя не вызывала такого количества авторских дополнений, разъяснений, комментариев. Главная просьба всех разъяснений: не принимать произведение за водевиль и карикатуру. Хотя исходным импульсом комедии послужило желание «собрать в одну кучу все дурное в России… и за одним разом посмеяться над всем», её художественный смысл гораздо шире и глубже. Работая над текстом, Гоголь мечтал вернуть комедии утраченное ею общественное значение.

Как заметил Владимир Набоков: «Сама фамилия Хлестаков гениально придумана, потому что у русского уха она создает ощущение легкости, бездумности, болтовни, свиста тонкой тросточки, шлепанья об стол карт, бахвальства шалопая и удальства покорителя сердец (за вычетом способности довершить и это, и любое другое предприятие). Хлестаков порхает по пьесе, не желая толком понимать, какой он поднял переполох, и жадно стараясь урвать все, что подкидывает ему счастливый случай». Сам Гоголь дает Хлестакову такую характеристику: «Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам подзабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит…»

Хлестаков – это только зеркало, в котором отражаются пороки всех других персонажей пьесы. Потому так легко и попутал черт городничего и его соратников, что они увидели в приезжем из Петербурга как бы самих себя, только вознесенного (как они подумали) к невообразимым вершинам власти.

Взяточничество, казнокрадство, низкопоклонничество и подличанье перед властями, знатностью и богатством, скотская грубость перед низшими себя – это правила жизни городничего. В нем это не разврат, а его нравственное развитие, его высшее понятие о своих объективных обязанностях по содержанию семьи, как мужа и отца. Добродетелью в его понимании становится чувство меры в этом интимном и не самом благородном процессе. Реплика городничего квартальному перед встречей мнимого ревизора: «Смотри! Не по чину берешь!» комически ранжирует взятки.

В нравственное исправление персонажей своей комедии Гоголь не верил – это противоречило бы логике развития их характеров. Он лишь надеялся, что их пример побудит зрителей тщательнее приглядеться к себе и начать по капле выдавливать из себя и Хлестакова, и городничего.

Свое понимание смысла «Ревизора» Гоголь выразил в письме от 06.12.1849года: «Помните, что все на свете обман, все кажется нам не тем, чем оно есть на самом деле… Трудно, трудно жить нам, забывающим всякую минуту, что будет наши действия ревизовать Тот, Кого ничем не подкупишь». Черт попутал Бобчинского и Добчинского разнести слух о Хлестакове-ревизоре, черт дернул городничего и прочих чиновников им поверить, черт побуждает «отцов города» брать взятки и воровать, но держать ответ в финале приходится перед Богом – самым грозным ревизором. И страх перед этим последним судьей символизирует заключительная немая сцена.

Гоголь был очень недоволен постановкой «Ревизора», несмотря на его личное участие в работе над спектаклем. Уже первые спектакли дали два направления трактовки комедии, с которой мы сталкиваемся и сегодня: фарсовое и социально-обличительное. Каждая эпоха видела в «Ревизоре» Н.В. Гоголя свое отражение. Насколько смелыми были театральные деятели, настолько правдивым получался спектакль: от водевильно-фарсового петербургского представления, через смелую щепкинскую постановку Малого театра, обытовленную МХТ, социально- заостренные прочтения 1917-20-х гг., к гиперболизированному зеркалу В. Мейерхольда.

Ни театр, ни публика, ни критика в целом не поняли сразу новаторской поэтики драматурга. Театр первой половины XIX века показывал мир яркий, страстный, полный подвигов и невероятных событий. Гоголь вводит в театр реальную жизнь, взрывает спокойное бесконфликтное сознание зрителей. Драматург обновляет природу конфликта: доминирующий любовный он заменяет социальным. И поскольку фальшь, пошлость, невежество, взяточничество, грубость нравов распространены повсеместно, даже добродетельный человек живет с мертвой, пустою душою, то мир гоголевских комедий лишается положительного героя, оказывается миром однородного зла или посредственности. Лишь смех остается единственным честным и в то же время карающим лицом.

 

Петербургские страницы

 

«Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!» Слова эти написаны в Петербурге, городе, который для Гоголя был антагонистом Малороссии. По словам Гоголя, обитатели города принуждены коротать свой век «среди кучи» домов, «диких северных ночей», в мире «низкой бесцветности». К душевным терзаниям прибавлялись физические – Николай жестоко мерз в холодной квартире и проклинал гнусный петербургский климат. Он изобразил Петербург городом-призраком, где всё – обман, где ничему нельзя верить. Здесь даже нечистая сила отличается от малороссийской. Даже вий, ведьмы, чудовища, разорвавшие Хому Брута, и колдун из «Страшной мести» все-таки не рождают в душе такого ужаса, как демон Невского проспекта, что «зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящем свете». Малороссийские черти и ведьмы у Гоголя соотносятся с обычной нечистью. Но демон Невского проспекта и сам инфернальный Петербург – потусторонняя сила совсем иного рода. Демона Невского проспекта не оседлает кузнец Вакула. От его чар не спасет петушиный крик.

Юношеское нетерпение служения Отечеству на юридическом поприще, с которым молодой Гоголь приехал в Петербург, натолкнулось на мрачную холодность последнего во всем. Первые неудачи «совершенно оравнодушили» его, - как писал Гоголь матушке, таяли деньги, таяли надежды на свое великое поприще.

Один из первых адресов, где жил юноша Гоголь, была Гороховая улица. Ее в народе и называли Невским для народа. Жить здесь было непрестижно, зато дешево. Мечтавший о славе и блестящем поприще провинциал приехал делать карьеру. В своих грезах он видел себя живущим «в веселой комнатке с окнами на Неву». Однако он столкнулся с мрачной стороной столицы. Своим героям он передал ощущение от первой встречи с Петербургом. В гоголевских «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Петербург возникает как город еще не страшный, но уже сказочный, нереальный. Титулярному советнику Поприщину по воле автора «Записок сумасшедшего» пришлось пройти тем же путем, которым и сам молодой Гоголь ходил от ненавистного ему департамента к дому. Так в русскую литературу попал скромный, ничем не примечательный дом Зверкова на углу Столярного переулка и Екатерининского канала – один из петербургских адресов Гоголя.

Гоголь называл Петербург городом кипящей меркантильности. Здесь даже дворяне – «благородные» - не гнушались наживы и старались извлечь деньги из чего только можно. Гоголь ненавидел торгашеское отношение к искусству и с тревогой замечал, что дух меркантильности все больше пропитывает даже литературу.

Образ гоголевского Петербурга дан в самом первом питерском произведении – «Невский проспект» (1834). «Страницей Гоголя ложится Невский» - напишет через сотню лет С.Маршак. От этих же страниц начнет свое шествие «Петербург» А.Белого, от петербургских повестей мистика, абсурдность, иррациональный реализм вселится в произведения М.Булгакова. А из гоголевской «Шинели» выйдет вся русская литература Достоевского, Некрасова, Толстого, Тургенева и др. Обнаружится, что модернизм в нашей литературе начался с Гоголя. Именно гоголевский Петербург – двоится, туманится, распадается, раскалывается, заманивает и обманывает.

 


Расшифрованный Гоголь

 

Николай Васильевич Гоголь – один из самых таинственных, загадочных русских писателей. Человек глубоко верующий, православный, он был не чужд мистики и верил, что черт водит за собой людей, заставляя совершать злые поступки.

Гоголь очень таинствен, он – отец русской тоски в литературе. Поразительно, что невозможно забыть ничего из сказанного им, даже мелочей. Такою мощью слова никто другой не обладал. Смех у Гоголя – демонический. Мефистофель корчит гримасы у Гоголя и в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», и в «Миргороде», и в петербургских повестях, и в «Ревизоре», и в «Мертвых душах». Трагический парадокс – первый по-настоящему веселый писатель в России оказался и первым по-настоящему трагическим, ибо очень скоро нормальный, здоровый смех сменился смехом сквозь слезы.

Русский философ Н.А.Бердяев считал Гоголя инфернальным художником: «У Гоголя было совершенно исключительное по силе чувство зла… нет нигде спасения от окружавших его демонических рож… Он верил в человека, искал красоты человека и не находил их в России…». Беда в том, что маленький человек, которому Гоголь горячо сочувствовал, обуреваем бесом тщеславия, и тогда он вырастает до зловещих мефистофелевских высот, как Акакий Акакиевич в «Шинели». Гоголь прозрел беса едва ли не в каждом человеке.

Резко критиковавший писателя философ В.В.Розанов писал, что «творчество Гоголя есть художественное откровение зла как начала метафизического и внутреннего, а не зла общественного и внешнего, связанного с политической отсталостью и непросвещенностью. Гоголю не дано было увидеть образов добра и художественно передать их. В этом была его трагедия. Мертвые души не имеют обязательной и неразрывной связи с крепостным бытом и ревизор – с дореформенным чиновничеством. И сейчас после всех реформ и революций Россия полна мертвыми душами и ревизорами, и гоголевские образы не отошли в прошлое…».

Профессор истории русской литературы Дмитрий Бак считает, что множество тайн, связанных с жизнью и творчеством Гоголя, еще предстоит открыть и изучить исследователям, Например, на знаменитой картине Александра Иванова "Явление Христа народу" в облике одного из персонажей изображен Гоголь. Среди тех, кто с надеждой устремил взгляды на приближающегося Христа, есть человек, стоящий вполоборота к Мессии, в алом одеянии, он выделяется из толпы своим пророческим горящим взглядом. Фигура, ближайшая к Христу. Особенно явно создатель «Мертвых душ» «читается» в этюдах. Портретное сходство с Гоголем очевидно. Считается, что Гоголь в повести «Портрет» писал именно о «Явлении Христа народу». Гоголь познакомился с Александром Ивановым в Италии, где писатель прожил долгие годы.

 

Память о Н.В. Гоголе

 

Именем Николая Васильевича Гоголя названы улицы и учебные заведения во многих городах России, Украины и других стран. В его честь выпущены марки, конверты и памятные монеты. По мотивам произведений Гоголя сняты фильмы, созданы музыкальные произведения. Ему также посвящено несколько игровых и документальных фильмов. В различных городах мира писателю установлены памятники.

Первый в Российской империи памятник Гоголю работы Пармена Забелло был установлен в Нежине в 1881 году. Памятники были установлены также в городах: Москве, Царицыне (сейчас – Волгоград), Днепре, Киеве, Полтаве, Запорожье, Миргороде, Харькове, Бресте, Евпатории, Санкт-Петербурге, Риме, Йошкар-Оле, Бугуруслане. В Новосибирске установлен бюст Н. В. Гоголя.

Именем Гоголя названы улицы во многих городах России, Украины и других республик постсоветского пространства. В его честь названы учебные заведения и театры, пароход, кратер на Меркурии. В бывшем селе Васильевка (ныне - Гоголево) создан Национальный музей-заповедник Н. В. Гоголя.

Союзом писателей Санкт-Петербурга в 2003 году учреждена литературная премия имени Н. В. Гоголя. Она направлена на выявление и поощрение талантливых авторов, успешно работающих в различных литературных жанрах. Денежный эквивалент — 15 тысяч рублей. Вручается в мае в Санкт-Петербурге на ежегодной книжной ярмарке «Петербургский книжный салон».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: