Реализация права — претворение в жизнь установленных (санкционированных) государством правовых норм в правомерной деятельности субъектов права.
Процесс реализации правовых норм включает в себя:
— фактическое содержание, т.е. материальную или духовную правомерную деятельность субъектов права;
— юридическое содержание.
Таким образом:
РП = ФС + ЮС.
Общая характеристика реализации права:
— это поведение субъектов права;
— это воплощение предписаний правовых норм;
— это правомерное поведение лица;
— это практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей.
Таким образом:
— реализация правовой нормы — показатель ее «жизни», итог, результат правового регулирования, одно из направлений действия права.
Формы реализации права:
1. использование права – форма реализации права, предоставляющая субъекту осуществление своих прав, через совершение действий, дозволенных правовыми нормами;
— свободное использование субъектами права своих законных прав;
— реализация управомочивающих правовых норм;
— не нарушение прав и свобод других лиц.
2. исполнение права – форма реализации, претворяющая в жизнь обязывающие нормативные предписания; (требует от субъекта права активных действий направленных на исполнение юридических обязанностей);
— совершение действий, предусмотренных нормой права или заключенным на ее основе договором либо индивидуальным актом;
— реализация активных юридических обязанностей.
3. соблюдение права – форма, выражающаяся в пассивном воздержании субъектом права от совершения запрещенных действий (реализуется через отказ от совершения действий, определяемых как правонарушения);
— воздержание от совершения запрещенных нормами права действий;
— реализация пассивных юридических обязанностей.
4. применение права – подразумевает активную властную деятельность государства в лице компетентных органов, наделенных необходимыми полномочиями (характеризуется точным, неуклонным соблюдением законов; реализацию применения права обеспечивает принудительная сила государства);
— реализация активных юридических обязанностей строго определенными субъектами права в интересах других субъектов права.
Формы реализации права:
— соблюдение права;
— исполнение права;
— использование права;
— применение права.
Таким образом:
— если соблюдение, исполнение, использование права — это формы непосредственной реализации правовых норм, то применение права — это форма опосредованной его реализации.
Применение права (правоприменение) — государственно-властная деятельность определенных субъектов права по реализации правовых норм.
Общая характеристика правоприменения:
— государственно-властная деятельность определенных субъектов права;
— деятельность, направленная на вынесение правового индивидуально-конкретного властного предписания;
— носит творческий характер, но в строго определенных законом нормативно-процессуальных рамках и формах;
— носит организационный и организующий характер;
— форма государственной деятельности.
Субъекты правоприменения:
— государство;
— государственные органы;
— общественные организации, которым государство делегирует часть своих властных полномочий;
— должностные лица.
Формы правоприменения:
— оперативно-исполнительная, т.е. организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование общественных отношений с помощью индивидуальных актов (кадровые назначения, регистрация брачного союза);
— правоохранительная, т.е. охрана норм права от каких бы то ни было нарушений, посягательств, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, исполнения назначенных мер наказания, а также принятие мер по предупреждению нарушений в будущем (профилактика правонарушений).
Необходимость в правоприменении как особой формы реализации права обусловлена:
— спецификой государственного управления, регулирования общественной жизни;
— спецификой правовых норм, многие из которых не могут быть реализованы без вмешательства субъектов правоприменения, актов применения права (например, защита субъективных прав граждан, правоохранительная деятельность).
Стадии правоприменения:
— анализ фактических обстоятельств юридического дела (вычленение юридических фактов, их исследование, установление достоверности, значимости, достаточности и т. д. при помощи определенных юридических средств, в установленных законом формах и порядке);
— выбор правовой нормы (юридическая квалификация деяния);
— принятие решения по юридическому делу (возбуждение уголовного или административного дела по соответствующей статье уголовного или административного кодекса, вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела).
Основные требования правильного правоприменения:
— законность;
— гуманизм;
— уважение прав и свобод человека;
— целесообразность (юридическая);
— презумпция (лат. - предположение) невиновности (т.е. невиновен до приговора суда — единственного государственного органа, который может решать вопрос виновности или невиновности субъектов права).
Основные вспомогательные условия правильного правоприменения:
— высокая юридическая квалификация правоприменителя;
— высокий уровень нравственности правоприменителя.
Итогом правоприменения всегда выступает соответствующий акт применения нормы права. Он характеризуется тем, что:
— не является нормативным актом, т.е. не содержит норму права;
— содержит индивидуально-конкретное властное предписание;
— адресуется индивидуально-определенным лицам;
— имеет разовое значение.
Структура правоприменительного акта:
— вводная часть (наименование акта, указание органа, должностного лица, издавшего его, место, время, к кому относится);
— описательная (констатирующая) часть изложение самой фабулы юридического дела, т.е. описание его фактических обстоятельств;
— мотивировочная часть (юридическое обоснование правильности указанного ниже решения);
— резолютивная часть (содержание самого решения по данному юридическому делу).
Виды правоприменительных актов:
1. По субъектам правоприменения:
–– акты органов государства;
–– акты органов местного самоуправления.
2. По предмету правового регулирования:
–– акты применения норм материального права;
–– акты применения норм процессуального права.
3. По функциональной направленности:
— регулятивные (направлены на регулирование правомерного поведения);
— правоохранительные (направлены на регулирование противоправного поведения).
4. По характеру решения:
–– запрещающие;
–– обязывающие;
–– управомачивающие.
5. По наименованию:
–– приказы;
–– постановления;
–– указания;
–– протоколы.
Пробелы в праве — те случаи, когда определенные общественные отношения, находящиеся в целом в сфере правового регулирования, оказываются по каким-то причинам неурегулированными конкретными нормами права.
Основные причины появления пробелов в праве:
— отставание законодательства от жизни;
— недостатки существующих нормативно-правовых актов, их юридическая некачественность;
— «неповоротливость» государственного механизма, законодательных органов.
Способы устранения пробелов в праве:
— издание соответствующего нормативно-правового акта;
— аналогия права, т.е. принятие решения по конкретному юридическому делу, исходя из общих принципов, смысла, целей действующего законодательства;
— аналогия закона, т.е. применение к регулированию общественных отношений правовых норм, регулирующих сходные, родственные (аналогичные) отношения.
Аналогия (права, закона) применяется при регулировании всех общественных отношений за исключением:
— уголовных правоотношений;
— административных правоотношений.
Юридические коллизии — противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения.
Виды коллизий:
–– между Конституцией и всеми иными актами (разрешается в пользу Конституции);
–– между законами и подзаконными актами (разрешается в пользу законов как актов большей юридической силы);
–– между общефедеральными актами и актами субъектов федерации:
если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он; если последний принят вне пределов своего ведения, то действует общефедеральный акт;
–– между актами одного и того же органа (применяется позже принятый акт);
–– между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий более высокой юридической силой);
–– между общим и специальным актом:
если они приняты одним органом, то применяется последний;
если они приняты разными органами, то действует первый.
Возможные способы разрешения коллизий:
–– принятие нового акта;
–– отмена старого акта;
–– внесение изменений в действующие акты;
–– систематизация законодательства;
–– референдумы;
–– деятельность судов (прежде всего Конституционного Суда РФ);
–– переговорный процесс через согласительные комиссии.