Олег Новиков, основатель и генеральный директор ведущего российского частного издательства «Эксмо», занялся издательской деятельностью, учась на третьем курсе Московского авиационного института (МАИ). Издательство было создано в 1991 году. Сегодня под лейблом «Эксмо» выпускается 20% российской книжной продукции. В группу «Эксмо» входят издательство, полиграфический комбинат, фабрика печати и более 50 книжных магазинов объединенной розничной сети «Новый книжный — Буквоед».
Миссия «Эксмо»: открывать людям возможности для проведения досуга, развития и вдохновения, создавая многообразие книг и обеспечивая их доступность.
«Эксмо» сделало ставку на открытие новых российских талантов и прочно заняло в этой категории рынка первое место. Определяя принципы работы издательства, нацеленные на создание и укрепление его лидерских позиций на рынке, Олег Новиков решил не копировать конкурентов, которые занимаются в основном перепечаткой известных книг, а открывать новые имена. Издательство открыло российской аудитории таких авторов, как Данил Корецкий, Александра Маринина и Дарья Донцова. В частности, в 1996 году компания выпустила «Антикиллер» Даниила Корецкого, который стал бестселлером и помог «Эксмо» выйти в лидеры книжного рынка.
Открытие другого автора – Александры Марининой – было связано с большими трудностями, поскольку в то время российские читатели полагали, что женщина, если ее имя не Агата Кристи, не может писать хорошие детективы. Книги сначала продавались плохо. Тогда Олег Новиков проявил предпринимательскую изобретательность. Он не сдался, как на его месте поступили бы менее предприимчивые руководители, не пошел на поводу у рынка, а решил создавать его. В 1998 году для продвижения романов Марининой издательство предложило «НТВ-Кино» снять сериал. Затраты были внушительными, но выход на экран первых фильмов сломал читательский стереотип. Начался ажиотажный спрос на романы Марининой.
В 2005 году Олег Новиков перевел «Эксмо» на дивизионную структуру. Лидеры дивизионов, действующих, по существу, как самостоятельные бизнес-единицы, наделены всеми необходимыми полномочиями. Они не просто редакторы, работающие с авторами и обеспечивающие качественную подготовку издания. Они контролируют весь процесс от начала до конца. Лидеры дивизионов разбираются в маркетинге, отбирают книги для публикации, пишут техническое задание, контролируют все стадии процесса выпуска книги, принимают решение о сроках выхода книги и о ее цене и отвечают за финансовую отдачу от ее реализации.
«Одному человеку легче довести до конца свои идеи. Он четко специализируется на своем направлении и ни на что не отвлекается, проекты получаются более цельными», – говорит Олег Новиков. «Эксмо» проводит специальное обучение таких дивизионных лидеров, чтобы развить у них все перечисленные выше кросс-функциональные навыки.
Поскольку на российском рынке образовалась большая ниша между крупными типографиями и маленькими, «Эксмо» заняло эту нишу, открыв «Немецкую фабрику печати» и вложив только в оборудование 10 млн. евро. «Я не сомневаюсь: мы очень вовремя занялись полиграфией. Опять же инженерное образование подсказало: в бизнесе нельзя принимать решения только в двух плоскостях, например, искать оптимальную точку между качеством и ценой. Важно учитывать и третье измерение – время. Так что если бы мы хотя бы полгода протянули с открытием «Немецкой фабрики печати», кто-то вместо нас занял бы эту нишу,» – говорит Олег Новиков.
«Эксмо» одним из первых на книжном рынке в 2005 г. разработало корпоративную стратегию развития на трехлетний период. В течение данного периода Издательство планирует концентрироваться на удержании лидерских позиций в сегментах «Взрослая развлекательная литература» и нишах сегментов «Детская развлекательная литература» и «Литература для DIY (Do-It-Yourself) и хобби». Издательство активно выходит в относительно новый для себя сегмент «Профессиональная литература», где «ЭКСМО» создало и продвигает бренд ЭКСМО Education.
Издательство «Эксмо» одним из первых на российском книжном рынке стало проводить политику активного брендинга, перестраивая под нее редакторские, дизайнерские, финансовые, маркетинговые, рекламные и PR-технологии.
Лидерство «Эксмо» сохраняется благодаря профессионализму и высокой мотивированности её сотрудников. Вот что Олег Новиков рассказывает о создании своей супер-команды: «Когда мы начинали бизнес, ни у кого из нас не было специальных экономических или управленческих знаний. Действовали методом проб и ошибок. Думали: пусть люди профессионально не дотягивают, зато у них есть энтузиазм и они готовы отдавать работе все силы. Но выяснилось, что одного энтузиазма недостаточно, требуются еще и базовые знания в области менеджмента, умение работать системно, ставить задачи, контролировать их решение. И когда на первом этапе пошли сбои, пришлось менять часть команды. Это был болезненный процесс. Но я понял, что по-другому нельзя.
Теперь мы сделали выводы и стараемся брать людей, обладающих навыками руководящей работы. Мы и редакторов набираем с навыками управления, знанием маркетинга, с умением нести ответственность за финансовый результат.»
Руководство компании целенаправленно подходит к развитию сотрудников, формируя планы развития сотрудников на основании годовой оценки эффективности. Для развития сотрудников используются различные форматы и методы обучения: семинары, мастер-классы, тренинги, наставничество, вебинары, электронные курсы, конференции и пр.
Вопросы и задания
1. Назовите основные факторы успеха издательства «Эксмо».
2. Составьте экономический портрет издательско-полиграфической отрасли.
3. Перечислите возможности и угрозы внешней среды издательства «Эксмо».
4. Какие виды стратегий использовал Олег Новиков для развития своего бизнеса? Обоснуйте свой ответ.