Задача 1.
У иранской собаки ген нормального зрения доминирует над геном слепоты. После скрещивания самки и самца с нормальным зрением в помете из четырех щенков, один оказался слепым. Определите генотипы родителей и потомков.
Дигибридное скрещивание
Задача 2
У человека кареглазость доминирует над голубоглазостью, а праворукость –
над леворукостью. Кареглазый левша женился на голубоглазой женщине-
правше. У них родился голубоглазый ребенок-левша. Определите генотипы родителей и детей.
Задача 3
У человека свободная мочка уха (А) доминирует над несвободной (а), а подбородок с треугольной ямкой (В) - над гладким подбородком (в). У мужчины - несвободная мочка уха и подбородок с треугольной ямкой, а у женщины - свободная мочка уха и гладкий подбородок. У них родился сын с несвободной мочкой уха и гладким подбородком. Решить задачу с помощью решетки Пеннета.
A) Сколько типов гамет образуется у мужчины?
Б) Сколько разных фенотипов может быть у детей в этой семье?
B) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
Г) Какова вероятность рождения ребенка со свободной мочкой уха и гладким подбородком?
Д) Какова вероятность рождения ребенка с треугольной ямкой на подбородке?
Е) Какова вероятность того, что в этой семье два раза подряд родятся рецессивные гомозиготы?
Ж) Какова вероятность того, что в этой семье четыре раза подряд родятся рецессивные гомозиготы?
Наследование, сцепленное с полом
Задача 4
У фенотипически здоровых родителей две дочери здоровы, а сын болен гемофилией. Ген гемофилии локализован в Х-хромосоме. Каковы генотипы родителей и детей?
Контрольные вопросы
1. Что изучает генетика?
2. Кто является основоположником генетики?
3. В чем сущность закона единообразия гибридов первого поколения?
4. Какие гены называют аллельными?
5. Какие гены называются неаллельными?
6. В чем сущность закона расщепления?
7. Что такое альтернативные признаки?
8. В чем сущность закона независимого наследования признаков?
9. В чем состоит смысл выражения «признак сцеплен с полом»?
Практическое занятие №4
«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»
Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.
Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.
Ход работы
1.Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде обитания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относительность».
Приспособленность организмов и её относительность
Таблица 1 *
Название вида | Среда обитания | Черты приспособленности к среде обитания | В чём выражается относительность приспособленности |
2. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений и запишите общий вывод.
Контрольные вопросы
1. Какое значение имеет приспособленность организмов к среде обитания?
2. Каковы механизмы возникновения приспособительной окраски у животных?
3. Распространяется ли действие естественного отбора на поведение животных?
4. Как объяснить относительный характер приспособленности?
5. В чем сущность мимикрии?
6. Каким образом обитатели пустынь приспосабливаются к отсутствию воды?