Основным современным способом профилактики кризисов признан контроллинг. Контроллинг выполняет функцию управления управлением и является синтезом целого круга управленческих задач: планирования, учета, контроля, организации информационных потоков и др.
В основе контроллинга как концепции системного управления организацией в общем случае лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы (предприятия, торговой фирмы, банка и др.) путем:
- ориентации на эффективную работу предприятия в долговременной перспективе;
- структурирования процесса управления и выделения циклов для обеспечения четкости планирования, контроля исполнения планов и принятия корректирующих решений;
- формирования организационной структуры, ориентированной на достижение стратегических и оперативных целей;
- создания информационной системы, адекватной задачам целевого управления предприятием.
Основные функции контроллинга определяются поставленными перед организацией целями и направлены на формирование комплекса мероприятий по достижению этих целей. К основным функциям контроллинга относятся:
- учетная — сбор информации и ее первичная обработка, включая оценку деятельности предприятия и его подразделений, разработка и совершенствование системы внутреннего учета, унификация методов и критериев оценки деятельности предприятия и его подразделений;
- планирования — формирование и совершенствование системы планирования на предприятии; сбор информации для прогнозирования, установление сроков и целей планирования; установление потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования; координация процессов обменаинформацией в процессе планирования; координация и агрегирование по времени и содержанию отдельных планов; осуществление проверки разработанных планов на полноту и реализуемость; разработка единого сводного плана предприятия;
- контроля и регулирования—определение контролируемых величин и параметров; сравнение плановых и фактических величин для оценки степени достижения целей предприятия; определение допустимых границ отклонений контролируемых величин; анализ отклонений и соответствующая интерпретация причин отклонений плана от факта; выработка рекомендаций по уменьшению возникших отклонений;
- информационного и аналитического обеспечения — разработка архитектуры системы информации предприятия; стандартизация информационных потоков и каналов передачи информации на предприятии; подготовка цифрового материала для контроля и регулирования деятельности предприятия; сбор и систематизация релевантных для принятия решений данных; разработка инструментария для процессов планирования, контроля и принятия решений; консультирование при выборе корректирующих мероприятий и управленческих решений; обеспечение надежности и экономичности функционирования информационной системы.
Контроллинг как система включает в себя два основных аспекта: стратегический и оперативный.
Для стратегического контроллинга определяют следующий круг задач:
- содействие в установлении количественных и качественных целей предприятия;
- методологическая и информационная поддержка процесса стратегического планирования;
- помощь в определении критических внешних и внутренних условий, лежащих в основе стратегических планов;
- определение узких мест в системе управления предприятием;
- определение основных контрольных показателей в соответствии с установленными стратегическими целями;
- сравнение плановых и фактических значений стратегических контрольных показателей в целях выявления и ликвидации причин отклонений; анализпоказателей экономической эффективности, особенно инноваций и инвестиций.
Среди основных задач оперативного контроллинга выделяют:
- методологическую и инструментальную поддержку процессов текущего и оперативного планирования и разработки бюджетов;
- выявление узких мест на уровне тактического управления;
- определение всей совокупности контрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями предприятия;
- сравнение плановых и фактических показателей всей совокупности контрольных результатов и затрат в целях выявления причин, виновников и последствий отклонений;
- анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов;
- создание информационной базы для принятия текущих управленческих решений.
- Контроллинг представляет собой систему методов для своевременного распознавания негативных признаков и тенденций на предприятиях, находящихся в фазах относительного стабильного функционирования, т. е. для профилактики кризиса. Самыми эффективными антикризисными мероприятиями можно считать те, которые носят, как и контроллинг, превентивный, упреждающий характер.
Заключение
Для антикризисного регулирования необходима база надежных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высококвалифицированных специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состояние экономики. В этом направлении государственные органы осуществляют регулирование следующих видов:
• правовое - создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;
• методическое -методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности;
• информационное - учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий;
• экономическое и административное — применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации;
• организационное -создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника;
• социальное -социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий;
• кадровое -поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями (административных и арбитражных управляющих), повышение уровня их квалификации;
• экологическое — защита окружающей предприятия природной среды от загрязнения в результате осуществления ими своей деятельности.
Управление —направленное воздействие руководства хозяйствующего субъекта на хозяйственные процессы в целях увеличения прибыли за счет повышения эффективности производства, улучшения качества выпускаемой продукции и обеспечения на этой основе экономического и социального развития коллектива предприятия. Антикризисное управление предприятием (антикризисный менеджмент) — новое понятие для экономики России. В отличие от антикризисного регулирования это микроэкономическая категория, отражающая производственные отношения на уровне предприятия. Появление антикризисного управления продиктовано необходимостью финансового оздоровления многочисленных предприятий, функционирующих в состоянии хронической неплатежеспособности. Исходя из потребности, сформировался упрощенный смысл этого понятия, т.е. под ним понимают либо управление деятельностью предприятия, впавшего в состояние кризиса, либо управление, нацеленное на вывод предприятия из этого состояния. Но в обоих случаях нужда в.нем возникает после свершившегося факта банкротства.
Однако чаще всего негативного положения предприятия можно избежать, если своевременно применить адекватные профилактические меры. Опыт длительного бескризисного функционирования «звездных предприятий» широко известен в Японии, США, Германии и других странах. Тогда напрашивается вопрос: антикризисное управление —это оздоровление или профилактика банкротства финансового состояния предприятия? Очевидно, что, оберегая экономическое благополучие, следует быть дальновиднее. Смысл бескризисного функционирования предприятий видится в проведении мер, упреждающих и предотвращающих их несостоятельность. Однако не все кризисы можно предотвратить, некоторые нужно пережить и преодолеть их разрушительные последствия. Поэтому антикризисное управление предполагает проведение санирующих мер и в отношении несостоятельных предприятий.
Из сказанного следует, что антикризисное управление (антикризисный менеджмент) — это применение к предприятию экономически и социально оправданных профилактических и оздоровительных процедур, направленных на повышение его конкурентоспособности.
Особенностью антикризисного менеджмента является то, что в качестве предмета выступают лишь профилактические меры финансового оздоровления предприятия, а не развитие объекта управления вообще. Цель антикризисного менеджмента состоит скорее в подготовке «аэродрома» для последующего старта развития и совершенствования деятельности хозяйствующего субъекта. Это своего рода управление-связка одновременно между всеми видами управления вообще и между отживающими и прогрессивными формами и методами всех его аспектов как необходимое условие для повышения эффективности деятельности данного субъекта.
Список литературы
1. Григорьев В., Островкин И. Оценка предприятий. Имущественный подход. – М.: Дело,2008.
2. Ермолаев С.Н. Применение традиционной теории структуры капитала в расчетах финансовых показателей фирмы // www.aup.ru
3. Количественные методы финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2006
4. Кузнецова О.А., Лифшиц В.Н. Структура капитала, анализ методов ее учета при оценке инвестиционных проектов/ Экономика и математические методы. — 1999. — выпуск 4.
5. Парамонов А.В. Методы оценки капитала // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – №6.
6. Патров В.В., Ковалев В.В. Как читать баланс. – М.: Финансы и статистика, 2006.
7. Перрар Ж. Управление финансами. – М.: Финансы и статистика, 2004.
8. Финансовое управление компанией/под ред. Е.В. Кузнецовой. — М.: Фонд Правовая культура, 2005.
9. Чебытарева Т.В. Методы оценки стоимости акционерного капитала // www.cfin.ru
10. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов — М.: Финансы и статистика, 2003.