1. Схема 1 предусматривает проведение испытаний образца (пробы) продукции в аккредитованной испытательной лаборатории.
2. Схема 2 предусматривает дополнение к схеме 1 (после выдачи сертификата на продукцию) - последующий инспекционный контроль за сертифицированной продукцией путем испытаний образца, взятого у продавца, проводимых в аккредитованной испытательной лаборатории.
3. Схема 2а предусматривает дополнение к схеме 2 (до выдачи сертификата на продукцию) - анализ состояния производства сертифицируемой продукции.
4. Схема 3.предусматривает дополнение к схеме 1 (после выдачи сертификата на продукцию) - последующий инспекционный контроль за сертифицированной продукцией путем испытаний образца, взятого со склада готовой продукции изготовителя перед отправкой его потребителю, проводимых, как правило, в аккредитованной испытательной лаборатории.
5. Схема 3а предусматривает дополнение к схеме 3 (до выдачи сертификата на продукцию) - анализ состояния производства сертифицируемой продукции. При этом, если это предусмотрено правилами сертификации однородной продукции, в процессе проведения инспекционного контроля сертифицированной продукции, у изготовителя может быть проведен контроль состояния производства.
6. Схема 4 основывается на проведении испытаний образца продукции (как в схемах 1-3) с последующим, инспекционным контролем за сертифицированной продукцией путем проведения испытаний образцов, взятых как у продавца, так и у изготовителя.
7. Схема 4а предусматривает дополнение к схеме 4 (до выдачи сертификата на продукцию) - анализ состояния производства сертифицируемой продукции. При этом, если это предусмотрено правилами сертификации однородной продукции, в процессе проведения инспекционного контроля сертифицированной продукции у изготовителя может быть проведен контроль состояния производства.
8. Схема 5 основывается на проведении испытаний продукции и сертификации производства или сертификации системы качества изготовителя с последующим инспекционным контролем за сертифицированной продукцией путем проведения испытаний образцов, взятых у продавца и у изготовителя, а также контроля стабильности условий производства и функционирования системы качества.
9. Схема 6 предусматривает проведение сертификации системы качества у изготовителя, которую выполняет аккредитованный орган.
Для продукции, произведенной изготовителем, получившем сертификат на систему качества применительно к производству данной продукции, основанием для выдачи сертификата может служить заявление-декларация изготовителя о соответствии продукции установленным требованиям (если это определено правилами сертификации однородной продукции).
10. Схема 7 предусматривает испытания выборки образцов, отобранных из партии изготовленной продукции, в аккредитованной испытательной лаборатории.
11. Схема 8 предусматривает испытания каждого изготовленного образца в аккредитованной испытательной лаборатории.
12. Помимо указанных схем сертификации в виде исключения, на ограниченный срок по отдельным видам продукции может применяться порядок выдачи сертификата, основанный на заявлении-декларации изготовителя и последующем инспекционном контроле за сертифицированной продукцией, если это установлено правилами сертификации однородной продукции. Условием применения заявления-декларации может быть также наличие сертификата системы качества изготовителя.
Изготовитель на основе положительных результатов проведенных испытаний и при наличии у изготовителя надлежащей системы контроля продукции оформляет заявление-декларацию.
Заявление-декларация, подписанное руководителем предприятия-изготовителя, совместно с протоколами испытаний продукции направляется с сопроводительным письмом в орган по сертификации.
Орган по сертификации рассматривает представленные документы и, в случаи необходимости, запрашивает дополнительные материалы.
При положительных результатах орган по сертификации выдаёт изготовителю сертификат соответствия.
При отрицательных результатах орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин.
2. схемы сертификации услуг.
№ схемы | Оценка мастерства исполнителя | Оценка процесса оказания услуги | Аттестация предприятия | Сертификация системы качества | Выборочная проверка результата услуги | Инспекторский контроль |
+ | + | Проверка результата услуги | ||||
+ | + | Контроль стабильности процесса оказания услуги | ||||
+ | Выборочная проверка результата услуги | |||||
+ | + | Выборочная проверка результата услуги | ||||
+ | Контроль стабильности функционирования системы | |||||
Контроль стабильности функционирования системы |
Схемы, применяемые при обязательной сертификации, определяются Госстандартом России.
Схему добровольной сертификации определяет заявитель и предлагает ее органу по сертификации.
Услуга – результат взаимодействия исполнителя и потребителя и собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя.
По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на две группы:
- материальные услуги, обеспечивающие восстановления потребительских свойств изделий или изготовления новых изделий по заказам граждан, а также перевозку грузов и людей, торговые, банковские услуги и т. д.;
- нематериальные услуги, обеспечивающие поддержание и восстановление здоровья, духовного и физическое развитие личности, повышения профессионального мастерства
Схема 1 предусматривает оценку мастерства исполнителя услуги, что включает проверку условий работы, знаний технологической, нормативной документации, опыта работы, сведений о повышении квалификации и выборочную проверку результата услуги, а также последующий инспекторский контроль. Для нематериальных услуг путем экспертной или социологической оценки.
Рекомендуется применять для сертификации услуг, оказываемых гражданами-предпринимателями и небольшими предприятиями.
Схема 2 предусматривает процесс оказания услуги, которая может осуществляться двумя способам:
- проверка технологического процесса, мастерства исполнителя, условий обслуживания;
- оценка системы качества.
Инспекторский контроль осуществляется путём контроля стабильности процесса оказания услуги.
При проверки технологического процесса контролируется:
- полнота технологической документации,
- соответствие оборудования требованиям выполняемого техпроцесса;
- соответствие квалификации исполнителей требованиям выполняемого технологического процесса;
- соблюдение технологической дисциплины;
- соответствие оснастки, контрольно-измерительных приборов и инструментов требованиям выполняемого технологического процесса.
При оценки системы качества проверяется:
- политика в области качества;
- руководство по качеству;
- соответствие элементов системы качества установленным требованиям;
- эффективность системы качества с точки зрения достижения целей, установленных в области качества.
При наличии у заявителя сертификата на систему качества оценка системы качества не проводится.
Схема 3 предусматривает сплошную проверку результата услуги. Схема может применяться для сертификации материальных услуг (ремонт и изготовления изделий по индивидуальным заказам). Инспекторский контроль осуществляется путём выборочной проверки результата услуги.
Схема 4 предусматривает аттестацию предприятия, что включает проверку:
- состояние его материально-технической базы;
- санитарно-гигиенических условий обслуживания потребителей;
- ассортимента и качества услуг, включая наряду с целевыми и дополнительные услуги;
- четкости и своевременности обслуживания;
- качества обслуживания (этика общения, комфортность, эстетичность, учет запросов потребителя и т.д.)
- профессионального мастерства обслуживающего персонала.
Рекомендуется применять при сертификации гостиниц, ресторанов, парикмахерских, кинотеатров и т.д.
Инспекторский контроль может осуществляться с использованием социологических методов.
Схема 5 предусматривает сертификацию систем качества и последующий инспекторский контроль, за стабильностью её функционирования. Сертификация системы качества осуществляется органом по сертификации услуг с привлечением экспертов.
Схема 6 предусматривает рассмотрение декларации о соответствии с прелагаемыми к ней документами
Практические занятия
Занятие 1
Тема Сертификация как целевой метод управления качеством.
Вопросы 1. Основные положения и направления сертификации. Закон Российской федерации о сертификации продукции и услуг.
2. Применение знака соответствия при обязательной сертификации.
3.Работа с сертификатами
Занятие 2
Тема.Структура системы сертификации
Вопросы: 1. Системы аккредитации
2. Система сертификации в Российской Федерации
3. Сертификация систем качества
4.Работа с сертификатами
Занятие 3
Тема. Схемы и процедуры сертификации
Вопросы: 1. Схемы сертификации продукции
2. Схемы сертификации услуг
3.Работа с сертификатами
Тесты
(выбрать один правильный ответ)
1. Проведение сертификации продукции и услуг осуществляется на основе
а) законов
б) схем сертификации
в) стандартов
г) требований потребителей
2. Потребитель узнает о том, что продукция сертифицирована и соответствует установленным требованиям по
а) товарному чеку
б) знаку соответствия
в) товарному знаку
г) штрих коду
3. Права потребителей в Российской Федерации определяет
а) Закон РФ «О защите прав потребителей»
б) Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»
в) Закон РФ «О стандартизации»
г) Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
4. Штриховой код присваивается
а) всей партии продукции
б) каждой единице конкретной продукции
в) выборочно
г) по требованию
Литература
1. Маренкова Н.Л., Мельников В.П. Управление качества и конкурентоспособности продукции- М.: Национальный институт бизнеса. 2004
2. Закон РФ «О защите прав потребителей» в редакции от 09.01.96.
3. Закон РФ «о сертификации продукции и услуг».1996г.
4. Ильенкова С.Д. Управление качеством, М., 2004г
5. Гиссин В.И. Управление качеством, М., 2003г
6. Окрепилов В. В. Управление качеством, М., 2005.